Лауреат и член жюри многочисленных конкурсов Гулико Чантурия известна в джазовом мире как блестящий импровизатор. Во время фестиваля «Синяя птица» в Москве живое исполнение Гулико Чантурия транслировали радиокомпания «Голос Америки» и немецкий телеканал «ZDR».
Она сотрудничала с такими выдающимися музыкантами, как Джимми Смит, Михал Урбаняк, Фредди Хубберт, трио Юри Хонинга и многими другими. Ее неоднократно приглашали в страны Европы для проведения мастер-классов по вокалу. В 2000 году президент Грузии удостоил ее почетной награды — за весомый вклад в развитие и популяризацию профессиональной джазовой музыки. В 2005 году выпустила альбом «Stay with me», посвященный 30-летию творческой деятельности. По гороскопу — Рак. Замужем, имеет двух дочерей.
Как все начиналось?
— Я окончила Тбилисское эстрадно-цирковое училище. В детстве ходила в кружок Дворца пионеров, где изучала народные песни, играла на всех народных инструментах — пандури, чонгури, саламури, чанги (типа маленькой арфы). В то время джаза как такового в Грузии не было — не было ни учебников, ни именитых джазменов, у кого можно было бы учиться. Приходилось самообучаться на песнях Эллы Фицджеральд. Поэтому именно ее я называю своим первым учителем, и это вполне соответствует истине. Помню, на 18-м этаже гостиницы «Ачара» был организован джаз-бар, где звучала джазовая музыка. Это было первое подобного типа заведение в Тбилиси, где играли джаз. Там мы и начинали. Мы — это джаз-трио (куда входили я, мой брат барабанщик Гурам Тэцошвили и пианист Отар Маградзе) и басист Отар Саганелидзе.
— Получается, что вы стояли у истоков зарождения джаза в Грузии?
— Да, нас можно назвать пионерами джаза в Тбилиси.
— Помните, когда в первый раз услышали джаз?
— Я была тогда маленькой, но помню хорошо. Одной из первых в Тбилиси, кто начал петь джаз, если не самой первой, была Лола Хомянц. Это была полная, аппетитная, «вкусная» женщина. Она жила в маленькой комнатушке в очень стесненных условиях, но если бы вы слышали, как она пела! Мне посчастливилось увидеть ее и услышать — это было незабываемое зрелище! Потом она уехала в Армению. После этого мне о ней ничего не известно.
— Говорят, джаз — музыка для интеллектуалов. Вы согласны?
— Мне не нравится это выражение. Не обязательно разбираться в джазе, главное — чувствовать его. Джаз считается музыкой угнетенных народов. А с недавних пор его вообще стали сравнивать с эротикой. Говорят, он вышел из секса белокожих и чернокожих. Мне нравится это сравнение. Вообще любая профессиональная музыка эротична, как и искусство в целом. По правде же говоря, все начинается с фольклора. Ведь джаз — это тоже фольклор, только негритянский. В первую очередь, надо знать свои корни, свои музыкальные традиции и уважать родную культуру, и только потом можно научиться понимать и любить чужую.
— Кто еще, кроме Эллы Фицджеральд, оказал на вас влияние?
— Их очень много, все они разные и самобытные, каждый из них по-своему интересен. Кармен Макрей, Сара Вон, Нэнси Уилсон, Дайана Ривз, из более современных — Чака Хан. Но я слушаю не только джазовую музыку.
А какую еще? Попсу?
— Почему бы и нет? Только качественную.
— Что в вашем понимании «качественная попса»? Пугачева, например?
— Ее я уважаю. Нравится Леонид Агутин, он очень профессионально делает музыку. И Анжелика Варум тоже нравится. Хотя голос у нее слабенький, но она очень музыкальна…
— …И умеет подать себя на сцене. Кстати, насколько это важное и нужное качество для джазового певца? Или достаточно только лишь наличие хорошего голоса?
— Те стереотипы, которые сложились в отношении эстрадных исполнителей, абсолютно не годятся для джазовых. В джазовой музыке все наоборот. Твоя внешность, твой имидж, даже отсутствие его как такового не играют в джазе никакой роли. Среди джазменов, если вы обратили внимание, очень много, на первый взгляд, некрасивых, небрежно одетых артистов. Но когда они поют, никакого внимания на их внешность не обращаешь. Даже не замечаешь, какой он — красивый или не очень. В джазе важен только голос и то, насколько мастерски ты им владеешь. Я бы сказала, даже не голос, а энергетика, выраженная через голос. Бывает, слушаешь композицию, не глядя на исполнителя, и тебе передается его энергетика — иногда положительная, а порой и отрицательная. Джазовые инструменталисты во время игры хотя и не умеют петь, но часто поют, и КАК поют — заслушаешься!
Родители и семья
— Когда меня спрашивают, были ли мои родители музыкантами, я отвечаю: «Нет, но они были тбилисцами». И считаю, что этим все сказано. Папа мой в душе был настоящим джазменом. Мама играла в оркестре народных инструментов и танцевала в ансамбле грузинских народных танцев.
Ваш муж тоже музыкант. Как вместе живется и работается?
— Очень легко. Он хороший человек и музыкант, хотя и не джазовый, но чувствует и понимает джаз. Если я что-то сделала в музыке, то благодаря ему и моему брату-близнецу, барабанщику Гураму Тэцошвили. Из-за различия характеров мы с Гурамом по-разному воспринимаем музыку. Он может слушать ее спокойно, вдумчиво, а я всегда реагирую очень эмоционально. Вначале нам трудно было работать вместе. Гурам всегда был для меня авторитетом. Мне казалось, что я все делаю не так, как надо. Но сейчас, после долгих лет сотрудничества, мы «спелись».
Кто-то из ваших дочерей пошел по вашим стопам?
— Они, как и мы с братом, тоже двойняшки. Обе очень музыкальные. Одна — телережиссер, сняла мой единственный клип, вторая — закончила исторический.
«Джаз — это характер»
— Какими еще качествами должен обладать джазовый исполнитель?
— Необыкновенное чувство ритма, музыкальность, а главное, удачное их сочетание.
— А артистизм? Вам, например, он присущ…
— Я об этом не думаю. Это получается само собой. В тот момент я думаю только о музыке. Артистизм должен быть в характере. Джаз — это характер, это музыка ярких, темпераментных людей. Джазмен — не тот, кто обязательно поет, а тот, кто чувствует! Его можно узнать даже по походке…
— Какая же походка у джазменов?
— Свободная, но не развязная, а то у нас многие путают свободу с вульгарностью. У джазменов есть еще одно качество — у них другое чувство времени, отличное от остальных людей. Вообще джаз — это состояние души. Я часто пою в клубах. Иногда прихожу туда очень уставшая и утомленная за день, но как только закрываю глаза и начинаю петь, усталость как рукой снимает. Для меня это самый настоящий отдых.
— Бытует мнение, что никто не поет джаз так, как негры…
— Да, это так. Белокожие преподносят джаз в более рафинированном виде.
— Курение, как известно, плохо отражается на голосе. Тем не менее многие музыканты чрезмерно увлекаются не только курением, но и наркотиками. Как вы к этому относитесь?
— Отрицательно. Считаю, что поющие люди не должны курить. Бог меня пока миловал от таких «вредных привычек». Но некоторым талантливым личностям это действительно необходимо для того, чтобы раскрыться, поэтому многие начинают курить, пить, нюхать и даже колоться. Майлз Дэвис, например, без кокаина вообще не выходил на сцену. И таких примеров уйма. Но им-то все простительно — они талантливы! А если ты бездарность и прибегаешь к наркотикам, курению или алкоголю с целью оправдать свое творческое бессилие, то это глупо. Тут пей не пей, кури не кури — ничего не поможет. Но есть и такие, кто следит за своим здоровьем. Например, африканка Дайана Ривз (кстати, любимая певица Рональда Рейгана) на каждом своем выступлении призывает к отказу от курения и тем более от наркотиков.
«Я — домохозяйка»
— Из того, что вы рассказали, можно сделать вывод, что джазменам нелегко живется в этом мире.
— Да, приходится сложно. Хотя в облаках я никогда не летала, всегда твердо стояла на земле…
— Материализм как-то не вяжется с образом творческого человека…
— Я и не считаю себя творческим человеком. По профессии я — домохозяйка. И горжусь этим. А музыка для меня — это больше, чем просто увлечение. Это то, без чего я умру. Но на первом плане у меня все же семья и забота о своих родных. Я очень люблю свою семью, мне доставляет огромное удовольствие ухаживать за детьми и мужем.
— Как вы себя оцениваете в этом амплуа?
— О! Домохозяйка я — высший класс! (Смеется).
— Для этого тоже надо талант иметь…
— Конечно! Еще какой! Например, когда у тебя нет продуктов и надо срочно что-нибудь приготовить, приходится почти так же импровизировать, как в джазе!
— Говорят, «двум господам одновременно не услужить», хотя у вас это неплохо получилось. Среди людей искусства такое встретишь нечасто, большинство не очень-то привязано к семье…
— Да, так и есть. Я, видимо, в этом плане исключение — у меня есть и любимое занятие, и хорошая семья, которая, слава Богу, не только не препятствует моему увлечению, но и всячески поддерживат меня. Я очень благодарна моим близким за это.
«Я воспитала свою публику»
— Вы относитесь к тому поколению тбилисцев, которых, к сожалению, с каждым днем становится все меньше и меньше. Что для вас Тбилиси?
— Я очень люблю Тбилиси, но в последнее время мне очень жаль его. Жалко, что уже не вернуть того, что безвозвратно потеряно…
— А может, и не надо его возвращать?
— Я не из тех людей, кто изо всех сил держится за прошлое. Времена меняются и пусть, но не надо пытаться стать тем, кем ты не являешься. Тбилиси никогда не был европейским городом и никогда им не будет.
— Может ли музыка и в целом культура оставаться в стороне от политики?
— Убеждена, что нет. Нельзя оставаться безучастным к тому, что происходит вокруг. Все в жизни взаимосвязано. Меня очень волнует судьба моего города, и я верю, что придут люди, которых она волнует так же, как меня. А пока остается надеяться только на Бога.
— Приходилось петь перед аудиторией, которая не разбирается в джазе?
— Много раз. Конечно, для артиста просто необходимо видеть, что публика принимает и понимает то, что он делает на сцене, чувствовать ее ответную реакцию, но люди разные бывают. Сейчас, по прошествии лет, я абсолютно свободно делаю на сцене то, что хочу. Без ложной скромности могу сказать, что я заработала себе имя, потому что то, что делаю в джазе, не делает никто. Я вырастила свою публику, воспитала ее музыкальный вкус.
— Как же вам удалось заставить их полюбить джаз?
— Сейчас объясню… Просто все надо делать с душой — даже когда совершаешь проступок (пример, может, и не очень удачный, но наглядный и понятный). Любую работу надо делать добросовестно и честно. Если на сцене ты не халтуришь, это не останется незамеченным. Даже далекий от искусства человек не сможет остаться равнодушным, когда ты делаешь свою работу на совесть. Это и есть самое главное.
Автор: Яна ИСРАЕЛЯН
5 коммент.:
spasibo za statiu "Джаз — это состояние души"
ia Chasto xaju v bar V Tbilisi slushat "Гулико Чантурия" ana velikalepnaia, ee impovizacia palno fantazii !!! isho raz balshoe spasibo !!!
А я честно признаюсь, не разу не слышал как она поет. :-(
ia saglasen s kursebeli. ana prosto super pevica, eslib vi videli i slushali....
Shota а у вас нет случайно хотя бы одной записи? Просто очень интересно послушать.
спасибо за отзывы. было неожиданно прочитать здесь свою статью про Гулико Чантурия. она действительно очень талантливая и самобытная певица, и, к тому же, на редкость общительный и приятный человек. Таких джазовых исполнителей, как она, в Грузии - единицы.
Яна Исраелян, "Аргументы и Факты"
Отправить комментарий