Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Джазовый сенокос в Брюсовом переулке.

Председатель джазовой секции Союза композиторов - Анатолий Кролл, обладает неисчерпаемой фантазией и является мощным генератором идей.
  То, он привлекает для участия в фестивале «Московская осень» симфо-джаз и композиторы показывают большие плотна – концерты, симфонии, я об этом писал на «Jazz.ru»:
   То, он объявляет, что джазовый день фестиваля «Московская осень» будет проходить под девизом – «Русская тема в джазе. Композиторы и их ансамбли».
   Анатолий Ошерович объяснил выбор такой темы тем, что побывав на днях польского джаза в Москве, он там убедился в том, что джаз может звучать по-польски, но почему же, в таком случае, - продолжил А.О. джаз не может звучать по-русски?

И композиторы показали на концерте русский джаз в трёх основных направлениях:
1. Или как обработка фольклорных песен «Я по садику гуляла» - Кати Черноусовой, или
2. Как собственные композиции, написанные в русских идиомах «Масленица» О. Степурко, или
3. Как обработки русской классики Сюита Ю. Маркина «На тему сказки Петя и Волк» Прокофьева.
К. Черноусова
Открыла концерт группа «Комнаты» Кати Черноусовой с 2 композициями. Вот как сама Катя пишет о них в буклете: 1 - «Я по садику гуляла». Это фантазия на тему двух русских народных песен, которые я записала в одной из фольклорных экспедиций вместе с собирателем и исполнителем народных песен, профессором Московской консерватории В. Щуровым. Пьеса написана для женского голоса, двух кларнетов, гитары, бас-гитары и ударной установки.
2 - Полета шмеля. Это моя концертная аранжировка одноименной пьесы Римского-Корсакова. Написана (2004) для 2-х кларнетов, фортепиано, бас-гитары и ударной установки. Произведение неоднократно исполнялось на концертах группы «Комнаты», на фестивалях русской и авторской музыки в Москве и других городах России. Именно оно понравилось французскому джазовому пианисту и журналисту Марку Саррази, который написал большую статью, посвященную русскому современному джазу: Fantastic, your Flight on the Bumblee-Bee!!! Marc Sarrazzy.


Катя показала себя не только незаурядным и пианисткой композитором, но и певицей, владеющей аутентичной манерой русского горлового пения, но самое главное – это то, что она смогла сделать в своей композиции мощную кульминацию на рояле и её продолжил на кларнете Антон Кончаков, который умудрился вставить в свою импровизацию интонации русской Барыни. Почему так важно в импровизации поменять паркеровский интонационный язык на импровизацию с русскими интонациями? Дело в том, что сейчас только ленивый не подкладывает фанк-грув под мелодию русской песни, но потом начинается соло и тут, как говорил В. Клейнот на сцену выходит 40 негров, ибо звучат ходы Ч. Паркера и Колтрейна, ну никак не связанные с русской музыкой, но в «Комнатах Черноусовой», я не встретил ни одного негра, ибо в своих соло музыканты группы смогли найти свои интонации, не связанные с негритянским блюзом, а скорее это мелодические интонациями, которые мы слышали у саксофониста Пола Винтора, играющий этно-джаз в стиле «ворд-мюзик». Наконец в наших московских комнатах появились отечественные герои, заряженные не блюзовой, а славянской экспрессией «вытоптывания земли», как говорил И. Стравинский. И славянская энергетика, оказывается, ничуть не уступает негритянской. Браво Катя!
Олег Степурко на фестивале джаза 27.11.2012. 


Далее показывалась музыка О. Степурко и его группа «Jazz-контакт».











Группа показала 3 авторские композиции:
1. «Сенокос» 2. «Колесо» 3. «Масленица».




Конечно, некоторые могут спросить, ну вот скажем, композиция «Сенокос», с чём её русскость, кроме напевной мелодии? На это можно ответить так, по 6-ти тактовому квадрату и нечётному метру.
1. Квадрат у большинства русских песен не 8-ми тактовый, как в американском джазе, а 6-ти тактовый, каждая фраза по 3 такта:

















несимметричный квадрат, состоящий из 6-х тактов, создаёт необыкновенную живизну, и это легко проверить, если сыграть 6-ти тактовую русскую песню на западный манер, - квадрат 8 тактов:



Если сравнить 8-ми такт и 6-ти такт, то 8-ми такт – это кубик, который устойчиво стоит на поверхности, а 6-ти такт можно сравнить с шаром, который со своей способностью катиться имеет большую динамику и энергетику движения. Ибо 6-ти такт за счет своей асимметрии имеет большую силу воздействия на слушателя, чем 8-ми такт. Ещё 6-ти такт имеет такую энергетики из-за того, что его метр можно трактовать двояко – и на3/4 «Посею лебеду на берегу»:




и на 2/4:





И главная тема «Сенокоса» написана на 6-ти тактовый квадрат:
















Должен признаться, что поначалу было трудно приводить фразу в 4 такт, а не в 5-й, ибо мы настолько отравлены чуждым американским менталитетом, и чётный квадрат так сильно сидит в подсознании, что пришлось приложить массу усилий, чтобы фразы стали 3-х тактными. 2-я парадигма русской музыки – это переменный размер, столько известных песен написано на 5/4 «Ах ты, душечка»:














Или песни в размере 7/4 «Ой да ты калинушка»:





И 2-я часть «Сенокоса» написана на 7/4:





А тема написана в диатонике с полутоновым смещением, - когда часть нот берётся из звукоряда на ½ тона выше:





Кроме того - соло построено не на блюзовом ладу, а на интонациях темы, и это избавляет его от не нужных ассоциаций с блюзами техасщины и алабанщины.

Но самое главное – это то, что дебильная джазовая форма, которую музыканты прозвали «связка сосисок» - |тема, импровизация – импровизация - импровизация-тема|  здесь поменялась в 3-х частную форму с помощью ритмической модуляции, когда четверть с точкой (.), становится четвертью нового метра.



И, поскольку в обоих темпах есть общий ритмический знаменатель – восьмая, то форма, как кирпичная стена с цементным раствором, становится монолитом. Вторая композиция – это реквием недавно ушедшему донецкому трубачу – Валерию Колесникову, которого джазмены прозвали «Колесо». Этот джазовый трубач обладал незаурядным юмором и чувством формы. Его выступление с И. Брилем, лично я, по части скэт-юмора и прочим приколам ставлю выше знаменитой пластинки Гиллеспи-Питерсон.



Мне посчастливилось знать Валеру и к этой песне, у меня почему-то родились такие строчки:

Валермй Колесников
Остановилося в Донецке, джаза Колесо, И померкло всё. 
Мы не поедем вновь в край детский. 
Можно там всегда, сесть на поезд «А», джаза, где горит звезда. 
Но, отпечатался на сердце, след от Колеса, джаза голоса. 
И пусть закрылась в песню дверца. 
Мощный звук трубы, как души мольбы, бьётся в колокол судьбы. 
Припев: Вертись, катись по небу Колесо. Мы помним Вас в лицо. 
Кто дарил нам клад – джаза аромат, звуки, как цветы горят.







Оля Усова

Певица Оля Усова, как настоящий - боец смогла выучить песню всего за несколько дней, после того, как её отказалась петь одна джазовая звезда. Больше того, она, как истинно блюзовая певица смогла не только влить в мелодию джазовую энергетику, но и, чисто в блюзовых традициях – поменяла текст. Это не первое сотрудничество певицы с композитором, Оля записала на CD джазовый цикл Степурко по сказкам Андерсена и теперь джазовая баллада-реквием.



И третья пьеса «Масленица» - композиция на 5/4 в которой, вместо «формы-сосиськи», показано сразу несколько тем, и они седины с помощью разных грувов. Кроме того, пьеса написана в лидийском и дорийском ладу, которые часто встречаются в русских обрядовых песнях. Хочется отметить феноменальную игру такого мастера саксофона, как Сергея Резанцева и ювелирный грув, который создавал на барабанах Кирилл Степурко, цементируя все части пьесы.





Любопытное выступление Анастасия Глазковой – это 2 песни
1. «Посвящение Л. Гурченко»
2  «Сказка – песенка».



Анастасия Глазкова
Первая песня ассоциируется с городским романсом. Очень эффектно звучат контрапункты, которые исполняет на контрабасе Даша Чернакова. У Анастасии очень рафинированная гармония и изощрённый мелодический рисунок в песне. Причем композитор выбрал для показа жанр баллады, который особенно труден для исполнения из-за того, что в медленном темпе, как под увеличительным стеклом, сразу становятся видны любые неточности. 2-я песня так же отличается замысловатым мелодическим рисунком с большими скачками, которые скорее можно отнести к инструментальной, чем к вокальной музыке. Но это не беда, у Баха тоже все вокальные фразы инструментальны – но это всё равно не делает его музыку менее гениальной. Запомнилась скэт-фуга, которая прозвучала, как разработка всей композиции. Очень эффектны басовые соло, которые контрабасы играют, то смычком, то пиццикато. Конечно музыка А. Глазковой – для любителей сложного джаза колтренийского толка, с полиаккордами и мелодией на грани атональности, поскольку такая музыка, лично мне не близка, то от дальнейшей оценки я воздержусь. 

Следующий композитор – это Александр Розенблат
Он показал «Концертино на 2 русские темы для 2-х роялей».


А. Розенблат
Саша в преамбуле сказал, что ставил в этой пьесе не только музыкальные, но и «мануально-визуальные задачи», что означает, что эту пьесу не только нужно слушать, но и ещё смотреть. Действительно руки обоих исполнителей переплетаются в самых затейливых комбинациях, при этом с виртуозным блеском показывают пассажи на грани невозможного. Вообще сейчас прослеживается тенденция, когда академические пианисты стараются зайти в пограничные стилистические области и пытаются играть пьесы с элементами джаза. Саша не раз в своих показах на джазовой секции демонстрировал нам свои пьесы в исполнении звёзд академического рояля. И в этот раз он показал пьесу из этого же ряда. Завершил концерт «АКАДЕМИК-БЭНД» Российской академии музыки имени Гнесиных, под управлением народного артиста РФ АНАТОЛИЯ КРОЛЛА. Они исполнили Сюита Ю. Маркина «На тему сказки Петя и Волк» Прокофьева и пьесу А. Иванова на тему русской плясовой «Барыня». В этой пьесе приглашённым солистов на альпийском роге был Аркадий Шилклопер.



Юрий Маркин остроумно сделал вступление из главной партии – «темы Пети»:



А основную тему бенда смастерил из «темы кошки», очень изящно засинкопировав мотив;








И после подготовительной вставке идут соло саксофона, трубы и тромбона. И, если Герман Лукьянов, играя не стандартные темы, старается вставить в соло интонации темы, то музыканты АБ, как правило, играют общеджазовые ходы. Но это, по молодости простительно, ибо только мастера, со временем, приобретают свой импровизационный словарь. У ребят ещё всё впереди, тем более бридж на гармонии «Олео» не может не провоцировать на фирменные ходы.



А. Шилклопер
Пьесу А. Иванова на тему русской плясовой «Барыня» солистом приглашён А. Шилклопер, который был в этой пьесе в трёх ипостасях: 1.как исполнитель на альпийском роге, 2. как валторнист и 3. как флюгельгорнист. Соло на альпийском роге Аркадий начинал играть совсем без грува и в начале он блестяще применил приём 2-х «голосье соло» (когда в 2-х регистрах проводятся разные две темы), и когда включился грув, то Аркадий начал разворачивать лады – лидийский и миксолидийский, причём удивило то, как он может «парить» на длинных нотах, как бы поперёк ритма, гипнотически вовлекая слушателя в свой «шилклоперский мир».
Далее последовало соло Аркадия на флюгеле, поочерёдно с тромбоном, причём, если студенты играли традиционные боповские цепочки восьмых, то фразы Аркадия были переполнены юмором, то он вставлял цитату из стандарта Диззи «Salt Peanuts», то фразу из «Бырыни», а то из «Камаринской». Закончилась пьеса каденцией Шилклопера, когда флюгель вышел на высокую ноту и оркестр на ней поставил аккорд-точку.

Конечно, нельзя не отметить то, как легко и непринужденно, создавая атмосферу праздника, дирижирует А.О. Кролл, он как бы заряжает своей энергией радости музыкантов, превращая джазовой действо в русский хоровод, в котором кружатся, как планеты вокруг солнца, джазовые музыкальные миры в космическом танце. Джазовый праздник удался. И самое интересное это то, что композиторы, работающие в абсолютно разных творческих манерах, смогли зарядить русским духом свою музыку, которая как разные травы в поле создают неповторим аромат лета. И вот настало время сенокоса, настало время собрать урожай русского джазового поля, которое вобрало в себя энергию света и тепла летнего солнца и смогло поделиться ею со всеми, кто пришёл на джазовый день «Московской осени».



                                                             
                                                                                Композитор Олег Степурко










29 коммент.:

Oleg комментирует...

Спасибо огромне, Олег - потрясающе!!!
Наталья Трончинская
https://www.facebook.com/natalia.oksengorn

Анонимный комментирует...

Олег, ты прекрасный рецензент. Жаль, что их совсем в джазе, а это так необходимо.Ты гигант!

Oleg комментирует...

Спасибо за видео, понравилась "Масленица", мне близка такая музыка по духу. Я вырос на таких альбомах как Bring on the night Cтинга, где у него самые крутые джазовые музыканты играют в бэнде. Слышали этот альбом? Мне по звуку напомнил отчасти
Казаков Карэн ;ehyfkbcn
http://vk.com/kazakov_karen

Oleg комментирует...

Да Стинг был моим идеалом музыканта, пока не растерял творческою энергию в тантризме.
О. Степурко

Oleg комментирует...

Олег Михайлович, спасибо за ссылку!
Искал что можно почитать про этот концерт. Все видео с "Джаз-контактом" посмотрел ещё на Вашей странице. Очень понравилось.
С "Академик-бэндом" Кролла - сын работал на этом выступлении. Так что у меня особый интерес:)
Михаил Сапожников http://vk.com/mail?act=show&id=11693

Oleg комментирует...

Посмотрела вашу запись с фестиваля Московская осень.Мне понравилось: очень хорошо смотритесь)))Вторая композиция тронула
Ирина Якушева админ христианского блога
http://vk.com/id2434136

Oleg комментирует...

Олег, Вы просто супер! Мне очень нравится то, что Вы делаете! Так держать!
Нина Холод Zürich дизайнер
http:// http://vkontakte.ru/club977751

Oleg комментирует...

)))) !!!
Супер Мэн (менеджер)
http://vk.com/id40085196

Oleg комментирует...

Поздравляю! Пусть же божественные искры разжигают в Вас пламя музыки и любви и Вы поделитесь им с нами,своими учениками!!!
Наталия Бодина (джазовая певица)
http://vk.com/id87709363

Oleg комментирует...

Послушала много конечно ошибок И В КОНЦЕ ВАШЕ СОЛО ЗАСЛУШАЛАСЬ БЛИН , очень мало времени было на подготовку вещь то сложнейшая.
Ольга Усова (лидер группы "Клайпеда")
http://WWW.KLAIPEDA.ME

Oleg комментирует...

Грянем джаз и врубим рок:
В мир родился Степурок!
С золотой трубой в руках
Он прославится в веках.

Чтоб ребёнок не зачах,
Толстый ангел-весельчак –
Румянец во всю щёку –
Дан ему в дорогу.

Так живи и не хворай,
На трубе своей играй
И веруй непреложно:

Под музыку твою
Не-по-бе-ди-му-ю
Идут святые в рай,

А чертям – тошно!

Алла Калмыкова (журналист, поэтесса)
https://www.facebook.com/profile.php?id=100000699541981

Oleg комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Oleg комментирует...

Браво, Олег!
Нелли Могилевская (физик)
http://vk.com/id86515738

Oleg комментирует...

Oleg,S nastupajushchim.Happy Birthday,dorogoy
Mikhail Alperin Norway
www.Alperin.no

Oleg комментирует...

да классно!!!
Александр Цикора (трубач)
http://vk.com/id52500990

Oleg комментирует...

Ух ты - СУПЕР!!!!!!!!!!!!!!Вот это статья!!!!!
Спасибо!!!
Обнимаю,
Катя Черноусова (лидер группы "Комнаты")
http://chernousova.wordpress.com/

Oleg комментирует...

Спасибо за красивую музыку! :)
Evgenia.(дизайнер, переводчик)
Italy
https://www.facebook.com/evgenia.segeda

Oleg комментирует...

очень полезная страница, спасибо за ссылку !)))
Victoria Cameron Köln (джазовая певица)ИСИ
http://vk.com/id139580706

Oleg комментирует...

Конечно, некоторые могут спросить, ну вот скажем, композиция «Сенокос», с чём её русскость, кроме напевной мелодии? На это можно ответить так, по 6-ти тактовому квадрату и нечётному метру.
1. Квадрат у большинства русских песен не 8-ми тактовый, как в американском джазе, а 6-ти тактовый, каждая фраза по 3 такта:
Жаль, что я не занималась джазом профессионально. Ничего ни в метрах ни в долях не смыслю. Но "Сенокос" Степурко душу мою пленяет и говорит, что хочется жить дальше.

Наталья Махотина (художник)
http://vk.com/id142063956

Oleg комментирует...

браво Олег Михалыч, браво Оля! Плюс Пять!
Стас Черёмушкин (админ Форума тубистов - «БАСОВАЯ БРАТИЯ»)
www.tubastas.narod.ru

Oleg комментирует...

Спасибо )) интересно .... здорово !!!!!!.. но в отношении джаза наверное спорно ))) это скорее фолк джаз
Ирина Малиновская (менеджер по туризму)
http://vk.com/id8746410

Кирилл комментирует...

Очень интересная статья. Спасибо, Олег Михайлович!

Oleg комментирует...

Олег! Ты, как всегда, великолепен. И Кирилл тоже!!!
Ирина Языкова (профессор - искусствовед)
https://www.facebook.com/irinayazykova

Oleg комментирует...

Крууууутооооооо!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Kristina Kurochkina ♥♥♥ (рок-певица)
http://vk.com/fkris
http://www.anasomnia.com

Oleg комментирует...

ПОНРАВИЛАСЬ ВАША МАСЛЕННИЦА А ТАКЖЕ ТОВАРИЩ ШИЛКЛОПЕР У МЕНЯ ЕГО ПАРУ АЛЬБОМОВ ИМЕЕТЬСЯ....КЛАССНАЯ МУЗЫКА..СПАСИБО
Алексей Виноградов (джазовый гитарист)
http://vk.com/id20596942

V. Serebryakov комментирует...

Спасибо!!!
Масленица и Донецкое колесо ++

Oleg комментирует...

Потрясающе! Успехов автору!
Лидия Ежова
https://www.facebook.com/eozhik.v.tumane

Gregory Lipovetsky комментирует...

ОК!

Gregory Lipovetsky комментирует...

столько всего умного! я отдыхаю...

Отправить комментарий

ad

Комментарии