Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Форма в аранжировке в сравнении с другими видами искусства

 Форма песни, состоит из таких частей:

1     Intro (Вступление)
2.    Verse (запев)
3.    Pre-Chorus - (пред-припев)
4.    Refraine* - (припев)
5.    Проигрыш (инструментальное соло)
6.    Bridge - (бридж)
7.    Реприза 
 8.   Coda - (Заключение)


  I. Интродукция (вступление)

 

Она встречается в литературе, в живописи и кино.

В литературе


Интро - это пролог. Если перевести с латыни слово prologos, то получится «предисловие», и его цель – подготовить читателя к пониманию основного текста.

Как в «Прологе» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот уче­ный
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.

 В живописи

Интро - это подготовительные эскизы к картине у художников. 


Тридцать эскизов и около семидесяти этюдов было сделано Суриков за 6 лет работы над картиной «Боярыня Морозова».


В архитектуре


Интро - это проект - часть строительной документации, содержащая архитектурные решения в которые входят социальные, экономические, функциональные, инженерные, экологические и художественные требования.

В кино

пролог - часть фильма, предшествующая началу основного действия.


 Ярким примером пролога, может послужить начало фильма "Покровские ворота". Когда режиссёр Казаков, беззаботно катит по Москве 70-х в своих "Жигулях". И подъезжает к старому полу­разрушенному дому, в котором прошла его весёлая юность. Закадровый текст и сам факт того, что дом разрушают, настраивает зрителя на ностальгическую ноту.

В музыке

Жестокая правда современной музыки: большинство слушателей оценивает песни именно по вступлению. Если в первые пять-десять секунд песня не зацепила человека, то скорее всего он не станет слушать песню до конца. Вот почему особое внимание нужно уделить вступлению. Интро - это не просто бит или какой-то рифф, это важная часть, которая должна зацепить слушателя и заставить его послушать песню до конца. Так вот какие существуют типы интродукции:

1). фанфарная;

2). на органном пункте (на басу);

3). грувовая (фактурная) интродукция;

4). уплотнение грува (фактуры);

 5). риффовая интродукция.

 6). каденционная (без ритма);

 7). полистилистичная

 

             II Экспозиция

 

Фон в аранжировке

Фон присутствует в литературе, живописи, архитектуре, кино и музыке.

В литературе

Такова роль второстепенных персонажей, которые служат живым фоном в произведении. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди,

 создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Пушкин в «Евгений Онегине» создает, по замечанию Ю. Лотмана, особый тип литературного фона. Вот гости, приехавшие на день рождение Татьяны:


С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),

В живописи


От идеи выбора и прорисовки заднего фона на 90% зависит общее впечатление от картины, успешной она будет или провальной. В пейзажах и фон, и главный объект совпадают. Пейзаж – это и есть главный объект. Так появляется фон будто размытый дождем, фон с абстрактными фигурами и линиями, кислотными цветами, «потертый временем» фон, создающий осеннее настроение.



Чтобы получить гармоничное сочетание, отлично работающее вместе, вам нужны и сюжет картины, и фон. Часть фона прорисовывается для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном объекте.

В этом прекрасном пейзаже с совой художник Пол Эппс так же использовал подобный прием, однако тут мы видим, что травы на переднем плане также образуют часть фона, чтобы еще эффектнее выделить главного героя картины – сову.


В архитектуре

     В архитектуре фон задаёт алгоритм проекта, проектирование здания меняется в зависимости от того, где, - на равнине или в горах оно будет построено.






В кино

Цветовые схемы в кино

При рассмотрении цветовых схем в кино будет использовано цветовое колесо. Комплементарная цветовая схема - самая частая в использовании схема. Два цвета сочетаются тогда, когда они находятся друг напротив друга в цветовом колесе. Дело в том, что две противоположности — тёплый и холодный цвет - воспринимаются зрителем как нечто гармоничное и дополняющее друг друга.
В этой же цветовой схеме есть два «фаворита», которые используются значительно чаще других цветов — синий и оранжевый. Почему? Да потому что передний план — это, как чаще всего бывает в кадре, люди. Люди — они, если смотреть на цветовое колесо, в общем-то оранжевые. Значит, чтобы сделать кадр гармоничным, нужно сделать задний план синим. Небо, вода — идеальные варианты.


В музыке

 

Различные грувы в запеве. Показ мелодии запева в поп-роке происходит с таким грувом:

1. Гармонический подклад

стоячее гармоническое поле, которое делает музыкальную ткань объёмной.

1). Как в песне группы Zac Brown Band «Colder Weather»:

 

III. Контраст грува в Verse и Chorus.

 

                      Создание контраста

Любая форма создаётся с помощью контраста.

Но главное в экспозиции - это контраст между запевом и припевом. Такой контраст встречается в литературе, живописи и кино.

 

В литературе


   Противопоставление (контраст) характеров. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры.
   Например, протагонисту противопоставлен ан­тагонист: Шерлоку Холмсу – профессор Мориарти. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины.
Например, преступнику Родиону Раскольникову противопоставлен следователь Порфирий Петрович.


В живописи


Присутствует тоновый контраст. На картине обязательно присутствие самого тёмного и самого светлого пятна. Ибо любая картина представляет из себя совокупность цветовых пятен:


В архитектуре
Конфликт в архитектуре - это столкновение разных стилей. Например, в
Москве сталкивается архитектура разных стилей. Храм Николы Чудотворца, обнесенный современными офисными зданиями.


В кино
В основе профессионального сценария лежат пять главных элементов: конфликт, протагонист, цель, антагонист, структура истории. Протогонист - главный персонаж, антагонист - главный противник главного персонажа. «Джокер». Таких протагонистов называют антигероями. К антигероям можно отнести Малефисенту из фильма 2014 года, взяли злодеев и поставили их в центр своей. Зачем? Чтобы выяснить, как добрая фея Малефисента стала злой колдуньей. Цель. Но одного протагониста, для того чтобы конфликт закрутился, мало. Нужна цель. Это очень конкретная вещь, к которой протагонист стремится. Цель Малефисенты — отомстить королю Стефану за обман, унижение и предательство. В истории Малефисен- ты антагонист — король Стефан, он делает все, чтобы уйти от наказания, и пытается защитить свою дочь Аврору от проклятия
Малефисенты.

В музыке
Экспозиция состоит из таких частей:
1. Verse (запев)
2. Pre-Chorus - (пред-припев)
3. Refraine - (припев)
2.Verse – запев (слова в нём меняются в каждом куплете)
3. Pre-Chorus (пред-припев) - это связка между куплетом и припевом. Pre-Chorus с помощью
скучного материала вызывает у слушателя эффект ожидания припева.
3. Refrain – припев (слова в нём одинаковые в каждом куплете).
И основная цель аранжировки песни – это создание контраста между запевом и припевом (V-R). И если контраст не получился – то песня не состоится.



IV. Pre-Chorus.
Остановка и движение в песне

В форме песни есть части, создающие движение – это Verse и Refren, и части, создающие статику – это Pre-Chorus и Bridge
И каждая часть песни должна чётко читаться, какую функцию несёт – движение или остановка. А нечитаемая часть - разрушает форму, ибо каждая часть должна вести к кульминации: V-R  Кульминация, а нечитаемая часть останавливает это движение.
Смена частей, создающих движение и статику встречается в литературе, живописи, архитектуре и музыке.


В литературе

В романе И. Гончарова «Обломов», конфликт между Обломовым и Штольцем.
Обломов - статичен - Проживает в съемных апартаментах.
Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает
убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не
смыслит в финансовых вопросах.
Штольц динамичен - «Беспрестанно пребывает в движении: если
обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию —
отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать
новую идею — выбирают Штольца».


В живописи

Статика в композиции - создает впечатлени неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов. А динамика в композиция состоит из углов и кривых элементов:


В архитектуре

1. Статика: вся композиция вписана в простую геометрическую форму.
2. Динамика: - в композиции преобладают диагональные линии.
До начала XX в., архитектура отличалась татичностью и монументализмом, и демонстрация статики была композиционным принципом формотворчества.
Город искусств в Рио-де-Жанейро (2011-2013). Архит. К. де Портзампарк. Массивное бетонное 
здание выглядит легким и динамичным благодаря введению био - подобной формы, остроугольных параллельных плоскостей и наклонных стоек.


В музыке

2-я часть в экспозиции Pre-Chorus. Его функция создать статику. Он должна тормозить движение
и создать у слушателя чувство скуки, и поэтому, как правило, Pre-Chorus состоит из нудных риффов, которые топчутся на месте, и эта часть должна вызвать у слушателя чувство напряжённого ожидания движения и нормального музона в Refren:
Вот пример на динамику и статику.
Часть с движением Verse в песни группы Nirvana 01. «Smell Like Teen Spirit»:
А вот часть Pre-Chorus (прехорус), которая должна тормозить движение и создать у слушателя
чувство скуки, вызвать у него напряжённое ожидание движения в Refren:
И в Refren опять начинается движение:


V. Риффовые грувы в экспозиции
Синтез Запада и Востока

Великий русский философ Николай Бердяев говорил, что культурная миссия России - это
объединить в творчестве 2 стихии: динамизм Запада и медитативность Востока. Вот для этого
Россия простирается на такие далёкие пространства и вбирает в себя Запад и Восток. И такой
синтез должен произойти в литературе, в живописи и музыке.


В литературе

это случилось в романе М. Булгакова в романе «Мастер м Маргарита», в нём сразу проводится 2
сюжета, - динамичный западный сюжет (Москва 30-х годов), и медитативный восточный (история
Иешуа).

В живописи

это сделал Павел Филонов, создавший синтез Востока (орнамент) с Западом (фигуративная живопись). У него фон (орнамент) ожил и стал динамично взаимодействовать с фигурами.
Филонов 1912 -1913 Мужчина и женщина.


В архитектуре

Дворец Воронцова в Алупке, - «смешанный готико-мавританский стиль»: сочетавший в себе архитектурные традиции «Запада» в северной части дворца и традиции исламского «Востока» – в южной. Дворец был задуман как символ связей между культурами Востока и Запада..


В кино

Синтез культур Запада и Востока отличает фильм А. Тарковского "Солярис". Экипаж станции как представители земной цивилизации: Гибарян - это Восток, традиция, "культуры стыда"; Сарториус - это Запад, новаторство и преобразование, акцент на научное знание, "культура вины».


В музыке

это совершил М. Мусоргский, когда в его цикле «Картинки с выставки», медитативный
«Старый замок», соседствует с динамичной «Бабой Ягой».
1. Пьесы, соединившие в себе джаз с музыкой Востока
В ритмической музыке это получилось в 3-х пьесах, которые стали 3 мегахитами джаза,
переросшие джаз-стилистику и ставшие мировой музыкой – это пьесы, соединившие в себе джаз  с музыкой Востока? Их три:

«Караван» Эллингтон-Тизол (стиль свинг)
«Ночь в Тунисе» Д. Гиллеспи (стиль би-боп)
“Take Five” П. Дезмон-Д.Брубек2 (стиль кул-джаз).
Но для нас самое важное, что такой синтез в джазе и поп музыке происходит за счёт грува, грув
риффовый восточный и свинг - западный грув.



___________________________
2 Диск «Dave Brubeck Quartet” - «Take Five» 1959 г., в котором впервые в джазе прозвучали пьесы в нечётных метрах, Брубек записал под впечатлением музыки, которую услышал в Турции. Там песни уличных оркестров были сплошь в нечётных метрах – 5/4. 7/4, и 11/4.9



1). Как в пьесе Д. Эллингтона «Caravan» в Verse восточный грув:
А в припеве европейский свинг:
2). Такой же синтез между Востоком и Западом в пьесе Д. Гиллеспи «Ночь в Тунисе». В Verse -
Восток:
А в Рефрене свинг - Запад:
3). В песне Paul Desmond, спетой певицей Carmen McRae «Take Five», в запеве риффовый грув
(Восток):10
в припеве джазовый синкопированный грув (Запад):



VI. Хорус в экспозиции
Гармония в джазе.
Её главная особенность в том, что в голосоведении параллельное движении голосов (хорусы).

Написание хорусов
     Существует 3 типа хорусов:
1. Хорус Глена Миллера и
2. Хорус Дюка Эллингтона.
3. Фортепианный хорус блок-аккорды)


Хорус построен на параллельном движении голосов. Параллельное движение голосов - феномен
«барбершоп» гармонии (c англ. barbershop-парикмахерская). Парикмахерские в XIX веке были не столько сангигиеническими учреждениями, сколько мужскими клубами по интересам для тех, кто готов петь песни в приятной компании после рабочего дня. Но петь не в одиночку, а квартетом и под банджо. Основой голосоведения в парикмахерской гармонии стало параллельное движение аккордов по грифу банджо, (т.н. «барре»). И то, что запрещено в классической гармонии (параллельные квинты и октавы) стало основным голосоведением
1. Хорус Г. Миллера ещё называют «кристалл хорус» - это фирменная фишка его биг-бенда, когда вместо саксофона баритона в аккорде звучит высокий кларнет и весь аккорд начинает вибрировать из-за секундного биения, образующегося в аккорде. Суть этого хоруса в том, что все проходящие аккорды – это уменьшённые септаккорды и в нём проходящие гармонизуются уменьшёнными септаккордами:

Получается такой хорус:
Хорус стал хуком3 в парикмахерской гармонии. Позже этот тип гармонии с параллельным
движением аккордов, стал основной фишкой в джазе. Он стал применяться в хорусном
(аккордовом) изложении мелодии.
01. G. Miller «Moonlight Serenade»:


VII. Проигрыш (кульминация)

В форме песни, eё центральная часть - соло, является кульминацией4. Как правило это соло
инструмента. (саксофона, гитары или клавишных). В рок-группе, состоящей из 3-х гитар, даже есть функция - гитара-соло (остальные ритм гитара и бас-гитара).
В рок-н-ролле, который ещё не до конца отрезал пуповину от джаза, соло, как правило играл
саксофон. А в более поздних стилях, таких как бит музыка, хард-рок, хеви-метал, соло это прерогатива исключительно гитары. В арт-роке, соло стали играть клавишные. А стили, где не умение играть стало хуком, таких как панк и рок-альтернатива - соло нет вообще.
В далеком 1200 году великим итальянским математиком Леонардо Фибоначчи был обнаружен феномен, названный им «божественная пропорция», или «точка золотого сечение». Он первый
заметил, что у природы есть своя схема, которую человеческому глазу о приятно наблюдать.
Обычно соло располагается в точке «золотого сечение» т.е. чуть правее середины. Вот «спираль Архимеда», показывающая эту высшую точку: Ещё «точку золотого сечения называют «правилом третей». Если разделить пространство на равные трети, то места пересечения линий создают естественные точки для объектов: Принцип «золотого сечения» можно найти во многих формах жизни: галактики, ураганы, молекула ДНК, моллюски и земноводные, растения, семечки у подсолнуха, шишки, паутина, ананас, они все построены по правилу «золотого сечения»:
Причём, кульминация существует в литературе, живописи, архитектуре и музыке.


В литературе
форма произведения строится по трём параметрам:

Завязка, Кульминация, Развязка. Как в сказке А. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

_______________________________________
3 Хук (англ. Hook крючок) - это самая запоминающаяся часть песни («запоминалка»), фишка.
4 Кульминация (от лат. culmen — вершина), - точка высшего напряжения, подъема, развития. В музыке кульминация выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами.




1.Завязка - старик поймал золотую рыбку
2.Кульминация - старуха захотела быть вла дычицей морскою.
3.Развязка старуха осталась с разбитым корытом.


В живописи
В - кульминация — бывает трёх видов 1). в точке золотого сечения, 2). в центре композиции, и №3. цветовая кульминация. В картине Александра Иванова «Явление Христа народу»
кульминация в «точке золотого сечения», правее середины находится главный персонаж - Христос: 2). центр композиции, объект, находится в центре поля зрения, является кульминацией, остальные предметы, находящиеся вне зрительного центра, воспринимаются обобщенно, без деталей. В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, потом взгляд зрителя останавливается на фигуре матери, затем на фигуре отца, свахи и, наконец, на самом герое сватовства. 3). цветовая кульминация: Она состоит из опорного цвета - а). это цвет воздушной среды в пейзаже, б). это второй и третий планы картины, и в). это окружающий интерьер, цвет фона вокруг центрального сюжетного ядра. Все остальные цветовые пятна в картине вспомогательные - они организованы в определенной последовательности вокруг этого главного опорного цветового пятна. Опорный цвет в картине В. Серова «Девочка с персиками» - это зеленовато-желтые, серо-зеленые, темно- коричневые оттенки общей окружающей среды.


В архитектуре
кульминация, - это объекты, попадающие в «точку золотого сечения»:




В кино
В кино во 2-й трети хронометража, развитие действия выводит зрителя на кульминацию. Кульминация – точка наивысшего зрительского напряжения во время просмотра фильма, в комедии мы в этот момент будем смеяться, в драме – плакать. В мелодраме это будет проникновенное финальное объяснение в любви и долгий поцелуй, в боевике – финальная рукопашная схватка героев. В фильме Чарли Чаплина «Огни большого города» кульминация - это встреча бродяги с прозревшей продавщицей цветов.

В музыке, в песне, в «точке золотого сечения» или в точке временного протяжения две трети
песни, находятся соло. И если мы посмотрим схему формы песни, то соло как раз приходится на её вторую треть.

И вот теперь мы начнём разбор соло в рок-н-ролле.
1). Разбор гитарного соло песни Bill Haley «Rock around the clock». Вот форма песни:
Verse1 Itr.-Verse1-V2-Solo-Gt.-V3-V4-Solo-Tutti-V5-Coda
Особенность рок-н-роллов с 12-ти тактовым, блюзовым квадратом в том, что в нём отсутствует
припев, вот почему в рок-н-роллах обычно бывает 2 проигрыша. 1-й это виртуозное гитарное соло шестнадцатыми 0:43:

Начинается соло с совершенной чумовой фразой шестнадцатыми, которая построена по принципу дробления, когда одно тактовая фраза (1-й, 2-й такты) дробится полу тактовыми фразами (3-й, 4-й такты). Далее фразы с подтяжками (Bend) и заканчивается соло бешенной нисходящей фразой
шестнадцатыми.


VIII. Бридж

В форме песни есть части, создающие дви- жение – это Verse и Refren, и части, создающие статику – это Pre-Chorus и Bridge
И каждая часть песни должна чётко читаться, какую функцию несёт – движение или остановка,
а не читаемая часть, останавливает это движение. Вот так сменой частей, создающих движение и статику создаётся песня, причём этот принцип прослеживается не только в поп-роке, но и в симфонической музыке. Бридж состоит из скучных и нудных фраз, которые должны вызвать у слушателя скуку и желание наконец услышать нормальный музон. Любопытно, но у моей ученицы не получался прехорус, а потому, что у неё не хватило дерзновения написать скучно и тупо. Уж очень красивые фразы она вставляла в прехорус. Это всё равно, как предложить прийти на встречу в замасленной рабочей одежде, но нет, нужно красиво одеться. А вот тут-то, в бридже и нужна рабочая одежда. Надо сказать, что такая изысканная часть, как бридж оказалась не под силу дилетантам, так не смогли вставить бридж в свою песню ливерпульская шпана - Битлы и
растоман Боб Марли. Смена частей, создающих движение и статику встречается в литературе, живописи, архитектуре и музыке.


В литературе

Тынянов утверждает, что в литературном тексте герой всегда является динамическим.
Динамическому герою противостоит герой статический. Это происходит в комедии
Грибоедова «Горе от ума», в которой динамическому персонажу Чадскому противостоит статический персонаж Фамусов. Их конфликт воплотился между «веком нынешним» и «веком грядущим». Описания в литературе можно разделить на статические, изображающие предметы в состоянии покоя, и динамические, показывающие предметы, явления природы в движении. В первых речь, главенствующую роль играют имена существительные, прилагательные; во-вторых — на первый план выдвигаются глаголы, которые отражают движение, рисуют динамическую картину.


В живописи

Образцами статичных композиций являются натюрморты, которые изначально строились именно как пойманный момент остановки движения. А вот динамичные композиции как раз связаны с движением, с действием. На картине что-то происходит. Динамичными композициями являются многие жанровые произведения. Например, «Танец» А. Матисса:




В архитектуре
1. Статика: - нет диагоналей; - нет свободного пространства; - симметрия, уравновешенность; -
вся композиция вписана в простую геометрическую форму.
2. Динамика: - диагональные линии; свободное пространство перед движущимся объектом; - кульминация в движения.



В кино

Статика и динамика возникает в фрагменте фильма «Белое солнце пустыни»: Верещагин зажег фитиль - огонек побежал по бикфордову шнуру... шнур стремительно укорачивался. - Держи, - крикнул
Верещагин и кинул динамит Сухову. Сухов неторопливо прикурил от шашки и бросил ее через плечо заворота. Шашка, не долетев до земли, взорвалась, взметнув к небу тучу песка.
С головы одного из стариков сдуло чалму, но старики невозмутимо продолжали сидеть возле дувала.
Контраст динамики / статики возникает уже в тексте: а). Шнур стремительно укорачивался -
неторопливо прикурил; 2). Шашка взорвалась - невозмутимо продолжали сидеть.
И так весь фильм построен на контрастных эпизодах, основанных на статике и динамике.



В музыке

Это контраст динамичного запева и припева и статичного бриджа, который своей тоской и
занудностью, должен заставить слушателя ожидать нормальной музыки в репризе, в которой звучит припев.
     01). Как в песне Taylor Swift «Bad Blood». Припев динамичный:

А запев динамичный:
А бридж, который звучит на выключенном груве, состоит из нудных, повторяющихся фраз, топчущихся на месте: 2:16


IХ Реприза

     Реприза – это как бы итог, развязка всей драматургии песни. Реприза бывает прямая, когда начинается с запева, и зеркальная, когда начинается с припева. Зеркальной репризе куплет воспроизводится в обратном (как бы отражённом в зеркале) порядке V – R, а R - V. Понятие не репризы встречается в литературе, живописи, архитектуре и кино.


В литературе

В литературе повтор событий в конце повествования называется кольцевой композицией.


В поэзии, - это повтор в конце стиха первой строфы, как например в стихотворении

Мандельштама:
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни - шерри-бренди, -
Ангел мой.
Там, где эллину сияла
Красота,
Мне из черных дыр зияла
Срамота.
Греки сбондили Елену
По волнам,
Ну, а мне - соленой пеной
По губам.
По губам меня помажет
Пустота,
Строгий кукиш мне покажет
Нищета.
Ой ли, так ли, дуй ли, вей ли -
Все равно;
Ангел Мэри, пей коктейли,
Дуй вино.
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни - шерри-бренди, -
Ангел мой.



В прозе при кольцевой композиции события в книге начинаются и заканчиваются в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, но при этом автор показывает уже новый уровень и героев, и событий, и самого повествования. Таким образом, герои будут те же, но уже выросшие. Примеры произведений с кольцевой композицией: - повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина.


В живописи

В живописи, в сюжете картины участвуют одни и те же герои, но в конце сюжета, герои возрастают во времени. Как в ремиксе на - картину американского художника Гранта Вуда - «Американская готика», в которой подрисованы те же персонажи в молодости: Тоже и в иконе. В одной иконе мы можем увидеть изображение разных эпизодов жизни святых персонажей (икона жития Адама и Евы). В ней показаны все эпизоды их жизни – «сотворение человека», «сотворение Евы», «грехопадение», «изгнание из Рая» и в конце они сидят и горюют на земле.




В архитектуре

В архитектуре это показ одного и того же конструктивного элемента в начале, и в конце здания. Возникает перекличка времени - начала и конца:



В кино

В американской приключенческой драме режиссёра Роберта Земекиса с Томом Хэнксом в главной роли «Изгой» фильм начинается с перекрёстка дорог, и заканчивается этим же перекрёстком, но на фоне героя, который по сюжету прошел много испытаний:


В музыке

В музыке в аранжировке песни реприза бывает или после соло, или после бриджа. 1). Как в песне группы Chase "Get It On", после соло органа и оркестрового риффа идёт реприза 1:56:


IХ. Кода5 [Outro6]

Заключительные части бывают в литературе, живописи и кино.


В литературе

Эпилог в литературе бывает, как «открытый финал». И это одна из отличительных черт отечественной классики – незавершённость или открытость финала.


_____________________________________
5 Coda (по- итальянски «хвост»), - заключительная часть песни.
6 Outro - название происходит от английского и представляет собой новую формацию для слова «интро» "intro" (вступление), где «in» заменяется на английское «out».




Романы Достоевского, Толстого и Тургенева зачастую не имеют логического конца, как сама русская жизнь, в которой даже гибель героя не означает завершения пути.
 Примером красноречивого эпилога, в котором любовь побеждает саму смерть, является знаменитая сцена посещения могилы Базарова его родителями в романе «Отцы и дети».
 Время споров прошло, Павла Петровича и Евгения примирило небытие, но осталась тоска по любимому сыну, благодаря которой он живёт в их памяти. В эпилоге романа «Война и мир» Л. П. Толстой утверждает торжество живой жизни, добра и правды. В повествовании отражается непрерывное течение времени, на смену отцам подрастают дети: роман заканчивается сном Николеньки Болконского, сына князя Андрея, который мечтает вырасти достойным своего отца.


В живописи

     Эпилог творчества Рембрандта посвящен его раскаиванию перед Богом. Поэтому он прячет от людей лицо в своем последнем шедевре «Возвращение блудного сына».
     Только Всевышнему, как на исповеди, можно открыть свое лицо, - ведь Бог предложил ему такой путь жизни, умышленно отдал Сына своего на испытания грехами.
     В финальной композиции Кандинский поставил перед собой задачу соединить несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад. Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Через рисование и черчение он имитировал течение и глубину музыкального произве- дения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания


В архитектуре

     Финальной работой в творчестве архитектора Гауди был Собор Святого Семейства Финальный проект предусматривает возведение 18 башен, самая высокая из которых будет насчитывать 170 метров. Фасад Рождества, большая часть которого создана при жизни Гауди, образован тремя порталами, прославляющими христианские добродетели - Веру, Надежду и Милосердие. Порталы украшены выполненными в реалистичной манере скульптурами, посвящёнными земной жизни Христа. Так, над левым порталом Надежды представлены сцены обручения Марии и Иосифа, бегства в Египет и избиения младенцев, а его навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью: «Спаси нас».


В кино

Хеппи-энд, - англицизм, означающий счастливую развязку фильма, например, финал в кинофильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром". 
     Но у американского счастливого финала есть полярная противоположность - «русская концовка», а именно трагический эпилог, свойственный фильмам, полюбившимся русским зрителям на заре XX века.

     1). Outro (заключительные титры), добавляемый в конце фильма, телепрограммы, чтобы перечислить актерский состав и съемочную группу, участвовавшие в производстве.
     2) завершающая, финальная заставка; концовка (теле- или радиопередачи, рекламного ролика).


На телевидении и радио

Outro - переход к следующему блоку в речи ведущего новостных программ.


В музыке

В музыке - это заключительная часть песни. Коды бывают такими:

1. Аккорд – точка с ферматой.21
2. Fade Down или уход на микшер
3. Обрыв - фраза точка, обрывающая песню
4. Каденция – остановка и солист играет виртуозную каденцию.
5. Интродукционная – такое же вступление, но заканчивается не на доминанте, а на тонике.
6. Трёх кратное повторение последней фразы.
7. Унисонная – весь оркестр, включая барабаны играют в унисон одну фразу.
8. Первая фраза темы – первая фраза темы становится кодой.
9. Полистилистичная – в коде играется музыкальный материал другого стиля – барокко, классика и т. д.
Коды, в партитуре для вокал-бенда бывают такие:


1. Аккорд – точка с ферматой

1). как в песне группы Zac Brown Band «Colder Weather»: 4:13
Сначала идёт запев:



Потом припев:


Кода - аккорд – точка с ферматой



[1] Refrain , от латинского «повторять» - припев песни.


Автор статьи — композитор Олег Степурко.







0 коммент.:

Отправить комментарий