Из двух способов познания мира — научно-технического и через духовное озарение — в музыке победил первый. В результате чего произошло трагическое разделение на цех композиторов и цех исполнителей. И музыкант, из тайновидца и волшебника, какими были легендарные Орфей и Садко, превратился в исполнителя, — в винтик огромной бюрократической машины, которая называется симфонический оркестр.
Из музыки были изгнаны личное творчество, непредсказуемость и импровизация – всё свелось к исполнению инструкций вышестоящего композитора, а шаг в сторону от нотного текста, - и дирижёр-конвоир стреляет без предупреждения.
Но вот прозвучала труба чёрного Архангела-Армстронга, возвестившая о конце музыкального «рабства». На музыкальном троне воцарился Его Величество ДЖАЗ.
В джазе исчезло разделение на композитора и исполнителя и музыкант сам стал творцом своего репертуара, как это случилось с Дюком Эллингтоном и Чарли Паркером.
Даже известные мелодии каждым музыкант исполнял по-своему, не похоже ни на чью интерпретацию. И для джазмена творческая индивидуальность стала решающей в поиске собственный путей и своего языка.
Даже известные мелодии каждым музыкант исполнял по-своему, не похоже ни на чью интерпретацию. И для джазмена творческая индивидуальность стала решающей в поиске собственный путей и своего языка.
В результате на первый план вышла личность музыканта, его психология. И это легко проверить на таком примере: Если в академической музыке певец или певица могут показывать разные образы, совершенно разные психологические типы - например, сегодня Татьяну Ларину в «Евгении Онегине», завтра Кармен, потом Виолетту в «Травиате» – и для этого нужно перевоплощаться в эти типы. То в джазе и рок-музыке все иначе, - певец показывает сам себя. Скажем, певец Стинг, показывает Стинга, Уитни Хьюстон, показывает Хьюстон, и поэтому, чтобы быть услышанным в этом жанре, нужно обладать ярчайшей личностью. Потому что личность – это тот инструмент, через который человек самовыражается.
И у тебя может, нет никаких вокальных данных, можно совсем не быть виртуозом и при этом быть суперзвездой. Например, «Битлз», хотя они были величайшими звёздами, но при этом вокалисты они абсолютно никакие, а для того, чтобы сыграть что-нибудь толковое на гитаре, они приглашали Эрика Клэптона, который за них эту вещь исполнял.
То же самое можно сказать про Армстронга – какой он вокалист? Он хрипит и сипит, но за счет свой ярчайшей личности он стал величайшим вокалистом в джазе. Не замечаешь ни хрипа, ни сипа, ни этого парадоксального вокала.
В джазе человек раскрывает свою личность через творчество, и в основном – через импровизацию, потому что импровизация является как бы зеркалом души.
Я много лет преподаю импровизацию, у меня есть свой учебник, и я обратил внимание, что импровизация лучше показывает психологический тип, чем многие психологические тесты.
Например, у меня училась одна баба-мужичка, резкая, низкий голос, хамоватый тип поведения. А когда она стала импровизировать, то у нее все фразы округленные и все и очень нежные. Я был потрясен. Я говорю: «Ты понимаешь, у тебя же совершенно другой тип, чем ты представляешь. Твой стиль поведения совершенно не соответствует твое-му внутреннему образу». Она сказала: «Да, действительно, так оно и есть – я ношу защитную маску». Она, оказывается, внутри белая и пушистая.
И, наоборот: училась у меня такая фифочка, худенькая и прозрачная, вся такая звонкая и тонкая, такая прямо – дунешь, и она рассыплется. Когда она стала импровизировать, у нее все фразы восходящие, агрессивные, ни одной нисходящей. Оказалось, что эта фифочка Химки держит в своих руках, весь город на нее работает. Она создала студию ни на чем, она смогла пошить для артистов дорогие костюмы, она устраивает гастроли, она заняла первое место по России с моей Рождественской мистерией. Она обладает фантастической железной волей, которой нет и у сорока мужиков. Там все против нее, чтобы этой студии не было. Но она победила все преграды и студия состоялась.
Импровизация показывает и проявляет личность человека и помогает ему тем самым через это психологическое зеркало возрастать. Как написано в тестах, существует несколько этапов возрастания – ранее детство, дошкольник, подросток, юноша, взрослый – и все они имеют определенный тип психологического поведения. Если человек не понимает, какой тип сейчас для него характерен, на чем он застрял, то он, тем самым не может возрастать. Он всю жизнь будет биться с воздухом, и у него не будет точки опоры – чтобы с её помощью, как Пифагор повернуть эту самую землю.
Именно импровизация и занятие творчеством проявляют психологические особенности, и самое главное – позволяют с ними работать, потому что во время импровизации человек слышит какие мелодии и интонации в нём сидят, и тем самым он имеет обратную связь, может понять о чём говорят ему эти мелодии и, увидев свой музыкальный психологический портрет, и, узнав правду о себе, может воздействовать на свою психологию и менять её. Например, если ученик выпадает их ритма и не может свинговать. Часто это означает то, что он живёт в иллюзорном мире и плохо себя чувствует в реальности. Или, если ученик не может построить фразу в пространстве такта, или не соединяет фразы между собой, или все фразы механичны и лишены внутренней силы, скорее всего это говорит о том, что у него нет связи с правым полушарием, отвечающим за интуицию. И когда ученику удаётся импровизировать, в нём что-то сильно меняется.
Это феномен я вижу у своих учеников. Те, которые не умеют импровизировать, как правило, очень зажаты, закомплексованны, и тем самым, агрессивны и очень обидчивы. И наоборот, люди, которые могут импровизировать, обладают необычайной свободой, приятием мира, принятием себя – у них есть очень четкое понимание, кто они есть и как они будут жить в этой жизни. У них есть умение импровизировать не только музыку, но и жизнь: они могут мгновенно, в зависимости от ситуации, поменять стиль поведения, ответить на вызов, брошенный жизнью, причём часто это происходит совершенно непредсказуемо, - парадоксальным образом.
Один джазмен мне сказал, что импровизация научила его даже таким бытовым вещам – когда опаздываешь на троллейбус, бежать за ним или ждать следующего. Эта дилемма решается каждый раз по-разному, она импровизируется, и человек может каждый раз сыграть ее по-другому.
Давайте послушаем Чарли Паркера, вот он и играет блюз, и он будет играть 100 квадратов и ни разу не повторится. Как и жизнь не повторяется. Жизнь прекрасна именно тем, что она каждый раз новая. Господь каждый раз новый, Он новый в каждой Литургии. Каждый день новый – ни одного дня, как сейчас, не было и не будет во всей истории Вселенной, в этих миллиардах лет.
Вот эта новизна лучше всего проявляется в импровизации, потому что каждый день человек будет импровизировать по-другому, и тем самым в звуках выражать свое настроение, свое психологическое состояние и свое отношение к миру и жизни. Это первое.
Второе Тереза Большая (Авильская) говорила о том замке, который должен строить человек. В этом замке очень много комнат: есть комнаты ужаса, комнаты страха, комнаты боли, комнаты страдания и в том числе прекрасные комнаты, в которых мы встречаемся с Богом. Построение замка – это и есть психологическая задача, потому что без правильного отношения к миру и к людям, человек не может быть счастливым.
То же самое говорил Рильке, когда говорил, что цель человека – построить стену, построить свой Кремль. И когда построена стена, нужно внутри этой крепости, уплотнять пространство, делать все больше и больше построек – это может быть церковь, концертный зал, красивое здание, замок.
Человек всю жизнь строит эту крепость. Вся беда в том, что если у него нет психологического возрастания, если он не может решить психологические проблемы, то, как слепая лошадь в шахте, он всю жизнь будет ходит по кругу, и к этим проблемам возвращаться. И мы все знаем такие случаи.
Например, жена алкоголика. У нее комплекс неполноценности, и она будет чувствовать себя комфортно, только, когда ее унижают, когда в доме скандалы и постоянные страдания. Она выходит замуж за алкоголика, и если он умирает, она снова выходит замуж за алкоголика. И так может происходить до бесконечности – до тех пор, пока она не поменяет своего отношения к миру. Таких примеров может быть множество. Я знаю массу своих людей, которым уже под 50, но у них – сознание подростка. Один знакомый психолог говорил, что наш президент – тоже подросток, у него сознание четырнадцатилетнего.
Решает проблему только творчество. Почему все тоталитарные режимы так ополчились против джаза, рока, против свободного творчества, почему Сталин и Жданов топтали Шостаковича, Прокофьева? Потому что они понимали, что именно свободное творчество, новое творчество развивает в человеке личность, индивидуальность.
Люди, которые открывают новые горизонты в музыке, тем самым раскрывают правильное отношение к своему времени. Поскольку музыка – это отражение времени, то она помогает человеку возрастать в этом времени. Он не может возрастать ни в 19 веке, ни в 17, ни в 25, он может возрастать только в своем времени.
Поэтому власти уничтожали писателей, художников, композиторов, - они кожей чувствовали, что это их могильщики, потому что, если они будут сами развиваться творчески и приобщать к своему творчеству других людей, они создадут предпосылки для ликвидации тоталитарного режима.
Главная цель тоталитарного режима – сохранить у людей детское мышление, чтобы они всю жизнь были зависимы от какого-то отца, находящегося в Кремле, чтобы он за них все решал, чтобы они отдавали свою ответственность этому отцу. Всю жизнь они боятся самого страшного – ответственности. Последние выборы показали нам, что у нас до сих пор не произошло психологического освобождения, люди так и остались на уровне подростков, они не хотят свободы, они не хотят свободного творчества, ни экономического, ни политического, ни какого другого.
Когда люди голосуют за блок «Родина», значит, им важны только родовые, националистические идеи – т.е. самый примитивный тип общества с магическими отношениями. А выражение подростковой агрессии – это Жириновский, который при всей своей скандальности и хамстве, на самом деле, обладает менталитетом подростка. Такое подростковое и детское мышление, к сожалению, сохраняется у наших людей, во-первых, из-за отсутствия творчества, а во-вторых, из-за воспитания, которое сознательно удерживало их на этом уровне.
Вся сталинская и гитлеровская пропаганда была направлена на то, чтобы людьми манипулировать - все делалось для того, чтобы от человека ничего не зависело, потому что именно ответственность создает взрослость.
В советское время никакими силами нельзя было добыть квартиру – ее могли дать или не дать. Даже автомобиль, мебельный гарнитур, нельзя было купить – разрешение на покупку мог дать только профсоюз, люди годами ждали. Работу не выбирали – на нее распределяли. Ничего от тебя не зависело. Тем самым людям прививали детское мышление, не давали им взрослеть. Такое отношение к миру сохранилось до сих пор у большинства наших соотечественников, поэтому мы, толчемся в тоталитарных отношениях.
Люди хотят не свободного творчества, а патерналистических отношений, когда нужен отец, когда нужен вождь – тот человек, который придет и все устроит, все даст – пенсию, работу. Человек, который даст простые ответы на сложные вопросы, о чем они всю жизнь мечтают: покажет им образ врага. Оказывается, наши беды – это не наша вина, а виноваты другие: масоны, евреи, католики, фашисты, коммунисты.
Найти врага и все сразу решается. Наши родители настолько зомбированы, настолько им промыли мозги, что они уже не в состоянии верно оценить ситуацию.
Ведь что получается? Вот сейчас их бросили умирать на нищенскую пенсию, на которую нельзя ни лечиться, ни лекарства купить, а они все равно трясут красными флагами, портретами Сталина, Ленина - тех людей, которые обокрали их, которые отняли у них все – творчество, юность, жизнь и веру.
Становление личности происходит, когда она борется со своими недостатками, когда она борется со своим грехом. Самый важный момент наступает тогда, когда человек понимает, что своими силами, как Мюнхгаузен, он не может вытащить себя за волосы из болота.
Тогда начинается кризис – или человек уходит из жизни совсем, или он начинает искать точку опоры вне себя: в буддизме, как это сделал Гребенщиков, или в исламе, как многие музыканты джаза, как, например, гениальный пианист Ахмад Джамал. (Многие джазмены играют сейчас в исламских шапочках – фесках и исламских нарядах).
Но всё же большинство музыкантов начинаю духовный путь в христианстве, которое раскрывает психологическую личность наиболее ярко, потому что помогает бороться со своим грехом. Часто человек не может взрослеть, потому что он не хочет отвечать на вызовы, брошенные ему этим миром. Он уходит от этих вызовов.
Для меня лично самый большой психологический рост был в армии. Правда, у меня не было дедовщины, там меня не искалечили, поскольку это был оркестр – там были другие отношения.
Но я обратил внимание, что все мои приятели джазмены, которые откосили от армии по «крезам», все они в итоге, во-первых, развелись, не смогли удержать семью, а во-вторых, уехали в эмиграцию. Армия психологически настолько закаляет мужчину, что он может выдерживать и советскую власть, он может удержать семью, женщину, что совсем бывает непросто.
Один святой сказал, что ад – это другой человек. И рай – это тоже другой человек. Такая амбивалентность человека не всегда выносима. В армии, когда человек поставлен в очень жесткие условия подчинения, или он ломается и превращается в «шестерку», начинает пресмыкаться перед командирами, или становится личностью и противостоит этому – и теперь он уже может что-то сделать в жизни. Я очень хорошо помню жизнь до армии и после армии – это совсем разная жизнь, вернее, она осталась такой же, но жизнь стала с возрастанием.
И нельзя заменить вопросы психологии, духовными вопросами и пытаться внутреннюю работу заменить чтением акафистов и канонов.
У Чехова есть смешной рассказ, когда один телеграфист положил сломанные карманные часы в святую воду. Часы заржавели, потому что святая вода кроме сакральных качеств сохраняет и физические – а они способствуют коррозии металла. Так и здесь: нельзя духовным образом решить душевные проблемы – это совершенно разные рычаги, разные источники, разные каналы. Как нельзя святую воду использовать для ремонта механических приборов, нужно идти к мастеру, чтобы он заменил шестеренку, маятник поставил или смазал их. Часто мы пытаемся решить психологические вопросы через Дух, а это не получается. Дух – у него своя зона, он не может решать психологию, психологию мы должны решать сами.
Мне безумно повезло – я был знаком с Мишей Мейерсоном-Аксёновым, сейчас он отец Михаил, клирик Американской Православной Церкви – он меня научил вести психологический дневник, который я веду уже больше 20 лет.
Психологический дневник – это анализ не событий дня, а анализ того, что удалось или не удалось. Потом я анализирую записи за неделю, месяц, год, за 5 лет. Во-первых, очень удобно готовиться к исповеди. Во-вторых, психологический дневник помогает посмотреть, куда ты движешься, что с тобой происходит, в какой ты стадии сейчас находишься. Он помогает принять какие-то решения по жизни.
Например, один мой знакомый, композитор, пытался вырваться на сцену. Он не мог пристроить свои пьесы – он не был членом Союза композиторов, потому что, чтобы быть им, нужно было песни о Ленине писать. Тогда он набирал музыкантов, в основном студентов, чтобы с этими составами исполнять свою музыку. А т.к. денег он платить не мог, то, как только музыканты чему-то учились в исполнении, то сразу разбегались по ресторанам, и все приходилось начинать сначала.
Он пытался заинтересовать их материалом, устраивал «левые» гастроли - обычные выступления в Филармонии ему были недоступны, потому что опять все упиралось в «песню про Ленина» – а за «левые» гастроли можно было в тюрьму сесть. Бывало, что гастроли оказывались аферой, он возвращался обманутый, обкраденный, коллективы рушились. И чем больше он пытался пробиться на сцену, чем больше проблем он решал (достать базу, аппаратуру), тем больше их появлялось, они нарастали, как ком, и тем тяжелее ему становилось психологически. В результате он стал невротиком – когда приходил домой, дети прятались, иначе он на них срывался.
И вдруг однажды он сказал: «А зачем я лезу на сцену? Я прекрасный педагог, меня любят дети, у меня здорово это получается, я мастер. Я не буду лезть на сцену, я буду педагогом. Я скажу Богу «да» на эту ситуацию».
И вдруг случилось чудо – снаружи осталось все то же самое, а внутри – рай. Объяснить это невозможно. Это как больной зуб: болел и вдруг перестал. И вся жизнь становится прекрасной, каждый цветочек, каждая былинка приносит невероятную радость.
Но самое удивительное началось после этого. Пришли англичане, дали 30 тыс. фунтов – на, ставь свой мюзикл на телевидении. Он снимал студию, тон-студию, концертную студию, ему дали хор, ему дали лучших артистов. Ему предоставили время на телевидении.
Т.е. когда мы говорим Богу «да» на ту ситуацию, в которую Он нас ставит, то Бог начинает действовать. А у него были психологические зажимы, он боролся с какими-то психологическими ветряными мельницами, как Дон Кихот. Есть установка, что музыкант – это человек, который выступает на сцене. Оказалось, у него другой путь. Когда он принял этот путь, то Бог ему все дал.
Мы все всю жизнь боремся с такими ветряными мельницами, боремся с призраками, и вся сила у нас уходит на борьбу с воздухом – мы не можем прожить реальную жизнь. Мы не может поменять установки. Наши установки все неправильные – и мы не можем увидеть себя. И, кроме того, мы не можем жить в своем имидже.
Наши новые русские очень смешны. Они ездят на дорогих машинах, строят сверкающие виллы – но это же смешно, это детские комплексы. На самом деле в этих виллах жизни нет, там они живут, как пауки в банке – это самые несчастные люди. И какая радость эти автомобили – что ты метро поехал, что в Мерседесе, ведь от этого же внутри ничего не меняется.
Тот же самый человек рассказал мне фантастическую вещь о наших комплексах, когда однажды он пережил триумф. Весь стадион сорвался, 15 тыс. человек побежали к сцене, они стали прыгать в такт их музыке, бросать одежду – просто какое-то беснование началось. После концерта обступили зрители, они смотрели на него, как на бога-олимпийца, сошедшего только что с Олимпа, они мечтали дотронуться до него, чем-то помочь, что-нибудь поднести.
И тогда у него началась страшная депрессия, он решил бросить музыку. Вся его жизнь была устремлена на этот момент: - все нормальные дети в футбол играют, в казаков-разбойников, а он, как какой то изгой ходит в музыкальную школу. Все дети отдыхают, а у него концерты, какие-то гастроли. Детства не было. И всё это зачем? Для того что-бы когда-нибудь пришёл успех, и тебя оценили.
И вот триумф настал. А внутри-то ничего не происходит! Все вокруг беснуются, все готовы ноги тебе целовать, а радости-то никакой нет. Тогда он решил бросить джаз, он поехал к священнику, говорит, брошу джаз и буду регентом. Священник говорит, что хорошо бы и в этом эстрадном жанре были верующие, что ж будет, если все музыканты в регенты подадутся?
Все сложилось так, что музыку он не бросил. Но только потом понял ту истину, которую сказала фея детям в «Синей птице»: Все камни драгоценные.
И действительно, с точки зрения физики, гранит более интересен, чем золото – у него более интересная кристаллическая решетка. Просто гранита много, а золота мало. А на самом деле, с точки зрения Бога или с точки зрения науки, а не с точки зрения экономики это такой же драгоценный камень, как и золото. Так и в жизни - и тот день, когда у тебя триумф, и тот день, когда ты играешь скучную гамму, подарены тебе Богом, как величайший дар и каждый по-своему драгоценен.
А ведь такими неверными установками, ориентированными на успех, на всеобщее признание, такими чудовищами заполнено огромное количество комнат в нашем замке. И мы должны встретиться с этими монстрами и их победить.
Вся беда в том, что мы не сражаемся, мы не побеждаем, эти драконы нас мучают, терзают и мы все – как говорит пословица «у воды и не напиться».
Недавно мой приятель, живущий в США, прислал мне электронное письмо в ответ на поздравление с Рождеством – икону Преображения, где вместо Иисуса Христа его любимая собака.(!?)
Дело в том, что в жизни у него потеряны цели, он не решил своих психологических задач. Никаких – у него нет детей, потому что жена не захотела, у него нет страны – он уехал в эмиграцию, там не работает, там он мучается. Все приносит ему мучения – и работа, и семья, и дом. Он глубоко несчастный человек. Его единственной радостью была собака. Когда она умерла, вся его жизнь кончилась, ему больше нечем жить.
Или у меня был знакомый трубач, мой коллега, – он был психологически зациклен на работе. Конечно, с одной стороны, надо реализоваться, как профессионал, с другой – не надо из работы делать кумира. Так вот, он обладал фантастическим упорством, - каждый день вставал в 5 утра, в любом случае, чтобы ни было накануне, и занимался как проклятый. Он считался лучшим трубачом страны и работал в пяти оркестрах.
Но он, как и все лидеры, был очень агрессивный. У него было подростковое мышление – он все время со всеми дрался. Но нельзя же все время драться, нужно по-другому решать проблемы, по-взрослому. И однажды в драке ему выбили зубы. А когда трубачу выбили зубы, ему нельзя уже играть на трубе. Его тут же из всех оркестров выгнали, не взяли на гастроли в Америку. Поскольку его жизнь кончилась, ему нечем стало жить, он пошел и вскрыл себе вены. Жена увидела ванну, полную крови, вызвала скорую помощь. Он понял, что его откачают, пошел и выбросился из окна. Разбился насмерть.
Когда вся психологическая установка только на победу, только на собаку или только на профессию, то когда это все Бог отнимает, человеку становиться нечем жить.
Известен такой случай, когда одна монахиня страдала страшными депрессиями. Когда ее ввели в состояние гипноза, выяснилось, что когда родители переезжали в другой город, они попросили ее усыпить собаку. Ей было семь лет. Она была очень послушная, и вместо того, чтобы устроить скандал, она пошла и усыпила собаку. В один день она потеряла свое любимое существо и родителей. Она была молодой, красивой 25-и летней женщиной, цветущей, любила Бога, прекрасная монахиня. Но у нее были глубочайшие депрессии. И когда психоаналитик начал все слои снимать и дошел до этой собачки, то они стали молиться, чтобы Бог - хозяин не только будущего, но и прошлого, стер это. Он стер это, и она стала самым красивым, самым жизнерадостным, самым счастливым человеком на свете.
Вся беда в том, что у каждого из нас внутри целая стая таких собачек, и что мы с ними не боремся.
Недавно у моего знакомого должна быть операция, а она все откладывалась и откладывалась. И тут, вдруг у него в голове без остановки стали звучать пионерские песни.
Дело в том, что в детстве он играл в ансамбле В.С. Локтева, в котором и пели эти песни. Но он не мог понять, почему они, вдруг сейчас стали крутиться в голове без остановки и при этом, от них началась страшная тоска.
Ему попалась психологическая книжка, написанная священником, который еще и психолог, и он в ней прочитал о таком феномене. Когда Иисус Христос исцелил человека, которого принесли на носилках, Он сказал: «Возьми постель свою и иди». Носилки нельзя оставлять – это наше прошлое, которое мы носим всегда с собой. И пока мы не сможем эти носилки просветить и увидеть, сколько там у нас собачек, то не сможем быть счастливыми.
Когда он это прочел, он вдруг сообразил, почему из пионерского времени, через песни, жизнь посылает ему сигналы – у него там огромное количество не прощеных травм. Два двора враждовали между собой, - его и соседский. А поскольку он ни с теми, ни с другими не ходил бить кодлой (семеро на одного), т.к. у него не было на это времени, - нужно было ходить в музыкальную школу, на концерты, то, в результате те и другие его колотили.
Тогда он написал имена всех своих обидчиков, пошел в церковь и стал, как цветы, складывать к Кресту свои обиды. Только Господь может изменить прошлое. Он прощал этих людей, молился за них, и - случилось чудо – пионерские песни вдруг перестали звучать. Наступили мир и тишина.
Конечно, иной человек может спросить: А есть ли объективный критерий психологического роста? И ответ может быть такой - творчество. Если творчество удается, значит, ты растешь. Приведу для примера случай. Один мой знакомый хотел научиться играть джаз, и у него масса была возможностей – множество знакомых джазменов, замечательные записи. Но годы шли, а у него ничего не получалось, он так и не мог импровизировать. Время шло впустую. И только когда он покаялся, изменил свою жизнь, у него мгновенно начался творческий рост.
Дело в том, что Господь не дает творчески расти человеку-грешнику. Это все равно, что давать Гитлеру атомную бомбу. Для грешника творческий рост – это гордыня и уничтожение его души. Человек без нравственного стержня, который добился славы, успеха и денег, превращается в монстра. Это ему идет не на пользу, а на вред.
И пока человек не решит свои проблемы внутри себя, он постоянно будет менять, всё снаружи - место работы, семью, страну.
Один мой знакомый за свою жизнь поменял больше 40 работ. В результате у него не было роста – для этого нужно находиться на одном месте. Он так и остался никем. Его проблемой была низкая самооценка, и он мог самоутвердиться только в глазах других, а для этого он все время другим что-то делал – помогал, бегал, суетился, что-то за них выполнял.
Скажем, если в поселке, где у него была дача, обрывалось ведро и падало в колодец, всем было наплевать, даже тем, кто это ведро утопил, а он один все бросал, и шёл доставал. Когда человек делает все, чтобы самоутвердиться в глазах других, ему нужно, чтобы его стали ценить. А если человек, делает все, когда его не просят, его наоборот перестают уважать. Тогда он начинает страшно обижаться. Получается маятник: сначала ненужный альтруизм, а потом жуткая обида. Тогда человек хлопает дверью и уходит на другую работу. И все начинается сначала. И так до тех пор, пока он не поймет, что ценность нужно искать не в глазах других людей, не в своей профессии, не в своем успехе, а в Боге. Ты для Него, - бесценная личность.
Это особенно важно для мужчины, потому что мужчине в жизни нужно обязательно чего-то добиться. Женщине легче – она родила Моцарта, Прокофьева или на худой конец Аристотеля и может уже спокойно умирать, потому что во всех энциклопедиях будет сказано, кто его мать. Мужчине нужно воплотиться в каких-то делах. Когда ему это удается, у него повышается самооценка.
Я хорошо помню одного человека, который написал рок-оперу. Он ее писал очень долго. И, хотя она лежит уже 8 лет в столе, он не боится умереть, потому что он сделал главную задачу своей жизни.
Он взял огромный барьер, после которого он стал другим человеком. Для человека это очень важно, потому что когда он берёт высокий барьер, у него повышается самооценка. И независимо от того пошла эта опера или она всю жизнь пролежит в столе, он самый счастливый человек, потому что у него отношение к миру изменилось из-за этого. Он перестал дергаться и понял, что он состоялся. И пока человек не добился самоуважения, он не может быть счастливым.
Я студентам говорю, что рай – это жизнь на максимальном проценте возможностей. Святые говорят, что рай начинается здесь, на земле, потому что, человек, который сумел что-то сделать, стать мастером, он живет такой полнотой жизни – он из каждой вещи может сделать столько радости, у него столько возможностей, что все это приносит ему огромное счастье. Мы видели это – отец Александр Мень заражал нас своим раем. Бессмысленно пересказывать, что он говорил, это не вербальный опыт. Он приходил, мог сказать что-то, обнять и вдруг в душе начинали петь ангелы и птицы. Пустота отступала и превращалась в ничто. Мне очень понравилось, как Марианна Вехова сказала про отца Александра: он нас всех открывал, кто мы есть, и дарил нас самим себе. Это самый большой подарок, который я в жизни получил.
Но он делал это очень медленно, для него было важно, чтобы человек сам принял ответственное взрослое решение, чтобы человек не отдавал своей свободы другому человеку.
Другой человек для нас – это зеркало. И нельзя «бить зеркала» – уходить с работы на работу, менять страну, менять супругов – это ничего не решает. Это как анальгин: снимает симптомы, но не лечит болезнь. Только постоянная психологическая работа может сделать человека счастливым.
Единственное существо, с которым мы находимся наедине больше всего – это мы сами. Принять самого себя, полюбить самого себя как Божий дар, найти, за что себя полюбить - это самая великая задача, которая перед нами стоит.
Ведь написано: «Возлюби ближнего, как самого себя». Значит, если ты не любишь самого себя, то и не сможешь никого полюбить. Как-то раз, одна сестра посетовала моему приятелю что мол, не может найти жениха. И он ей посоветовал тренироваться для того, что бы полюбить себя. «Попробуй, - сказал он ей - каждый день подходить к зеркалу и пытаться полюбить своё правое ухо. Затем левое, нос и так далее пока не полюбишь себя всю целиком».
И вот что удивительно, как только она смогла принять себя и повысила свой порог само-оценки, все окружающие вдруг стали в ней заметно лучше относиться. А те люди, которые пытались ей манипулировать в своих целях, вдруг куда-то все исчезли.
Действительно, так ты к себе относишься, так и мир так к тебе относится. Конечно, такая работа требует огромных усилий, но только она приносит рай, приносит счастье. Ибо в нашей стране много гениальных, знаменитых и очень богатых людей. А счастливых мало.
А быть счастливым - это и есть самый большой подарок, который может сделать человек Богу, своей семье, своей стране и всему миру, а найти счастье ему поможет творчество и джазовая импровизация.
Соло О. Степурко «Summertime”
Композитор Олег Степурко
12 коммент.:
spasibo agromnoe, bilo ochin interesno !
Да, захватывающе написана, вот правда о джазе не так и много...=)
Потрясающая статья! Сразу хочется скорее прислушаться к себе: а как у меня получается импровизировать? Спасибо большое! Это действительно очень важно: какое слово можешь сказать именно ты.
Я верю тому,что написанно.
Очень правильно написано!
Спасибо! Это прямо по теме, что меня сейчас занимает...:)
Он нас всех открывал, кто мы есть, и дарил нас самим себе. Это самый большой подарок, который я в жизни получила.
Вдохновенная, мудрая и очень добрая статья.
Спасибо, Олег.
Мне нравятся идеи по поводу творческого развития и импровизации. Я и жизнь понимаю, как искусство и музыку, и считаю, что по настоящему можно реализоваться только внутренне свободному человеку. На этом и стою. Спасибо за ссылку, очень много мудрого и жизненного.
Павел Резников философ (https://www.facebook.com/reznik.pa/info)
слушай,олег!ты не только талант и умница...ты ФИЛОСОФ!
Ольга И. Олег Степурко
Обсуждение статьи «Психология в джазе»
О.И. Читая Вашу статью "Психология в джазе" возникли у меня вопросы и мысли...
Вы пишите об импровизации и проецируете ее на жизнь. То есть, то, как человек ведет себя в жизни в непредвиденных обстоятельствах, как он спонтанно реагирует на что-то-это и есть импровизация? Вот Ваш знакомый всегда по-разному решал дилемму с троллейбусом -импровизировал. Переходя от частного к общему,
можно считать всю нашу жизнь "импровизацией"-это если жить свободно и открыто. Я правильно понимаю? Вы пишите, что, собственно, импровизация так важна потому, что позволяет проявить психологические особенности, даже психотип человека, на какой стадии взросления он сейчас находится. И это позволяет ему решить проблемы, жить открыто, свободно, отвечать на вызовы судьбы.
Олег Михайлович, извините, если я написла сумбурно и задала слишком много вопросов.
О.И. Мне очень понравился Ваш пример про Мюнхгаузена и про то, что человек своими силами может справиться со всем. Я так считаю практически с детства и до сих пор в этом убеждена - если захотеть, то возможно всё. Олег Михайлович, проблема в том, ЧТОБЫ ЗАХОТЕТЬ! Большинство моих знакомых, друзей сейчас просто не знает, чего хотеть. Как понять, в чем ты сможешь "состояться" и что значит вообще "состояться в этой жизни"?
О.М. Судьба каждого человека - это тайна. Почему в семьях алкоголиков вырастают гении, а в семьях академиков наркоманы? Но когда человек взял барьер, то в своих глазах он состоялся и уже началась другая жизнь. Я хорошо помню, как после того, как написал оперу перестал боятся смерти. хотя она уже больше 20 лет лежит в столе, мне это не очень важно, главное это то, что в собственных глазах я состоялся и получил другой статус. А социум, ну он когда-нибудь дорастёт и до этой музыки.
О.И. По-поводу того, что, когда говоришь "да" Богу-и всё как бы разрешается само собой-я с Вами абсолютно согласна, и не раз в моей жизни было тому подтверждение. Но я, всё же, всегда немножко сомневалась: а как определить, говоришь ли ты Богу "да" или просто плывешь по течению именно в данной конкретной ситуации? Ведь часто люди просто оправдывают свою лень таким образом. Или это одно и то же? Если это
не одно и то же, то так ли страшно плыть по течению? Почему люди с амбициями-это хорошо, а без - плохо?
О.М. Ну не лукавьте, человек всегда чувствует что надо делать, а что нет. Я бы сказал не с амбициями, а с поиском собственного пути.
О.И.: И последнее: вы пишите, что критерием психологического роста является творчество. Это относится только к творческим профессиям? А как, например, инженеру понять, идет у него творческий рост (рост личности) или нет? Или для женщины рождение ребенка - уже творчество? А если родишь не Моцарта, не Прокофьева и не Аристотеля. Вы пишите:"...для мужчины, потому что мужчине в жизни нужно обязательно чего-то добиться. Женщине легче – она родила Моцарта, Прокофьева или на худой конец Аристотеля и может уже спокойно умирать, потому что во всех энциклопедиях будет сказано, кто его мать. Мужчине нужно воп
О.М. Ну ведь приготовление завтрака - это творчество. Уборка комнаты - это тоже. Один ученый повесил мат. формулы в ванной и когда брился учил их. Я в армии сделал маленькую книжечку и учил джазовые соло в наряде.
О.И.: Вы пишите об импровизации и проецируете ее на жизнь. То есть, то, как человек ведет себя в жизни в непредвиденных обстоятельствах, как он спонтанно реагирует на что-то - это и есть импровизация? Вот Ваш знакомый всегда по-разному решал дилемму с троллейбусом - импровизировал. Переходя от частного к общему, можно считать всю нашу жизнь "импровизацией"-это если жить свободно и открыто. Я правильно понимаю? Вы пишите, что, собственно, импровизация так важна потому, что позволяет проявить психологические особенности, даже психотип человека, на какой стадии взросления он сейчас находится. И это позволяет ему решить проблемы, жить открыто, свободно, отвечать на вызовы судьбы.
Продолжение:
О.М. И это правда и видно из поведения джазменов.
О.И.: У меня есть особенность: я не могу в полной мере оценить чье-либо творчество (картину, музыку, стихотворение, роман и т.п.), если не знакома с биографией писателя, художника, композитора. И, если есть
время, стараюсь перед чтением произведения/посещения галереи, познакомиться с личностью "творца". И вот, прочитав десяток-другой биографий, жизнеописаний, я пришла к выводу: по-моему, почти никто из тех, кто написал что-либо стоящее, не мог писать спокойно и легко...Они голодали, терзались внутренними противоречиями, умирали, имели какие-либо зависимости, были брошенными женами, не признанными обществом и т.д. Половина была детьми во взрослом возрасте-то есть, как я Вас поняла-"не возрастали". У Тимура Шаова есть на эту тему песня "И на солнце бывают пятна".
Вот Достоевский жил в гармонии с собой? Или Гоген?
О.М. Страдание - это то горючее, из которого рождаются шедевры. Но были гармоничные люди, живущие в мире с собой и космосом и создающие шедевры. Например Бах и Прокофьев. Хотя страдания от непонимания они вкусили по полной.
О.И. Я не знаю, например, есть ли у меня психологические проблемы (и что считать проблемами?), но, не могу сказать, что у меня есть какое-то призвание-это гнетет меня лет с 15...Училась в школе хорошо, предметы нравились почти все, поступать было без разницы, в какой ВУЗ-папа научил меня любить многие науки и во всем находить свою прелесть. Стала химиком, работаю химиком, пишу диссертацию. -Зачем? Не уверена, что до конца понимаю. И это проблема. Я искренне завидую (плохой глагол, но не могу подобрать сейчас другой) людям, которые нашли себя: пишут, рисуют, поют. Но ведь это такая редкость-проснуться с утра и почувствовать, что жить не можешь без написания музыки, игры, гимнастики, например. А что делать остальным? искать? Как применить тут импровизацию? А если на поиски уйдет вся жизнь, а по-настоящему ни в чем таланта в себе не откроешь?
О.М. Понять, что ты есть такое и действовать со своим призванием трудно и долго. Я только после 40 это понял. Но мне много помог о. Александр Мень.
О.И. Ты для Него, - бесценная личность." Так зачем тогда добиваться чего-то, если человек сам по себе ценен и любим Богом? Кто-то ведь должен убирать мусор с дорог, быть сантехником, грузчиком, шофером или фасовщиком в магазине. Как тогда решать проблему с творчеством, импровизацией и психологическими проблемами?
О.М. Я уверен, что у любого человека есть миссия и послание, которое он должен принести на землю. Гением можно быть везде. Я знал гениального дворника, он во всех подъездах дома развёл цветы, гениального токаря, он один мог сделать план огромному заводу и т.д. У меня была гением общения свекровь сестры - (курьер), её все безумно любили, а она потешками и поговорками могла создать такую атмосферу, что родственники дрались, чтобы она только с ними пожила.
Отправить комментарий