Председатель джазовой секции Союза композиторов - Анатолий Кролл,
обладает неисчерпаемой фантазией и является мощным генератором идей.
То, он привлекает для участия в фестивале «Московская осень» симфо-джаз и композиторы показывают большие плотна – концерты, симфонии, я об этом писал на «Jazz.ru»:
То, он объявляет, что джазовый день фестиваля «Московская осень» будет
проходить под девизом – «Русская тема в джазе. Композиторы и их
ансамбли».
Анатолий Ошерович объяснил выбор такой
темы тем, что побывав на днях польского джаза в Москве, он там убедился в
том, что джаз может звучать по-польски, но почему же, в таком случае, -
продолжил А.О. джаз не может звучать по-русски?
И композиторы показали на концерте русский джаз в трёх основных направлениях:
1. Или как обработка фольклорных песен «Я по садику гуляла» - Кати Черноусовой, или
2. Как собственные композиции, написанные в русских идиомах «Масленица» О. Степурко, или
3. Как обработки русской классики Сюита Ю. Маркина «На тему сказки Петя и Волк» Прокофьева.
![]() |
К. Черноусова |
Открыла концерт группа «Комнаты» Кати Черноусовой
с 2 композициями. Вот как сама Катя пишет о них в буклете: 1 - «Я по
садику гуляла». Это фантазия на тему двух русских народных песен,
которые я записала в одной из фольклорных экспедиций вместе с
собирателем и исполнителем народных песен, профессором Московской
консерватории В. Щуровым. Пьеса написана для женского голоса, двух кларнетов, гитары, бас-гитары и ударной установки.
2 - Полета шмеля. Это моя концертная аранжировка одноименной пьесы Римского-Корсакова.
Написана (2004) для 2-х кларнетов, фортепиано, бас-гитары и ударной
установки. Произведение неоднократно исполнялось на концертах группы
«Комнаты», на фестивалях русской и авторской музыки в Москве и других
городах России. Именно оно понравилось французскому джазовому пианисту и
журналисту Марку Саррази, который написал большую статью, посвященную русскому современному джазу: Fantastic, your Flight on the Bumblee-Bee!!! Marc Sarrazzy.
Катя показала себя не только незаурядным и пианисткой композитором, но и
певицей, владеющей аутентичной манерой русского горлового пения, но
самое главное – это то, что она смогла сделать в своей композиции мощную
кульминацию на рояле и её продолжил на кларнете Антон Кончаков, который умудрился вставить в свою импровизацию интонации русской Барыни. Почему так важно в импровизации поменять паркеровский интонационный язык на импровизацию с русскими интонациями? Дело в том, что сейчас только ленивый не подкладывает фанк-грув под мелодию русской песни, но потом начинается соло и тут, как говорил В. Клейнот на сцену выходит 40 негров, ибо звучат ходы Ч. Паркера и Колтрейна, ну никак не связанные с русской музыкой, но в «Комнатах Черноусовой»,
я не встретил ни одного негра, ибо в своих соло музыканты группы смогли
найти свои интонации, не связанные с негритянским блюзом, а скорее это
мелодические интонациями, которые мы слышали у саксофониста Пола Винтора, играющий этно-джаз
в стиле «ворд-мюзик». Наконец в наших московских комнатах появились
отечественные герои, заряженные не блюзовой, а славянской экспрессией «вытоптывания земли», как говорил И. Стравинский. И славянская энергетика, оказывается, ничуть не уступает негритянской. Браво Катя!
![]() |
Олег Степурко на фестивале джаза 27.11.2012. |
Далее показывалась музыка О. Степурко и его группа «Jazz-контакт».
Группа показала 3 авторские композиции:
1. «Сенокос» 2. «Колесо» 3. «Масленица».
Конечно, некоторые могут спросить, ну вот скажем, композиция «Сенокос», с чём её русскость, кроме напевной мелодии? На это можно ответить так, по 6-ти тактовому квадрату и нечётному метру.
1. Квадрат у большинства русских песен не 8-ми тактовый, как в американском джазе, а 6-ти тактовый, каждая фраза по 3 такта:
несимметричный квадрат, состоящий из 6-х тактов, создаёт необыкновенную живизну, и это легко проверить, если сыграть 6-ти тактовую русскую песню на западный манер, - квадрат 8 тактов:
Если сравнить 8-ми такт и 6-ти такт, то 8-ми такт – это кубик, который устойчиво стоит на поверхности, а 6-ти такт можно сравнить с шаром, который со своей способностью катиться имеет большую динамику и энергетику движения. Ибо 6-ти такт за счет своей асимметрии имеет большую силу воздействия на слушателя, чем 8-ми такт. Ещё 6-ти такт имеет такую энергетики из-за того, что его метр можно трактовать двояко – и на3/4 «Посею лебеду на берегу»:
и на 2/4:
И главная тема «Сенокоса» написана на 6-ти тактовый квадрат:
Должен признаться, что поначалу было трудно приводить фразу в 4 такт, а не в 5-й, ибо мы настолько отравлены чуждым американским менталитетом, и чётный квадрат так сильно сидит в подсознании, что пришлось приложить массу усилий, чтобы фразы стали 3-х тактными. 2-я парадигма русской музыки – это переменный размер, столько известных песен написано на 5/4 «Ах ты, душечка»:
Или песни в размере 7/4 «Ой да ты калинушка»:
А тема написана в диатонике с полутоновым смещением, - когда часть нот берётся из звукоряда на ½ тона выше:
Кроме того - соло построено не на блюзовом ладу, а на интонациях темы, и это избавляет его от не нужных ассоциаций с блюзами техасщины и алабанщины.
Но самое главное – это то, что дебильная джазовая форма, которую музыканты прозвали «связка сосисок» - |тема, импровизация – импровизация - импровизация-тема| здесь поменялась в 3-х частную форму с помощью ритмической модуляции, когда четверть с точкой (♪.), становится четвертью нового метра.
И, поскольку в обоих темпах есть общий ритмический знаменатель –
восьмая, то форма, как кирпичная стена с цементным раствором, становится
монолитом. Вторая композиция – это реквием недавно ушедшему донецкому
трубачу – Валерию Колесникову, которого джазмены прозвали «Колесо». Этот джазовый трубач обладал незаурядным юмором и чувством формы. Его выступление с И. Брилем, лично я, по части скэт-юмора и прочим приколам ставлю выше знаменитой пластинки Гиллеспи-Питерсон.
Мне посчастливилось знать Валеру и к этой песне, у меня почему-то родились такие строчки:
![]() |
Валермй Колесников |
Мы не поедем вновь в край детский.
Можно там всегда, сесть на поезд «А», джаза, где горит звезда.
Но, отпечатался на сердце, след от Колеса, джаза голоса.
И пусть закрылась в песню дверца.
Мощный звук трубы, как души мольбы, бьётся в колокол судьбы.
Припев: Вертись, катись по небу Колесо. Мы помним Вас в лицо.
Кто дарил нам клад – джаза аромат, звуки, как цветы горят.
![]() |
Оля Усова |
Певица Оля Усова, как настоящий - боец
смогла выучить песню всего за несколько дней, после того, как её
отказалась петь одна джазовая звезда. Больше того, она, как истинно
блюзовая певица смогла не только влить в мелодию джазовую энергетику, но
и, чисто в блюзовых традициях – поменяла текст. Это не первое
сотрудничество певицы с композитором, Оля записала на CD джазовый цикл Степурко по сказкам Андерсена и теперь джазовая баллада-реквием.

Любопытное выступление Анастасия Глазковой – это 2 песни
1. «Посвящение Л. Гурченко»
2 «Сказка – песенка».
![]() |
Анастасия Глазкова |
Первая песня ассоциируется с городским романсом. Очень эффектно звучат контрапункты, которые исполняет на контрабасе Даша Чернакова.
У Анастасии очень рафинированная гармония и изощрённый мелодический
рисунок в песне. Причем композитор выбрал для показа жанр баллады,
который особенно труден для исполнения из-за того, что в медленном
темпе, как под увеличительным стеклом, сразу становятся видны любые
неточности. 2-я песня так же отличается замысловатым мелодическим
рисунком с большими скачками, которые скорее можно отнести к
инструментальной, чем к вокальной музыке. Но это не беда, у Баха тоже все вокальные фразы инструментальны – но это всё равно не делает его музыку менее гениальной. Запомнилась скэт-фуга,
которая прозвучала, как разработка всей композиции. Очень эффектны
басовые соло, которые контрабасы играют, то смычком, то пиццикато.
Конечно музыка А. Глазковой – для любителей сложного джаза колтренийского толка, с полиаккордами
и мелодией на грани атональности, поскольку такая музыка, лично мне не
близка, то от дальнейшей оценки я воздержусь.
Следующий композитор – это Александр Розенблат.
Он показал «Концертино на 2 русские темы для 2-х роялей».
![]() |
А. Розенблат |
Саша в преамбуле сказал, что ставил в этой пьесе не только музыкальные, но и «мануально-визуальные
задачи», что означает, что эту пьесу не только нужно слушать, но и ещё
смотреть. Действительно руки обоих исполнителей переплетаются в самых
затейливых комбинациях, при этом с виртуозным блеском показывают пассажи
на грани невозможного. Вообще сейчас прослеживается тенденция, когда
академические пианисты стараются зайти в пограничные стилистические
области и пытаются играть пьесы с элементами джаза. Саша не раз в своих
показах на джазовой секции демонстрировал нам свои пьесы в исполнении
звёзд академического рояля. И в этот раз он показал пьесу из этого же
ряда. Завершил концерт «АКАДЕМИК-БЭНД» Российской академии музыки имени Гнесиных, под управлением народного артиста РФ АНАТОЛИЯ КРОЛЛА. Они исполнили Сюита Ю. Маркина «На тему сказки Петя и Волк» Прокофьева и пьесу А. Иванова на тему русской плясовой «Барыня». В этой пьесе приглашённым солистов на альпийском роге был Аркадий Шилклопер.
Юрий Маркин остроумно сделал вступление из главной партии – «темы Пети»:
А основную тему бенда смастерил из «темы кошки», очень изящно засинкопировав мотив;
И после подготовительной вставке идут соло саксофона, трубы и тромбона. И, если Герман Лукьянов, играя не стандартные темы, старается вставить в соло интонации темы, то музыканты АБ, как правило, играют общеджазовые ходы. Но это, по молодости простительно, ибо только мастера, со временем, приобретают свой импровизационный словарь. У ребят ещё всё впереди, тем более бридж на гармонии «Олео» не может не провоцировать на фирменные ходы.
![]() |
А. Шилклопер |
Пьесу А. Иванова на тему русской плясовой «Барыня» солистом приглашён А. Шилклопер, который был в этой пьесе в трёх ипостасях: 1.как исполнитель на альпийском роге, 2. как валторнист и 3. как флюгельгорнист. Соло на альпийском роге Аркадий начинал играть совсем без грува и в начале он блестяще применил приём 2-х «голосье соло» (когда в 2-х регистрах проводятся разные две темы), и когда включился грув, то Аркадий начал разворачивать лады – лидийский и миксолидийский, причём удивило то, как он может «парить» на длинных нотах, как бы поперёк ритма, гипнотически вовлекая слушателя в свой «шилклоперский мир».
Далее последовало соло Аркадия на флюгеле, поочерёдно с тромбоном, причём, если студенты играли традиционные боповские цепочки восьмых, то фразы Аркадия были переполнены юмором, то он вставлял цитату из стандарта Диззи «Salt Peanuts», то фразу из «Бырыни», а то из «Камаринской». Закончилась пьеса каденцией Шилклопера, когда флюгель вышел на высокую ноту и оркестр на ней поставил аккорд-точку.

Конечно, нельзя не отметить то, как легко и непринужденно, создавая атмосферу праздника, дирижирует А.О. Кролл,
он как бы заряжает своей энергией радости музыкантов, превращая
джазовой действо в русский хоровод, в котором кружатся, как планеты
вокруг солнца, джазовые музыкальные миры в космическом танце. Джазовый
праздник удался. И самое интересное это то, что композиторы, работающие в
абсолютно разных творческих манерах, смогли зарядить русским духом свою
музыку, которая как разные травы в поле создают неповторим аромат лета.
И вот настало время сенокоса, настало время собрать урожай русского
джазового поля, которое вобрало в себя энергию света и тепла летнего
солнца и смогло поделиться ею со всеми, кто пришёл на джазовый день
«Московской осени».
Композитор Олег Степурко

29 коммент.:
Спасибо огромне, Олег - потрясающе!!!
Наталья Трончинская
https://www.facebook.com/natalia.oksengorn
Олег, ты прекрасный рецензент. Жаль, что их совсем в джазе, а это так необходимо.Ты гигант!
Спасибо за видео, понравилась "Масленица", мне близка такая музыка по духу. Я вырос на таких альбомах как Bring on the night Cтинга, где у него самые крутые джазовые музыканты играют в бэнде. Слышали этот альбом? Мне по звуку напомнил отчасти
Казаков Карэн ;ehyfkbcn
http://vk.com/kazakov_karen
Да Стинг был моим идеалом музыканта, пока не растерял творческою энергию в тантризме.
О. Степурко
Олег Михайлович, спасибо за ссылку!
Искал что можно почитать про этот концерт. Все видео с "Джаз-контактом" посмотрел ещё на Вашей странице. Очень понравилось.
С "Академик-бэндом" Кролла - сын работал на этом выступлении. Так что у меня особый интерес:)
Михаил Сапожников http://vk.com/mail?act=show&id=11693
Посмотрела вашу запись с фестиваля Московская осень.Мне понравилось: очень хорошо смотритесь)))Вторая композиция тронула
Ирина Якушева админ христианского блога
http://vk.com/id2434136
Олег, Вы просто супер! Мне очень нравится то, что Вы делаете! Так держать!
Нина Холод Zürich дизайнер
http:// http://vkontakte.ru/club977751
)))) !!!
Супер Мэн (менеджер)
http://vk.com/id40085196
Поздравляю! Пусть же божественные искры разжигают в Вас пламя музыки и любви и Вы поделитесь им с нами,своими учениками!!!
Наталия Бодина (джазовая певица)
http://vk.com/id87709363
Послушала много конечно ошибок И В КОНЦЕ ВАШЕ СОЛО ЗАСЛУШАЛАСЬ БЛИН , очень мало времени было на подготовку вещь то сложнейшая.
Ольга Усова (лидер группы "Клайпеда")
http://WWW.KLAIPEDA.ME
Грянем джаз и врубим рок:
В мир родился Степурок!
С золотой трубой в руках
Он прославится в веках.
Чтоб ребёнок не зачах,
Толстый ангел-весельчак –
Румянец во всю щёку –
Дан ему в дорогу.
Так живи и не хворай,
На трубе своей играй
И веруй непреложно:
Под музыку твою
Не-по-бе-ди-му-ю
Идут святые в рай,
А чертям – тошно!
Алла Калмыкова (журналист, поэтесса)
https://www.facebook.com/profile.php?id=100000699541981
Браво, Олег!
Нелли Могилевская (физик)
http://vk.com/id86515738
Oleg,S nastupajushchim.Happy Birthday,dorogoy
Mikhail Alperin Norway
www.Alperin.no
да классно!!!
Александр Цикора (трубач)
http://vk.com/id52500990
Ух ты - СУПЕР!!!!!!!!!!!!!!Вот это статья!!!!!
Спасибо!!!
Обнимаю,
Катя Черноусова (лидер группы "Комнаты")
http://chernousova.wordpress.com/
Спасибо за красивую музыку! :)
Evgenia.(дизайнер, переводчик)
Italy
https://www.facebook.com/evgenia.segeda
очень полезная страница, спасибо за ссылку !)))
Victoria Cameron Köln (джазовая певица)ИСИ
http://vk.com/id139580706
Конечно, некоторые могут спросить, ну вот скажем, композиция «Сенокос», с чём её русскость, кроме напевной мелодии? На это можно ответить так, по 6-ти тактовому квадрату и нечётному метру.
1. Квадрат у большинства русских песен не 8-ми тактовый, как в американском джазе, а 6-ти тактовый, каждая фраза по 3 такта:
Жаль, что я не занималась джазом профессионально. Ничего ни в метрах ни в долях не смыслю. Но "Сенокос" Степурко душу мою пленяет и говорит, что хочется жить дальше.
Наталья Махотина (художник)
http://vk.com/id142063956
браво Олег Михалыч, браво Оля! Плюс Пять!
Стас Черёмушкин (админ Форума тубистов - «БАСОВАЯ БРАТИЯ»)
www.tubastas.narod.ru
Спасибо )) интересно .... здорово !!!!!!.. но в отношении джаза наверное спорно ))) это скорее фолк джаз
Ирина Малиновская (менеджер по туризму)
http://vk.com/id8746410
Очень интересная статья. Спасибо, Олег Михайлович!
Олег! Ты, как всегда, великолепен. И Кирилл тоже!!!
Ирина Языкова (профессор - искусствовед)
https://www.facebook.com/irinayazykova
Крууууутооооооо!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Kristina Kurochkina ♥♥♥ (рок-певица)
http://vk.com/fkris
http://www.anasomnia.com
ПОНРАВИЛАСЬ ВАША МАСЛЕННИЦА А ТАКЖЕ ТОВАРИЩ ШИЛКЛОПЕР У МЕНЯ ЕГО ПАРУ АЛЬБОМОВ ИМЕЕТЬСЯ....КЛАССНАЯ МУЗЫКА..СПАСИБО
Алексей Виноградов (джазовый гитарист)
http://vk.com/id20596942
Спасибо!!!
Масленица и Донецкое колесо ++
Потрясающе! Успехов автору!
Лидия Ежова
https://www.facebook.com/eozhik.v.tumane
ОК!
столько всего умного! я отдыхаю...
Отправить комментарий