Так получилось, что музыканты разных жанров живут в разных музыкальных мирах. Академисты в своём, джазмены в своём, и народники в своём. И каждый музыкальный мир так самодостаточен, что музыканты разных жанров мало интересуются тем, что происходит у соседей. Но вот что интересно, если академисты и народники востребованы во всём мире и выступают во всех столицах, то наших джазменов-мейнстримщиков, практически не никуда не зовут. И выход из этого заколдованного круга нашли музыканты «Moscow Art Trio» (М. Альперин ф-но, А. Шилклопер валторна, С. Старос-тин вокал), которые выступают на лучших европейских площадках и записываются в самых известных европейских лейблах. Этот феномен принятия европейцами музыки российских музыкантов зафиксирован на последнем альбоме группы «Moscow Art Trio Live In Holland». В чём же секрет такого успеха «Moscow Art Trio»? На этот вопрос отвечает музыка альбома. Дружина Михаила Альперина в этом проекте сломала стены, отделяющие разные жанры и смогла сплавить в один музыкальный поток академические, джазовые и фольклорные идиомы. И уже в первой композиции «His 33 Years In The Village Of Karacharovo», фортепиано начинает играть фигурации, которые отсылают к лучшим опусам Дебюсси и, в тоже время, – они напоминают бряцание звончатых гуслей.
И вот на этом, мерцающем фоне, разворачивается неторопливый сюжет русской былины об Илье Муромце, которую поёт С. Старостин, владеющий аутентичной манерой исполнения. И всё же самым замечательным образом решена композиция «Easy, When You’re 3 1/2», к которой риф на 9/4 сделан из восходящего гаммаобразного хода, который играет валторна, а в левой руке, фортепиано играет гаммаобразный фанк-бас и на всё это ложиться русская песня «Ой, да вы девки, любушки мои». Но подложить модную фактуру под народную мелодию – это полдела, сейчас только ленивый так не аранжирует. А вся соль в том, как автор сможет развить мелодический потенциал темы в разработке?
И Альперин это делает самым парадоксальным образом, привлекая в разработке такой необычный материал, как протяжную песню, которая звучит на фоне синкопированных аккордов в верхнем регистре, но далее материал "взрывается" сполохами рваных пассажей, которые приводят к кульминации, построенной на пуанталистических «точечных» синкопированных рисунках, когда рояль трактуется, как бонги, и на нём выстукивают барабанные парадидлы. Очень комично звучит диалог 2-х флейт, которые играя нелепые скачки, трели и морденты, создают образ двух кумушек, которые судачат на завалинке.
Но далее вступает валторна и она, как в каденции классического концерта показывает все мыслимые и немыслимые диапазонные, артикуляционные и технические возможности инструмента. Реприза вновь нас возвращает к первому рифу и к русской песне «про девок». Выходит, что Альперин, вместо джазовой формы – «тема – вариации-импровизации», которая напоминает связку сосисок, создал разработку, которая присуща симфонической крупной форме. Такой музыкальный материал можно встретить в сонатах современных мастеров, таких, как Прокофьев или Шостакович. Известно, что Альперин всегда идёт нетореными путями и прокладывает свой путь по целине, что всегда даёт очень интересный результат, но эта композиция – настоящий шедевр, достойный встать в один ряд с лучшими композициями XXI века.
«Easy, When You’re 3 1/2»
Необычно решена композиция «Dream». Начинается она с медитативного наигрыша кларнета на педали валторны, которая звучит непрерывно, благодаря использованию приёма «цепного дыхания», которым блестяще владеет Аркадий. Затем вступает Старостин с русской песней «По дому, ходит дрёма». Но вот что интересно, если в интродукции рояль в аккомпанементе создаёт настроение ночного оцепления, то в разработке, соединение синкопированной аккордовой фактуры с «шагающим басом» в левой руке, приводит к мощной кульминации, в которой певец на словах «откопаем ямоньку, закопаем маменьку», с пения срывается на крик, и создаётся потрясающий образ безысходного человеческого горя. И вся эта композиция заставляет нас вспомнить цикл М. Мусоргского «Песни и пляски смерти». И пьеса «Dream», по силе воздействия, соразмерна музыке гениального русского композитора, ибо в ней, как и у Мусоргского в его цикле, создаётся, потрясающий по силе образ блуждания души по фантасмагорическим мирам, созвучный рисункам Гойи.
«Dream»
Композиция «Folk Novel», построенная на молдавском лидийском ладу, (дань Альперина своим молдавским корням) уже давно в репертуаре трио. Но каждый раз восхищаешься тем, как Альперин играет импровизацию на 2-х тактовый гармонический риф.
Начиная с фраз, в ритмическом отношении построенных очень изыскано – с примечанием полиметрии, и далее он начинать играть «подпрыгивающие» фразы молдавского танца дойна. Фантазии Альперина нет границ – это выражается в том, что он постепенно наращивая динамику темп и накал, приходит к кульминации, которую он уже выстукивает по роялю кулаками. Заканчивается композиция скэт-вокалом всего трио, причём в коде Миша переходит на клавишную гармонику и музыканты, выходя на авансцену, переходят на танец, выстукивая ритм башмаками.
И весь диск наполнен таким изобретательными парадоксальными находками музыкантов. Это и валторновый приём игры аккордами, когда музыкант, играя один звук, начинает петь другой и тем самым создаёт резонанс обертонов, в результате чего начинают звучать аккорды. Вот почему, валторна может одна справится с аккомпанементом. (Russian Raga).
Это и приём соединения двух контрастных фактурных: фортепианное арпеджио в высоком регистре, создающее образ «ручейка» и протяжных фраз валторны и певца, от столкновения которых возникает образ огромных пространств, который открывается с только вершины высокой горы. (Talk For Trio). Или соединение жалейки, которая играет фольклорный риф с клавишной гармоникой и на фоне «вытоптывания земли» музыкантами, когда они выбивают ногами рок-грув. (Wed-ding In The Wild Forest).
И конечно нужно отметить тот факт, что сегодня музыканты находятся на пике своих творческих возможностей и показывают феерическую инструментальную технику, при этом поют и одновременно танцуют. И главное, что бывает только в концертном исполнении, музыканты поймали тот кураж, который все пьесы превращает в маленькие шедевры.
И все эти составляющие позволяют сказать, что диск «Moscow Art Trio Live In Holland», можно назвать настоящим событием российского джаза. Что Альперин и его друзья в нём показали, какими путями пойдёт завтра отечественный джаз, что он, вобрав в себя лучшие образцы русской народной и классической музыки, станет в один ряд с шедеврами Паркера и Колтрейна, как в один ряд с операми Моцарта и Бизе встали оперы Чайковского и Мусоргского.
Конечно, некоторые могут возразить, - «Ну музыкальная революция, которую совершило «Moscow Art Trio», - это голословные измышления автора», но чтобы убедиться в том, что это не так, достаточно приобрести этот альбом в клубе «Дом» у м. Новокузнецкая или сходить на концерт трио, который состоится в Доме Музыки 24 ноября, во вторник в 19 часов. И тогда, я уверен, что вы присоединитесь к голландским слушателям диска «Moscow Art Trio Live In Holland», которые, хоть и не понимали русского текста песен, были так потрясены музыкой трио, что трижды заставляли музыкантов бисировать.
Композитор Олег Степурко
6 коммент.:
spasibo balshoe !!!
bilobi interesno paslushat «Moscow Art Trio Live In Holland»
По популярности, М. Альперин не уступает нашему отечественному джазмену Бутману. А на западе он и несравненно... куда более популярен.
Было приятно вчера познакомиться с этим порталом, который ведёт, как я понимаю, Олег Степурко, мой старый знакомый и коллега. Нашёл немало интересного. О чём-то хочется и дальше поразмышлять, с чем-то вполне согласен, но есть и такое, на что я смотрю по-другому. Мой угол зрения на джаз, если вкратце, весьма отличается от Олегового. Например, я редко пользовался "расчленением" любых последовательностей с целью их использования или преподавания. Знание, конечно, сила, но... У каждого свой опыт. Я вполне сознаю, что есть много разных путей вхождения в джаз и развития импровизационного мастерства, композиторского мастерства... Важен результат. Это - большой разговор, буду рад при случае принять в нём участие.
...Сегодня проводил Мишу Альперина в Будапешт, а здесь - в Вене - он вчера отыграл сольный концерт в клубе Porgy&Bess - очень содержательный, на мой взгляд. Хотя я и высказал ему затем мимоходом в беседе, что это всё-таки... не джаз. Хотя и талантливо. Миша - молодец! Много музыки - хорошей и разной - бытует. И это замечательно... Вышеназванный клуб обозначен так: Porgy&Bess, Jazz&Music Club. Думаю, это точное название...
He джаз,не рок и не фольклор.И не классика.
He джаз,не рок и не фольклор.И не классика.
Интересная статья, интересная музыка.... Но когда же научатся статьи писать без простейших грамматических ошибок ?
Отправить комментарий