Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Переписка Миша Альперин - Олег Степурко об импровизации


Мне кажется, что самое слабое звено среднестатистической "хорошей" джазовой музыки - это импровизация!
Странно? Профессиональные джазовые музыканты, насколько мне известно, очень мало работают над импровизацией. Слишком мало.
Мало, так как верят, что импровизировать гораздо легче, чем играть tutti или написанное. Такой уверенности, по-моему, не было и нет у мастеров этого жанра.
Но, ведь, у них можно учиться. Главное понять чему.
Противоречие между написанной музыкой и импровизационной не естественно. То, что мы называем "ходами", "паттернами" или "местами общего пользования" (гениальное выражение), звучит как пренебрежение к ЦЕЛОМУ!
Но у мастеров джаза, вне зависимости от языка, каким они пользуются, такое пренебрежение к ЦЕЛОМУ - отсутствует.
Оно есть у средних, так как они не очень чувствительны к этому расколу и вряд ли осознают проблему.

Музыкальность, экспериментирование в рамках языка композитора, поэзия вместо журналистики - вот моё лекарство от этой болезни.
Когда Рахманинова спросили, почему музыканты играют не ритмично, он сказал, что, видимо, они не достаточно музыкальны.
Прокофьев, любивший импровизировать на рояле, в одном из своих писем писал:
"Мои композиторские опыты не имеют ничего общего с моим импровизационным баловством"
У меня же не так.
Именно импровизацией в контексте драматургического ЦЕЛОГО я и занимаюсь в своём классе со студентами.
Миша Альперин.
Осло. 20.10.2008.

Олег Степурко


Конечно, твоё отношение к импровизации - это плод многих раздумий и с тобой согласен О. Питерсен, который выписывает соло до последней ноты (так он в Нью-Порте на бис сыграл 7ми минутную композицию, повторив всё в точности до форшлага), и Ч. Паркер, когда издали его дубли, стало видно, что соло сыграно нота в ноту, и К. Браун, разные записи одной и той же вещи свидетельствуют о том же.

Враги гениев - их эпигоны, которые дискредитируют Паркера и Брауна, "замыливая" из гениальные мелодические открытия.
Я тоже учу учеников мотивной работе, посылаю главу из последней книги "Скэт-импровизация"

7.1. Составление соло из ликов

Если мы проанализируем вышеприведенные соло, то обнаружим, что они состоят из повторяющихся ходов. Это связано с тем, что хотя гармонию можно обыграть миллионами ходов, работают всего два-три. Эти «работающие» ходы открыли саксофонист Чарли Паркер с трубачом Диззи Гиллеспи. Со своими единомышленниками они смогли создать язык импровизации, который состоит из боп-ликов . Они как бы «развернули» гармоническую вертикаль в мелодическую горизонталь. В джазовой практике эти лики получили такие названия :
Пентахорд − когда в трезвучии заполняется терция проходящим тоном и получается мотив из 5 нот.




Волна – хроматическое заполнение терции аккорда.




Отскок – как в бильярде, когда шар забивают через отскок от борта, так и в этом приеме используют эффект вводных тонов, которые тяготеют к аккордовому тону, и мелодия, ударяясь о вводные тона, отскакивает в аккордовый тон. Таким образом создается мелодическое движение. Этот эффект легко проверить, сыграв тему «Биттлз» с вводным тоном и без него (сразу видно, как пресно звучит тема без вводного тона).




В джазе музыкант специально начинает фразу с неаккордового тона и тем самым заставляет фразу двигаться.




Двойной отскок − когда фраза начинается сразу с двух неаккордовых тонов.




Петля Паркера − этот мотив как бы охватывает аккордовый тон, как аркан.








Капкан − мотив «сжимается» вокруг аккордового тона, постепенно приближаясь к нему, как челюсти капкана.




«Я люблю вас» − цитата из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского стала лейтмотивом всех влюбленных. Паркер, когда работал в кафе, играл этот мотив понравившимся девушкам.



__________________________________

Лики (от англ. lick – слизывать) – так на джазовом сленге называют ходы, «лакомые кусочки», которые джазмены снимают, «слизывают» у мастера джаза. Лики и становятся лейтмотивами. Если продолжить кулинарную терминологию, то «лики» – это котлеты, фразы, которые работают в любой ситуации, а связки между ними, которые не имеют такой мелодической силы, – это гарнир.


Любопытно, что в древнерусском знаменном распеве ритмоформулы, из которых он состоит, получили похожие названия: «перегиб», «ударка», «тряска», «унылка», «долинка», «кулизма», «поворотка», «паук», «завивец», «стрела с сорочьей ножкой» (Холопова В. Русская музыкальная ритмика. – М., 1983).



Дорожка − мотив построен на большой секунде, которая секвенционно опускается по полутонам.




Зигзаг. Если графически изобразить контур мотива, то получится зигзаг. Смысл его в том, что на неаккордовом звуке фа накапливается мелодическая энергия, и затем она «прорывается» шестнадцатыми, при этом должна сохраняться триольная пульсация.




Взлет − восходящий ход по терциям.




Спираль Паркера , этот ход чаще встречается в миноре.





Зная эти ходы-лики, легко научиться комбинировать из них свои мелодические линии.

Например:

1) Зигзаг, пентахорд и отскок:





2) Взлет, волна, петля, пентахорд и отскок:





3) Капкан, петля и взлет:





4) Спираль, зигзаг, «я люблю вас»:




Попробуйте создать свои мелодические линии, комбинируя такие лики:
1) Пентахорд, отскок, петля, «я люблю вас».
2) Волна, петля, пентахорд, отскок.
3) «Я люблю вас», отскок, взлет, волна и т. д.
Следующий этап – это транспонирование ликов.
Возьмем гармонию «Мекки Мессер» 1−1−2−2−5−5−1−1
Начнем с того, что будем составлять из ликов секвенции:







Следующий этап − перемешать секвенции:

____________________
Термин М. Есакова








И последний этап – это «проредить» фразы, вставляя паузы и делая их ассиметричными, чтобы уйти от однообразия:







Здесь также нужно подгонять лики, некоторые нужно транспонировать на октаву, чтобы не было больших скачков, а кроме того, нужно находить соединительные ноты между ликами и сочинять продолжение.
Из этого отрывка видно, что фразы на сильную долу «даун-бит» нужно чередовать с фразами на слабую – «офф-бит». Кроме того, паузы позволяют создать диалог с фактурой и, тем самым усилить энергию свинга.
Конечно, кроме фраз, состоящих из цепочек восьмых, нужно сочинять и вставлять песенные фразы, состоящие из четвертей и половинок, но главное – это то, что только ваше внутреннее чувство может подсказать, как дальше развивать фразу. Доверяйте своему чувству, слушайте и анализируйте игру мастеров джаза и сочиняйте свои соло, используя их находки и мелодические идеи.


7.2. Хрестоматия

Поскольку невозможно научиться импровизировать, не снимая соло мастеров джаза, на CD записаны соло мастеров джаза, которые нужно снять, а затем проанализировать по следующим параметрам:
1) Какие мелодические и ритмические фразы из «снятого» соло можно применить в своем соло?
2) Есть ли в нем обороты 2−5−1, новые лики, оригинальные мелодические фразы, эффекты саунда, которые можно заимствовать?
3) Какие лады применяются для обыгрывания того или иного аккорда?
4) Какими средствами певец создает кульминацию?
5) Какими слогами артикулируются фразы восьмыми, морденты, форшлаги, глиссандо, «подъезды»?..
И после такого анализа, нужно научиться применять все эти приёмы в своём соло.

Обнимаю Олег.


Миша Альперин.

Рождённый ползать - летать обязан.


На востоке говорят, что человек отличается от животного только тем, что может меняться. Программу-сценарий своей жизни животному не поменять. У человека же есть уникальный шанс – расти и взрослеть.


Не все мы этим шансом воспользуемся. В творчестве происходит похожее.
Художник может либо расти, и этот УНИКАЛЬНЫЙ рост (а рост всегда уникален), как в зеркале отразится в его творчестве, либо довольствоваться своим ремеслом и чужим опытом.
Помните? «Он шёл по следам великих, поэтому своих не оставил».
В молодости это так естественно, но ведь подростковый период имеет обыкновение заканчиваться.
Арво Пярст – эстонский композитор - как-то сказал , что многие современные композиторы часто страдают графоманией и пребывают в хроническом подростковом периоде.
Я думаю, что музыканты, как и не музыканты, слишком уж много своей жизненной энергии тратят на то, «чтобы быть» принятым обществом и коллегами . И это не только вопрос хлеба насущного. Также часто мы впадаем в другую крайность – отрицаем всё и вся. Жизнь – это искусство баланса.
Каждый из нас рождён уникальным, но так не просто согласиться с этим. Ведь легче согласиться с тем, что есть где-то избранные, более талантливые, более везучие.
Моя жизнь похожа на чудо-школу, где те уроки, которые я не усвоил в своё время, настойчиво требуют быть выученными.
Я счастлив, что научился уважать свои новые ошибки, что иду дальше.
Повторять же старые и себя-родимого – грустно.
Недавно в Москве мой старый приятель-композитор посетовал на то, что, к сожалению, не слышит больше того былого Альперина с его взрывными молдавскими ритмами, не слышит былого «авангардного хулиганства», и что сегодня моя музыка очень уж интровертна и медитативна.
Когда мы растём? Во сне? Возможно, физиологически – да, а духовно?
Разве кто-нибудь из нас помнит день, когда из ребёнка мы превратились в юношу или девушку, либо из молодого человека – во взрослого?
Мой отец был литератором и, видимо, любовь к повествованию в звуках у меня от него.
Когда-то я писал и играл по-журналистски лихо, иронично, не подпуская читателя к своему внутреннему миру. Позже pojavilas’ nepreodalimaja potrebnost’ дышать поэзией и оставаться голым наедине с приближающейся тишиной.

Миша Альперин
25.07.07, Осло


Олег Степурко

Каждый джазмен стремиться создать свой саунд и язык.


Удивительно, но люди, которые создают целые стили, вроде тебя, так чётко и рельефно понимают суть проблемы. и поэтому могут дать точный диагноз и найти новые пути развития.


Я до сих пор не оставил надежды, что издам хрестоматию великих соло и в ней будет твоё с диска "Концерт в Твери", когда ты разворачиваешь лидийскую гамму в фантастическом космическом огненном танце и затем создаёшь потрясающую кульминацию, когда бьёшь по клавиатуре кулаками.
Не устаёшь удивляться твоей изобретательности, когда ты как волшебник, достаёт кролика из шляпы, достаёшь из источника души всё новые средства и приёмы.
Конечно твоё письмо объясняет, что это плод огромного труда.

И меня категорически не устраивают "места общего пользования" моих коллег и вызывает удивление их не желанием искать свои фразы, и я сам по нескольку месяцев готовлю соло, собирая его из каждодневных записей, из которых составляю несколько квадратов.
Из записей, потому что при игре задействовано только эвристическое левое полушарие, а когда слушаем записанное соло, то включается правое. аналитическое полушарие и те фразы, которые показались удачными - оказываются банальными. И, наоборот, те фразы на которые не обратил внимания, становятся ключевыми в соло.
Олег

Альперин

Фрагмент из аннотации к диску «Солнцеворот» Юрия Чугунова



Каждый джазмен стремиться создать свой саунд и язык. Но если своего саунда добились многие трубачи, (достаточно услышать несколько нот, чтобы узнать легкий, резковатый звук Диззи Гиллеспи, шипящий субтон Арта Фармера или засурдиненную трубу Майлса Дейвиса), то свой индивидуальный мелодический язык смогли создать единицы. Так ходы Паркера мы узнаем, даже если их будут играть на баяне. То же можно сказать о фразах Колтрейна и Девиса.

Так вот в этом проекте Олег Степурко показывает не только яркий мелодизм тем, но и свой индивидуальный стиль импровизации, так пожалуй, никто не играет фанк.
Его язык построен на трёх основных идеях: Во первых от играет не на трубе, которую считает слишком резким и агрессивным инструментом, а на флюгельгорне, инструменте родственнику мягкой валторне.
Второе – это то, что он создал свой принцип создания фраз, построенный на 10-тоновой технике, которая заключается на соединении двух пентатоник:





Часть нот во фразе из одной пентатоники, часть из другой, получается ладовый объём:







Кроме того, Олег научился виртуозно нанизывать одну полиритмическую фразу на другую, создавая мощную энергетику:





Кроме того, он создает полиритмические фразы, используя возможность трубы брать одну и туже ноту разной аппликатурой:





И совсем редкий приём, которым владеют немногие музыканты. Это двухголосие соло. Когда в двух регистрах проводятся разные мелодические линии:




И, конечно особый разговор мелодизм Олега Степурко. Его темам свойственно особое джазовое чувство гармонии. Ибо его гармония заряжена такой энергией, что способна, словно сжатая пружина развернуться в импровизации. Мы знаем множество примеров, когда красивая пьеса имеет очень неудобную гармонию для импровизации. И наоборот, некоторые рифовые темы, состоящие из одной попевки, таят в себе огромные гармонические возможности для мелодического развития.

Jazz - пароход


Включился Андрей Румянцев – композитор из Германии.


Олег, я еще поразмышлял, почему у джаза мало шансов на выживание. Мне кажется, что он захватывал в свое время ритмом (биологический элемент) и настроением. Может, еще новым саундом. Но ритм в роке (хоть и более примитивном) еще забойнее. Три-четыре джазовых традиционных настроений уже не соответствут сегодняшнему ощущению и мировосприятию. Какие это были настроения? 1) Кабацкое уныние (медленный саксофон), 2) подвижный ритм (боп), дающий иллюзию радостного (коммерческого) успеха - сегодня воспринимается как что-то мещанское. 3) Биг-бэнд: экстаз в тутти-кульминациях и мистический (специальные сурдины) ночной американский город Синатры. Т.е. без ритма джазу почти нечего сказать. Все время то же перемывание 2-3 эмоций. Как только мода на эти эмоции прошла, заколебался и джаз. Один из интересных выходов из этого кризиса показал Стравинский, написав в 1945 по заказу Б.Гудмана Эбенов (черный) Концерт для кларнета и джаз-оркестра (Ebony Concerto 1945 Klarinette und Jazzband ). Я бы назвал этот стиль Концептуальный джаз. Но надолго и это не поможет. Какой же выход? Джаз должен стать симфоническим и спиритуальным - послушай Мортона Фельдмана. Не всмысле фуг, остинато, разработок и скрипок, а в смысле сквозного мышления. Тоновые ряды должны вырасти из блюнот-подштанников и пользоваться 12-тоновой шкалой плюс микроинтервалика. Микроинтервалика не случайная, а сознательная. Хай-хэт как жлобское явление - вон. Перкуссивные инструменты употреблять не как ритмическую подкладку, а тоже симфонически. Джаз должен научиться рассказывать не только пару историй на повторяющиеся 2-3 темы, а сладываться как роман Достоевского с перекрещиванием сюжетов, неожиданностями, драматическими ходами. Или как рассказы Кафки (Превращение). Или театральные пьесы Ионеску и Беккета. Ритм должен быть сложнее - наложения тройных на двойные размеры, но не машинного механического характера. Образец - русская народная полиметрическая песня. Много чего и другого, но не сразу все вместе. Аскетизм и немецкий рационализм Лукьянова хороши, но не достаточны. Ему трудно вырваться из болота инерции. Не хватает взгляда со стороны. Вот такие мысли.

Но результат есть результат, сам знаешь, история безжалостна. Тебе нужно, может, искать простые, но при этом оригинальные решения, которые с листа играются. И умело, по новому пользоваться импровизацией, вплетая ее в ткань Тобою твердо написанного. Или использовать сольные, заранее запрограммированные импровизационные всплески, или групповые, или по-русски подголосочные.
2-письмо
Если позволишь, я покажу Тебе мой маленький опыт, где я пытался за наших джазменов преодолеть известные стереотипы. Эту пьеску "Я кричу к Тебе" прилагаю в прицепке в МП3-Формате. При записи я что-то напутал с каналами и они сместились. Но думаю идея будет все-таки ясна.
Концепция:
1. Сквозное разитие, против "связок сосисок";
2. Материал: изобретенный искусственный лад с восточным (псалмы Давида) оттенком по принципу модальных композиций Мессиана (его учебник возможно есть в сети) и Шостаковича. Принцип композиции тоже модальный;
3. Обращение с материалом - импровизированный по модальной шкале как бы коллективный "Фламенко", в части А.
4. Использование модальных кластеров для обогащения гармонии и саунда;
5. Форма сквозная но с подчастями: А, B и заключительный эпизод С. Плюс унисонные связки;
6. Избегание американско-мещанского подкладочного ритма у ударных. Вместо этого интеграция перкуссивной функции (как в раге) в общую ритмическую ткань. (Кстати, следующая стадия восхождения в форме должна быть как у Веберна: все интегрировано - нет отдельно ни мелодии, ни гармонии, ни ритма! Идеал!!)

Crystal Planet

Включилась пианистка Екатерина Черноусова:


Дорогой Олег Михайлович!

Конечно, переписка интересная, особенно когда в ней участвуют такие профи как Вы и Альперин.
Сегодня джаз - это такое сложное понятие(для меня), которое объединяет и старые ритмы с новыми и старые мелодические ходы с современными гармониями. Для меня все-таки на сегодняшний момент существует классический джаз и современный, так же как и в академической музыке. А что до импровизации - так взять Баха или Куперена- их сюиты - чем не записанная в нотах импровизация?

На чугунных решетках белый узор

Включился Ю.И. Маркин


Привет, Олег! Получил два твоих письма: первое - гигантское, где Слонимский, и второе - средней упитанности. Попытаюсь отреагировать на затронутые в письмах темы. Очень дельные рассуждения у Котельникова. Единственный прокол - вместо Шёнберга у него Штенберг, или как-то похоже. Что касается гармонических решенй в музыке Бородина, то очень дельное наблюдение. Сюда можно добавить и Римского-Корсакова. Видите ли у Колтрейна нашли наваторство! Это похоже на то, если бы в Париже вощли в моду валенки, то и в России сразу подхватили бы... Похвально, что он как и его гуру Клейнот стоит на твёрдых принципах человеческого подхода к джазу, а не на позициях гордского сумашедшего Альтгермана, жизнь свою положившего на создание "советского" в ответ на призывы Софьи Власьевны. Кстати, в своих разглагольствовыаниях о гармонических последовательностях Лукьянов-Ленин себя с головой выдаёт, обнаруживая механистический подход в сочинении (вымучивании) темы на предварительно придуманную схему, исходя из принципа: "что хочу, то и напишу, лишь бы не квинтовый круг!" Это напоминает борьбу Крупского с крестьянством. Каюсь, что много уделил времени этому "гению", а надо было бы лишь сплюнуть... Удивляюсь, Олег, твоему "критическому заискиванию" перед этой дутой величиной.

Румянцев поначалу тоже дельное пишет, но вывод, увы,("хотели, как лучше",а получилось по Черномырдину) - опять 12ти тоновая система и прочая "сурьёзная" ахинея. Всё это уже пытались внедрять в джаз, но он брыкался и не принял. (Единственно, кто нашёл своё самобытное в джазе это бразильцы с их босса-новой. Емерихамцы тут же стали её играть!) Не нравится - не слушай его (джаз), тем более, что если бы умел играть, то так бы не рассуждал, а ценил бы. Опять напрашивается сравнение: потратил много времени на изучение иностранного языка, наконец выучил, а потом стал его ругать - какой он плохой, бедный, невыразительный и т.д.
О критериях Альперина уж и говорить нечего. Птицу видно по помёту (чем она, так сказать...)Первый же тезис изобличает в авторе закомплесованного неумёху - "самое слабое место в джазовой композиции это импровизация". На самом деле всё наоборот, что подтверждается творчеством мастеров. Самое сильное -соло импровизатора, а тема лишь повод, бывает, что обходятся и без неё. Чему же он учит бедных норвежцев? Впрочем, судя по их джазу, они лучшего и не заслуживают. Григ не в счёт! Мало того, что не джазмен, да к тому же по отцу - англичанин (папа был британским консулом по фамилии Грейг).Вот откуда талан-то !
Что касается Слонимского, то, как говорится, "яблоня недалеко от яблока падает". Племянничек Сергей весь в дядю, такой же пустоцвет (при наличии множества симфоний,опер и балетов - ни одной яркой темы ) типичный графоман. Про девочку Черноусову могу лишь сказать, что коль ей кажется, что Куперен, Рамо и прочие, чем не джаз, то, значит, человек совсем без понятия, что является своеобразным счастьем, так как от знаний все беды и проистекают.
Ереваныч.

Ю.М.Пружина

Танго для Джанго
_________________________________
В консерватории Осло, Мише Альперину конкурс 300 человек на место со всей Европы.
С. Слонимский написал мегахит к фильму «Республика Шкид» это песня


Включился Валерий Котельников США


Почитал "дискуссию" о джазовой импровизации.

Пока могу сказать, что Миша Альперин, вне всякого сомнения, один изодареннейших импровизаторов и блестящий пианист, и я во многом разделяю его мысли. А с тобой, дружок, в некоторых вопросах согласиться не могу (но это - потом). По поводу Юриного замечания, что Клейнот - это мой гуру, замечу, что абсолютно нет. Виталик, исполняя джазовые или соул композиции, нуждался (и требовал) соответствующей музыкальной фактуры аккомпанемента, чему соответствовать я считал своим долгом. Если бы я привлек его к исполнению своей музыки, я бы требовал от него то, что отвечает характеру моей музыки.
Валерий Котельников США.

30 коммент.:

Boholik комментирует...

Чтобы воспроизвести музыку, подождите немного, время зависит от скорости вашего Интернета.

Анонимный комментирует...

Очень интересная и глубокая переписка по поводу импровизации! спасибо!!!&...
Тимофей Хазанов

kursebeli комментирует...

spasibo , ineresno bilo ochen !

Guitarist комментирует...

Здорово, полезная переписка получилась.
Все подробно, взял на заметку,

Анонимный комментирует...

Олег,
ну просто с наслаждением прочел вашу дискуссию про импровизацию.Как приятно,что люди об этом думают.
Любопытно.что твои слова насчет Паркера буквально повторяют мои - я тоже так думаю,только рассуждал об этом не в категориях spiritus mundi - о том.что музыка существует где-то там, а музыкант ее только разворачивает.А в категориях Германа Орлова(нашего музтеоретика)Он открыл то же самое на примере Моцарта,а я ему (помнится в рукописном письме еще в середине 70-х) привел Паркера как доказательство из джаза.Орлов,кстати,рассказывал мне потом,что пришел к выводу, что у большого музыканта все произведение "видится" все сразу,целиком,в ТРЕХМЕРНОМ" объеме. К этому выводу он пришел,когда посчитал, сколько у Моцарта музыки- и как он ее чисто физически мог прокрутить в мозгу полностью в реальном времени. Ясно.что она представала у него всеполностью, как трехмерный образ. Иначе он просто не успел бы всю ее "услышать", Паркер,с моей и, как я понимаю, с твоей точки зрения тоже "видел" - может, мы уже на этот счет обменивались мнениями.
Твое сравнение аккомпаниаторов "романсам" с лакеями - просто блестящея с твоего позволения буду им пользоваться (по возможности упоминая автора,но такая возможность,как ты понимаешь, представляется не всегда- например, в каких-нибудь кратких газетных заметках-рецензиях).
Блестяще анализирует форму Чугунов- что значит профессионал! Любопытна дискуссия Румянцева и Маркина - я на стороне Румянцева, однозначно. А что конкретно ты писал Маркину о Слонимском? кстати.фигуре,к которой лично я испытываю почтение.
Согласен и насчет госпел/спиричуэлс как последнего на данный момент откровения. Но я - как полонист - вижу объединяющую силу христианства (пусть даже не близкого мне католичество) в истории поляков - может быть, тебе будет небезынтересно,что они сами хотят вырваться из католических догматов - не случайно, в 60-е трое авангардистов,а не только Пендерецкий с наверняка известной тебе Заутреней обращались к православному обиходу("Маленькая православная литургия" Ромуальда Твардовского -в советские годы Председателя союза композиторов Польши),третьего вспомнит ь сейчас не могу.
Я бы подумал и о близких эйкуменизму Арво Пярте(он у вас упоминается, правда.с опечаткой у Котельникова,кажется, "Пярст"). ,британце Джоне Тавенере, которого на днях чуть ли не в впервые исполнили в Москве(если не знаешь. у меня много его музыки,я о нем писал,но в печать.увы.не попало и черновые наброски не сохранились,а записи- есть - для сборника о минимализме,который составляла Рита Катунян),У нас этим двум близок Володя Мартынов,теоретик богослужебного пения.Впрочем. в последнее время его наши иерархи что-то не очень жалуют.Кстати. ты его книги не читал?
И ложка дегтя: уж так мне чужд ваш(общий) антиамериканизм! Любопытно, что Маркин.например,по-моему в Штатах никогда и не был. был бы,может, быть и выражался бы по-другому!
Музыковед председатель союза джазовых журналистов России Дмитрий Ухов

Анонимный комментирует...

oleg,privet
da,zabavno.
pochital ja perepisku s Markinim i drugimi.
Rumjanzev interesno i konstruktivno pishet,hotja jazz dlja nego vidat'-eto
vsje je mainstream.
Prejde vsjego
ja hochu utochnit'-
kogda ja govorju o jazze,ja ne govorju o mainstreame.Menja mainstream ne intereseujet kak predmet izuchenija.Kak i ljubaja klassika tam est' svoi geroi i svoi kannoni.On dlja menja pochti ,kak Bolshoy Teater.Preklonjaju koleni,no nujno idti daj'she.
Ja je govorju ob original'noy evropeyskoy improvizazionnoy muzike.
Eto -moy predmet v konse.
Ottuda vsja putaniza.
Ja ne prepodaju jazzovije stili.Eto delajut drugije u nas na kafedre v Oslo. .
Ja prepodaju sovremennuju kompoziziju i improvizaziju dlja jazzovih pianistov.
Oni izuchajut ochen' mnogoje-i jazzovije stili toje.
Obnimaju.Misha
P.S.NAVERNOJE BILO PRAVIL'NO EO OPUBLIKOVAT' TAM JE ,KAK KOMMENTARIY.Kirilizey,pojaluysta.Izvini za latinizu.Kajus'.

Galba комментирует...

Ответ Ухову по поводу, что Маркин никогда в Емерике не был:
если бы связали и насильно отправили, тогда побывал бы. За те 10 часов томления в полете,можно многое написать, сидя дома за столом или роялем. Жаль время попусту тратить! И еще об Аль-перИне и его окрестностях (трио): их деятельность в джазе можно сравнить с тем,как если бы импотент захотел стать отцом. Конечно стал бы, но приёмным!

Galba комментирует...

В консерватории Осло, Мише Альперину конкурс 300 человек на место со всей Европы.(К Марксу, Ленину и Сталину был больший конкурс. Но чем дело кончилось?)
С. Слонимский написал мегахит к фильму «Республика Шкид» это песня
«У кошки – четыре ноги».(Если эту стилизацию под блатняк принимать за "мегахит",то говорить не о чем. Есть и другой композитор с мегахитом "Не кочегары мы, не плотники" - остальное графомания!)

trubach комментирует...

Galba не приемлет творчество Альперина, Слонимского и других.
Но ведь всё решает не его вкусы, а слушатели, которые голоосую рублём за Альперина (диски раскупаются, на концертах аншлаги), и за Слонимского у него 5 оперных премьер в Мариинке с аншлагами.
Поскольку Galba музыкант, то вспоминается знаменитая война Брамсианцев и Вагнерианце. Вся Европпа в XIX в. была разделена на эти два непримиримых лагеря. Но прошло время и эти два композитора мирно соседствуют на одной афише.
Время всех расставит на свои полки, и тогда будет видно, где Galba, а где Альперин. Может быть тоже будут соседствовать на одной афише. Но это уже решат наши потомки.

Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Unknown комментирует...

Здравствуйте Андрей! Ваша композиция у меня вызвала такое ощущение, как если бы человек сразу ел несколько,,блюд,, -так не бывает, исторически сложилось так, что человек сперва должен (и он определяет ее) слышать самый высокий голос (в хорале), и не может человек сразу слышать все голоса одновременно, при первом прослушивании он направляет свое внимание на один голос, при последующем на другой и итд.но, если Вы эту преследовали полиритмию, тогда Ваше сочинение только как,, безобразие полиритмии, ,,Больше трех голосов, очевидно, и не надо: мелодия, контрапункт к ней и ритмический рисунок баса (рифф) с барабанами, как третий контрапункт-все остальные контрапункты, по-моему, носят чисто характер теории…
(могу ошибаться). С уважением, bemol.

Анонимный комментирует...

дельные записи и комментарии перемежевываются с откровенным маранием и завуалированными плевками. почистить бы...хотя вполне допускаю,что модератор тоже человек со своими привязанностями..

Galba комментирует...

Когда много, сложно, туманно, да ещё кем-то рекомендовано, то сие у профана вызывет почтение и уважение(а у более продвинутых, но боящихся прослыть профанами - теже чувства). Мало в мировом искусстве истинного, даже у призанных и великих. Большей частью марание бумаги. Вот например А.Эшпай написал шедевральную песенку "А снег и, ну и успокойся. Так нет же - пишет кучу никому ненужной безликой симфонической музыки, так как, как ему кажется, звание "сурьёзного" композитора обязывает. То же и у Салтыкова-Плисецкого с его "Не кочегарами, не плотниками". Создал посильный шедевр и сиди тихо...

Анонимный комментирует...

Юрий, ЦИТИРУЮ:
<>

про многоголосие европейское, про контрапункт можно написать. но я отвечу на более радикальном примере - фридажз. это факт, что есть люди, адекватно воспринимающие такую музыку (я например))).
иногда доходит до абстрактных ритмов (не подчиняющихся биологичной регулярности), сонорики, причем все в форме коллажа - одновременного сосуществования свободных пластов.
для восприятия такой (вообще любой, на самом деле) музыки нужно уметь постигать эстетическое целое, не концентрируясь на отдельных элементах. и это не профанское восприятие без осознания отдельных элементов структуры, а наборот - восприятие целого сложно организованного (с точки зрения неподготовленного восприятия) эстетического целого.
в этом-то и 'кайф' сложного (особенно 'абстрактного' искусства) - в отключении (частично или целиком) формальной логики при восприятии, в расширении восприятия.

ПО КАМЕНТАМ: у кошки четрые ноги - улыбнуло :D
в Осло, кстати, олтичный фриджаз))

нельзя сравнивать утилитарное искусство ( прикладное, гедонистичное по сути) с претендующим на выражение некого более целостного мироощущщения.
обычно возражения типа: мелодия не цепляет, мелодии нет, не качает и прочее - это из области эстетических привычек, суть - жесткая обусловленность предыдущим опыт восприятия.

ясно дело, что кто прецца от <> врятле пропрецца от шенбергов, кейджей и колтрейнов с брецманами.

это разные эстетические системы в корне. просто икона не лучше и не хуже помидоров и картошечки, это совсем разные вещи, и человеку обычно нужно и то, и другое.

но люди (в силу своей гордыни, пожалую) склонны возводить свои эстетические идеалы и предписания, свое мировоззрение и прочее-прочее в абсолют.
стоит разделять искусство на 'утилитарно-прикладное' и 'духовное' как минимум. а вообще надо смотреть тоньше: у каждой эстетической системы есть свои предпосылки, так же как за мировоззрением стоит индивидуальность (с индивидуальным опытом и индивидуальным способом обработки этого опыта).

Vandermitr комментирует...

"абстрактный авангард - икона,
а поп-музыка в широком смысле, в смысле мелодичная - помидоры."

это каламбур.

Икона мелодична! В иконе нет аванграда!
В мелодичной музыке есть и то, и другое.
А авангард - это авангард. Тщетные попытки выйти за те грани, за которые выйти невозможно.
У авангардистов нет шедевров, которые остаются.

Время покажет, что все Шенберго-Брецманы не останутся. Никто их слушать не будет.

Vandermitr комментирует...

а лучше было бы сказать не каламбур, а белиберда.

Vandermitr комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Vandermitr комментирует...

Перечитал и не сразу воткнул в свой собственный коммент, поэтому уточню:

Икона мелодична! В иконе нет аванграда!
В мелодичной музыке есть и то(икона, духовное), и другое(помидорчики, прикладное).

Хотя само разделение на духовное и прикладное - это очень тонкая грань. неоднозначно.

Guitarist комментирует...

Vandermitr почему вы так отрицательно настроены против авангарда?
Что именно вас так раздражает?

Время покажет, что все Шенберго-Брецманы не останутся. Никто их слушать не будет.

Ну-ну, прошло уже не мало времени, а все еще довольно популярны.
Более того, в последнее время любителей авангарда становится все больше и больше.

Vandermitr комментирует...

сложно это аргументировать. это мое личное мнение. субъективное.

ну авангард это концептуальное интелектуальное заумное высосанное из пальца надуманное неестественное вымученное мертворожденное. и тд. короче не когда это идет от Бога, когда само рождается, когда человек не может молчать, а когда это человек сам "придумывает".

в случае с Брёцманном и многими другими, там может больше животного, чем интеллектуального, но все равно это концептуально. это одноразовый продукт. "о пойдем посмотрим как Икс. сходит с ума."

Vandermitr комментирует...

Кто слушает Шенберга? Ну я конечно в этом не разбираюсь, не все должно быть просто понятно и доступно всем. И есть вещи не для всех. они имеют право на существование. бла бла бла.

Мое личное ИМХО. Это невозможно аргументировать объективно. это субъективные материи.

О вкусах не спорят, о вкусах дерутся.

Guitarist комментирует...

А что вы скажете о авангарде Колтрейна?

Vandermitr комментирует...

Слушайте, гитарист)), давайте не будем тут мусорить, а?
Кто я такой вапще нафиг чтобы тут втирать всем, навяливать лапшу на уши невинным людям.
Я не фанат колтрейна. и вобще не фанат джаза, джазовых идиом, джазовых импровизационных построений.
Колтрейн мне нравится, когда он играет тему, и когда в его импровизации можно разглядеть тему.

Кишинёвец комментирует...

Насчёт Михаила Альперина хочу сказать. он на мой взгляд просто сильный своеобразный пианист,запавший на лидийском ладу ещё с молдавской юности.насчёт гениальности-не думаю.во всяком случае нельзя сравнивать по поводу импровизациини ни с Бахом, Моцартом,Шопеном,Рахманиновым. А то что у него конкурс 300 человек я думаю на это ведутся любящие смурняк европейцы-они это любят

jazzman1945 комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
jazzman1945 комментирует...

Тезис М. Альперина о "том, что мы называем "ходами", "паттернами" или "местами общего пользования" (гениальное выражение), звучит как пренебрежение к ЦЕЛОМУ!" просто не соответствует многотысячелетней традиции муз. импровизации- в первую очередь в индийской и арабской музыке.
Нельзя не согласиться с тем, что очень часто у исполнителей импровизационная часть создает музыкальный "провал" по отношению к теме. Нельзя не согласиться, что импровизация не может заменить композицию.
Но совершенно невозможно согласиться с тем что композиция может заменить "импровизационное баловство", точнее- спонтанное высказывание. Зная историю СССР, можно спокойно не принимать высказывания С Прокофьева об импровизации как 11-ую заповедь.

misha alperin комментирует...

Индийская рага-один из самых замечательных примеров ,где развитие
погружено в целое.

Unknown комментирует...

Привет Олег ! На счет Клиффорда я с тобой не согласен . Ты же знаешь , что я переписал много его соло , и все соло разные в одинаковых вещах .Ходы есть похожие это да , но не более того Саша Полонский N.Y.

Unknown комментирует...

Привет Олег ! На счет Клиффорда я с тобой не согласен . Ты же знаешь , что я переписал много его соло , и все соло разные в одинаковых вещах .Ходы есть похожие это да , но не более того Саша Полонский N.Y.

Oleg комментирует...

Я имел ввиду бридж в "Джорду" по квартовому кругу. В 2-х записях они и те же фразы.

Отправить комментарий