Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Джазовое солнце поворачивает на фанк


Я думаю, что не ошибусь, если скажу: так, как пишет музыку и играет на трубе (и флюгельгорне) Олег Степурко, не пишет и не играет никто. Абсолютно оригинальный стиль и манера исполнения собственных композиций, так же абсолютно оригинальных. Автор декларирует свой стиль, как этно-фанк. Да, действительно, по основным параметрам (в основном, ритмическим) музыку Степурко можно отнести к этому стилю. Да и интонационный строй музыки как будто намекает на то, что первая половинка названия стиля («этно») здесь не случайна. Но по содержанию, то, что представлено на данном диске, нечто совершенно иное. А содержание, которое выражается информативностью музыки, особым настроением, порой, глубиной чувств достигается автором своим неповторимым мелодическим, гармоническим, и, конечно же, ритмическим языком, свойственным именно этому автору. И это утверждение доказывает узнаваемость его музыки буквально с первых тактов. Это стиль Олега Степурко. Он его нашел, разработал, выстрадал. В собственной аннотации к диску, автор раскрывает свои творческие «секреты», так что мне нет необходимости на них останавливаться.

Лично я никогда не увлекался ни какими поисками особых систем - просто писал музыку. Но прочитать у Степурко, на чем основывается его музыка, в данном диске мне было интересно и... полезно. После повторного прослушивания я невольно проникся его находками и с уважением, а порой и с восхищением отмечал изобретательность автора и последовательность в применении разработанных им средств.

При первом прослушивании диска осталось впечатление некоторого единообразия от первых четырех пьес - пентатоническая основа тем (в хроматическом сопоставлении), в результате, - их схожесть, и не только в мелодическом, но и в ритмическом, и в темповом отношении. На фоне этих пьес ярким красочным пятном высветилась пятая - «Небесный контрабас» (посвященная памяти контрабасиста Анатолия Соболева) в прекрасном исполнении вокалистки Риты Петровой. Но я бы не стал наделять слово «единообразие» негативным смыслом. Мы привыкли к штампам: пьесы на диске или на концерте должны чередоваться - быстрая - медленная и пр. Для меня первые четыре пьесы, хотя и имеют разные названия, проникнуты одной идеей, одним настроением. Конечно, они отличаются друг от друга деталями: инструментовкой, ритмическими приемами, импровизациями... То есть, - одна мысль как бы поворачивается разными гранями. Мы же не ропщем на Равеля, слушая его «Болеро», где многократно звучит одна тема (9 вариаций всей мелодии или, что тоже 18 вариаций обеих её половин) каждый раз представая в новом обличье.
 
Для меня первые четыре пьесы прозвучали как одна большая композиция. И отмечать разницу между этими' похожими темами, но с разными названиями, было довольно занятно. Так что в этом единообразии присутствует некая притягательность, завораживающая сила, что-то от шаманства. Первую композицию («Jazz-пароход») я для себя в шутку назвал «Подвыпивший татарин». Его каждый раз заносит в сторону с прямого пути, чему виной пентатоника в хроматическом сопоставлении. Кстати, на джазовых пароходах выпивка не является чем-то экстраординарным. Стало быть, образность, юмор - не на последнем месте у Олега Степурко.
Три песни: «Небесный контрабас», «Андрей» и «Костер» - лирические откровения автора. Виртуозное исполнение необычной и сложной вокальной партии Ритой Петровой восхищает. Большая удача для композитора, найти солистку, способную адекватно воплотить авторский замысел.

Эти вокальные номера и очаровательная «Самба зеленой трубы» с великолепными соло: барабанным - Кирилла Степурко и флейтовым -Анатолия Герасимова, та необходимая лирическая составляющая общей композиции диска (наподобие побочной партии сонатного А11еgо). Эти четыре номера особенно ярко выделяются на фоне несколько жестковатой и отчасти умозрительной музыки остальных пьес. Но я нисколько не умаляю их достоинств. В этой музыке, повторяю, есть своя несомненная привлекательность, свое настроение, свои «открытия».

С удовольствием прослушал диск неоднократно, каждый раз находя новые впечатляющие выразительные детали: в архитектонике тем, почти всегда протяженных, в развитии импровизационных соло у всех солистов и в удивительной скэт-импровизации Риты Петровой в песне «Костер», в остроумных решениях всех инструменталистов ритм-секции. Следить за авторской мыслью на протяжении всего диска весьма увлекательно. Берусь утверждать, что Олегу Степурко удалось в такой, казалось бы, находящийся на обочине джазового мэйнстрима стиль (Fank, Fank-Rock) внести свежую струю и поднять до подлинно художественного уровня.
Я от всей души поздравляю Олега с большой творческой удачей. Уверен, что новая работа замечательного композитора и трубача найдет живой отклик в душе всех любителей музыки, и не обремененных закоснелыми кастовыми догмами неортодоксальных джазменов.
Профессор Юрий Чугунов


Солнцеворот

1 коммент.:

Юрий комментирует...

Классная композиция!!! Разрешите ее разместить на своем сайте")5+:)
С уважением, Бемоль Бемоличь:)

Отправить комментарий

ad

Случайные статьи

Архив блога

Комментарии