Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!

Об отношении к джазу в Германии и СССР в 1922 году Мейерхольд пригласил Валентина Парнаха вместе с его «джаз-бандом» участвовать в своих спектаклях - изображать «механистическую цивилизацию Запада». Ильф и Петров в «Двенадцати стульях» пройдутся по нему: вооружённые саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха... Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд.

1928 год. статья Горького «О музыке толстых» в «Правде» «...Вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом. Это радио утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это — музыка для толстых"



1930 год. предвыборный плакат /Германия/: Красная война: Мама или товарищ? Человек или машина? Бог или дьявол? Кровь или золото? Раса или помесь? Народная музыка или джаз? Национал-социализм или большевизм?


1933 год. Исполнение джаза регламентировалось распоряжением Рейхсмюзикфюрера Министерства культуры III Рейха
«Приказываю:
1. Произведения в ритме фокстрота (так называемый свинг) не могут превышать 20 процентов репертуара оркестров танцевальной и развлекательной музыки.
2. В репертуаре так называемого джазового типа должны преобладать мажорные пьесы, а также тексты, провозглашающие радость жизни («Сила через радость»), нежели минорные и еврейско-пессимистические.
3. Темп следует предпочитать быстрый, а не медленный (как, например, блюз). В то же время темп не должен превышать надлежащей степени allegro в соответствии с арийской умеренностью и чувством дисциплины. Ни в коем случае не следует допускать негроидальной распущенности в ритме так называемого хот-джаза или в сольных выступлениях (так называемых брейках).
4. Так называемая джазовая композиция может содержать не более 10 процентов синкоп, а остальное должна составлять музыка, связанная способом натуральным, плавно и без истеричных ритмических переходов, характерных для музыки варваров и возбуждающих низменные инстинкты, чуждые немецкому народу (так называемые риффы).
5. Строго запрещается применение инструментов, чуждых немецкому духу (так называемых каубеллз, флексатонов и щеток), всякого рода глушителей (сурдин), которые преобразуют благородное звучание духовых инструментов в жидомасонскую какофонию (так называемые уа-уа, ин хэт и другие).
6. Запрещается исполнение сольных партий на ударных инструментах, превышающих 1/2 такта в размере четырех четвертей (за исключением стилизованных войсковых маршей).
7. В так называемых джазовых композициях разрешается игра на контрабасе при помощи смычка. Вместе с тем запрещается игра пальцами, от которой страдают и инструмент, и арийский музыкальный вкус. Если в соответствии с характером музыки необходимо так называемое пиццикато, то надлежит исключить возможность ударения струны о гриф инструмента, поскольку это строго запрещено.
8. Запрещается провокационное вставание при исполнении сольных партий.
9. Во время исполнения произведений запрещаются выкрики музыкантов.
10. Всем оркестрам развлекательной и танцевальной музыки рекомендуется ограничить применение всех видов саксофонов и заменить их виолончелями, альтами и соответствующими народными инструментами.»


1938 год. В Берлине проходит выставка "Дегенеративная искусство /дегенеративная музыка". Геббельс называет джаз "искусством недочеловеков"

1944 год. Цитата из журнала «Дас Шварце Корпс» : «Когда наш солдат находит проигрыватель и американские джазовые пластинки, он не разбивает их о стену. Он может захотеть отдохнуть от себя, от нас, от всего мира в какафонии животных звуков, превратиться в обезьяну, в нерационального деструктивного ребенка, уйти от необходимости думать. Но благодаря хорошей музыке он имеет прививку от этого ритмического похрюкивания. Мы не опасаемся и того, что наша молодежь может впасть в сексуальное бешенство, услышав сосание саксофона. Наши девушки, много работающие и помогающие авиации, не побегут на танцмарафоны, где лохматые и потные победители получат только побои. Наша молодежь выросла в новом мире высокого долга, а не развлечений. Опасность американизма в том, что он уводит молодых от ответственности, приличий и товарищества».


1944 год. В честь открытия «второго фронта» англо-американскими союзниками американский джаз в СССР ненадолго становится официально терпимым. Леонид Утёсов записывает на русском языке свинговую песенку американского композитора Джимми Макхью «Comin' In On A Wing And A Prayer» - убирается только упоминание о молитве - «на честном слове и на одном крыле».


1944 год. В Германии несмотря на запрет существует молодежное движение «Дети свинга» - они слушают американский джаз и танцуют под джазовые мелодии. Только осенью 1944 г. правительство приняло решение о разгроме инакомыслящей молодежи. Были арестованы и казнены лидеры нескольких диссидентских групп.

1948 год. Джаз как буржуазное искусство попадает под запрет. Под запрет попали даже некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой - шестиструнная («испанская») гитара, саксофоны. Начинается "эпоха разгибания саксофонов"

1952 год. Отрывок из книги И.Образцовой «О музыке и музыкантах», /«Молодая Гвардия»/ глава "Взбесившаяся музыка":
Звучность джаза построена на неестественных звуках, насилующих природу этих инструментов, и уродливых способах игры на них. Инструменты джаза скрежещут, взвизгивают, гогочут, скрипят.
Дикие завывания и квакающие звуки джаза противны людям со здоровым, неиспорченным слухом. Приемы джазового исполнения калечат музыкантов. Пианист, играющий кулаком, утрачивает навыки игры, и пальцы его теряют гибкость; скрипач теряет точность игры в полутонах, уменье чисто сыграть мелодию. Хуже всего приходится музыкантам-духовикам. Они «теряют губы», а вместе с тем и безвозвратно теряют свою профессию. Губы музыканта-духовика дополняют его инструмент. От умения «сохранить губы», от их упругости зависит и чистота тонов и красота звучания инструмента. Если же приходится извлекать воющие звуки джазовой музыки, то губы приучаются к неестественному положению, рот кривится, мускулы рта расслабляются. После нескольких лет игры в джазовом оркестре музыкант безнадежно «распускает губы», он более не способен играть в других концертных ансамблях, он дисквалифицирован. Пройдет еще немного времени, и музыканта безжалостно выбросят на улицу, он не сможет играть и в самом джазе. Но в капиталистическом обществе никого не тревожит судьба неудачного музыканта, — безработных музыкантов целая армия, выбывшего заменит другой.
Такова музыка современного капиталистического мира, она калечит и слушателей, и исполнителей. Ее осудил советский народ, и это записано в постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года и в решении I-го всесоюзного съезда советских композиторов.

1953 год. Трубач Эдди Рознер /отказавшийся в свое время от своего имени Адольф/ освобождён из лагерей и возвращается в Москву. Вскоре он сформирует новый оркестр, который (правда, без своего лидера) снимется в дебютном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956).

1957 год. На Фестивале молодёжи и студентов с успехом выступает Молодёжный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского, завоевав серебряную медаль фестиваля. Газета «Советская культура» по-доброму откликнулась на успех молодых советских джазменов статьёй «Музыкальные стиляги»: «...Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках».

1971 год. Советский Союз в двухнедельными гастролями посещает оркестр самого Дюка Эллингтона. В Ленинграде группа местных музыкантов умудряется прорваться на лётное поле аэродрома и сыграть выходящему из самолёта Дюку «Когда святые маршируют», невзирая на неудовольствие местных органов КГБ.

4 коммент.:

kursebeli комментирует...

spasibo balshoe za statiu !!!
ochen interesno bilo.
da bili vremena gde mojno bilo rastreliat cheloveka izatago chto on igral jazz, no ni znal chto takoe tvarilos i v Germanii.

Анонимный комментирует...

Да!!!! Вот высказывание одного философа: ,, природа позаботилась, чтобы дерево не росло до небес,,
Спасибо за статью!

Анонимный комментирует...

1944 год. В Германии несмотря на запрет существует молодежное движение «Дети свинга» - они слушают американский джаз и танцуют под джазовые мелодии. Только осенью 1944 г. правительство приняло решение о разгроме инакомыслящей молодежи. Были арестованы и казнены лидеры нескольких диссидентских групп.
---
Скажите, а откуда у вас информация? есть мнение, что не было никаких "детей свинга" в Германии, просто кино сняли такое в 1993 г.

Guitarist комментирует...

Были музыканты-джазмены.
Один из них РОЗНЕР (Rosner) Эдди (Игнатьевич) (настоящее имя Адольф) (1910 - 76), джазовый трубач, аранжировщик, композитор. В 1933 бежал из Германии в Польшу, затем в СССР. С 1940 руководитель Государственного джаза Белорусской ССР. В 1946 арестован в Москве и сослан на Колыму. Освобожден в 1953. При Мосэстраде создал в 1953 Эстрадный оркестр. В 1973 эмигрировал в Германию. Блестящий импровизатор, был прозван "белым Армстронгом". Автор джазовых композиций ("1001 такт в ритме"), танго ("Зачем смеяться"), песен ("Может быть он некрасивый"), вальса "Прощай, любовь", а также многочисленных джазовых аранжировок ("Сказки венского леса", музыка И. Штрауса; "Сент-Луис-блюз", "Очи черные").

Кстати, тут еще одна статья

http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/1998/06/jz0604.htm

Отправить комментарий

Архив блога