10 июня исполняется 65 лет Давиду Голощекину, выдающемуся джазовому музыканту, народному артисту России, основателю и руководителю петербургской Филармонии джазовой музыки - единственной в мире.
Бил в одну точку
- Давид Семенович, вы почти полвека играете джаз, причем в стране, где джазовых музыкантов считали едва ли не предателями родины. А у вас и карьера выстроилась, и Филармонию открыли. Вам повезло?
- Да, звезды сошлись. Может быть, потому что упорно бил в одну точку. Хотя когда начинал в 50-х, бесперспективность занятия джазом была очевидна: и как музыкант не реализуешься - нам разрешали играть только на танцах, - и денег не заработаешь. Да еще и вызывали «куда надо», разъясняли: «Если будешь продолжать, можешь попасть в тюрьму». Легко было изменить ситуацию - ну черт с ним, с джазом. Пойду аккомпанировать Эдите Пьехе, Броневицкий меня звал, обещал и деньги большие, и гастроли за границей. Я раздумывал минут 15: «Саша, извини, но я хочу играть джаз».
- Чем джаз вас привлек?
- Ритмом, свободой импровизации, ощущением полета... По сути, я человек «сиюсекундный», мне нравится менять все, что захочу, в том числе и в музыке. А масса музыкантов «от себя» ничего не могут сыграть, только по нотам.
- Как показано в фильме «Мы из джаза», когда герой ну никак не может импровизировать?
- «Мы из джаза» - фильм плохой, это водевильчик. За последнее обозримое время у нас только два фильма о джазе, этот и - «Когда святые маршируют», по названию известной темы, которую играл Луи Армстронг. Картина о возникновении и существовании джаза в нашей стране в условиях партийного контроля и КГБ. Я там снимался, есть черты и моей биографии.
Стриптиза не будет
- Почему вы выбрали название «филармония», а не «джаз-клуб»?
- Мне говорили: «Ты с ума сошел!» А я посмотрел в толковом словаре, что филармония - это организация, занимающаяся пропагандой музыкального искусства, в нашем случае - джаза. Мне больше всего этого и хотелось, а клуб - это значит публика выпивает, музыканты не всегда на высоте, бедлам. Нам уже 21-й год, и каждый день в зале обнаруживаются люди, которые в первый раз в Филармонии, я с ними беседую.
- Получается воспитывать «свою» публику?
- Конечно. Если бы впустую, были бы пустые залы, а у нас полные. Хотя джаз - искусство элитарное, так же, как и классическая музыка. Есть фаны, которые с юности с нами, - это шестидесятники. Есть и молодые, заинтересовавшиеся джазом, потому что ищут альтернативу попсе. Мы даем концерты «Джаз - детям», родители приводят четырех-пятилетних. Уже образовались супружеские пары, которые здесь встретились детьми, а теперь приводят своих.
- Все-таки среди поклонников джаза больше мужчин или женщин?
- Пятьдесят на пятьдесят. Продвинутые женщины тонко откликаются на джаз, я это давно заметил.
- Филармония находится в центре города, наверное, были желающие потеснить?
- Конечно, приходили разные люди, предлагали «немножко» перепрофилировать - скажем, после вечерних джазовых концертов проводить шоу со стриптизом. И я мог бы согласиться. Но хоть мы и получаем маленькую зарплату, зато занимаемся любимым делом, никто нам не диктует. За джаз много никогда не платили. Меня называют звездой, но какая я звезда! Я известный джазовый музыкант. Звезды - это те, которые крутятся на телевидении.
- Как-то вы рассказывали, что в Америке для джазменов работы мало. А у нас?
- В общем-то, обеспечены. Есть живые джазовые программы в кафе, ресторанчиках, открыл навигацию джазовый пароход - не в каждом городе такое найдешь. Чтобы выступать у нас в Филармонии, нужно быть ярким и талантливым. Я не могу представить публике полуфабрикат. Есть приток молодых, технически подкованных, но я бы не сказал, что очень яркие личности. Джаз - такая вещь, которой научиться невозможно, это дар музыкальной свободы - он или есть, или нет.
Джаз на скрипке
- Вы играете не только на саксофоне, а почти на десяти инструментах. Есть любимый?
- Есть инструмент, на котором я чаще всего играю, - скрипка. Никто в нашей стране кроме меня не играет джаз на скрипке - да и в мире человек пять. Когда ты играешь на разных инструментах, это дает колоссальное обновление, совершенно новые чувства, ощущение музыки. В разные периоды жизни я уделял время отдельному инструменту. Самому хотелось изобрести велосипед, поэтому не ходил к преподавателям. Я сам! Видимо, есть природный дар к освоению инструментов - у меня быстро шло.
- В чем вы еще не реализовались?
- В джазе процесс совершенствования бесконечен, поскольку это свободное импровизационное искусство, каждый раз играешь по-новому. Думаю, лучшую композицию я еще не сочинил, и лучшее соло еще не сыграл.
Елена ПЕТРОВА (оригинал)
8 коммент.:
Не зазвездился Д.Голощекин?
Как вы думаете? :-)
Думаю, что нет... Хотя, даже если и есть немного - имеет право. :-))
Я это к тому что, чувствуется в последнее время в его поведении так называемую (звездность).
Почему-то только наши джазмены такие (пафосные).
Читал интервью Chick Corea, Pat Metheny, Pat Martino, Enrico Rava, и т.д. Эти все музыканты всемирно известны, и их вклад неоценим, однако нет столько пафоса, сколько у наших.
Может я, и ошибаюсь, но пока это выглядит именно так.
Ну, возможно, перечисленные Вами американские джазмены не преодолевали на своем пути столько всяческих препятствий (даже "политического" толка) как наши "советские" музыканты... Поэтому наши теперь "сильно гордятся" тем, чего достигли...
Насчет поведения Голощекина конкретно не знаю, мне его видеть не приходилось, только слышать. :-))
Jazzband_nsk, хорошо ответили. Скорее всего так и есть, согласен с вами. :-)
Говорить, что Голощекин "зазвездился" недавно это, как бы сказать, не совсем верно :)
Он всегда был такой. Причем, это очень ярко бросается в глаза :)
Jazzman
Jazzman вот и я, выше об этом писал. :-)
Голощекин гастролирует в Америке?
Отправить комментарий