Пианист Билл Эванс родился 16 августа 29 года и ушел в мир иной 15 сентября 80 года.
ДС:- Однажды он сказал о себе самом: «… Я, наверное, очень простой человек с довольно ограниченным талантом и может быть ограниченной жизненной перспективой…» Миллионы его поклонников на нашей планете никогда так не думали. Его ценили, обожали и боготворили. И все же он оказался прав в своем предвиденье предела этой самой «жизненной перспективы». Он с трудом дотянул до 51 года.
ДС:- Однажды он сказал о себе самом: «… Я, наверное, очень простой человек с довольно ограниченным талантом и может быть ограниченной жизненной перспективой…» Миллионы его поклонников на нашей планете никогда так не думали. Его ценили, обожали и боготворили. И все же он оказался прав в своем предвиденье предела этой самой «жизненной перспективы». Он с трудом дотянул до 51 года.
Пианист Билл Эванс родился 16 августа 29 года и ушел в мир иной 15 сентября 80 года. Он был одним из самых влиятельных и известных американских джазовых пианистов ХХ века…
B Minor Waltz
ДС: - B Minor Waltz, «Вальс в Си-миноре», композиция Билла Эванса. Запись 57 года. Эдди Гомез – контрабас; Элиот Зигманд – ударные.
Уильям Джон «Билл» Эванс, младший из двух братьев, родился 16 августа 29 года в Плейнфильде, Нью-Джерси. Отец его, Харри Лион Эванс, привил сыновьям стойкое ощущение принадлежности к валлийской протестантской общИне. Его доля в музыкальном образовании сыновей была немалой: он регулярно пел (без аккомпанемента) в мужском квартете, (в США это называется – «парикмахерский хор» - barbershop choir.
Со стороны матери Билла Эванса вся семья иммигрировала в США из царской России. Мария Сорока, мать Билла, была глубоко верующей православной и пела в русской церкви, а капелла, а так же играла дома на пианино. Оба брата и старший Харри-Джюниор, и младший Билл – выросли музыкантами. Результат слияния музыкальных традиций (валлийской и русской), влияние их на Билла Эванса, невозможно переоценить.
Как пишет пианист Чик Кореа:
«Ценность Билла невозможно измерить ни по одной шкале. Он один из величайших, повторюсь величайших, пианистов столетия…»
Suicide Is Painless
ДС: - Suicide Is Painless. Лейтмотив из фильма Роберта Олтмэна «MASH» (это сокращенное от «Передвижного Армейского Госпиталя»). Эдди Гомез – контрабас; Элиот Зигманд – ударные. Эванс – рояль, Нью-Йорк, 57 год.
Музыку к фильму написал Джонни Мэндель. Лейтмотив этот так же известен, как песня, со словами: «Самоубийство безболезненно»….
В чем можно усомниться. Правда, некоторые виды самоубийства растягиваются на десятилетия, смягчая боль.. Это был случай Птицы Паркера, Билли Холидей, в каком-то смысле Джона Колтрейна, Бада Пауэла, Тэллониуса Монка.
Это был случай и Билла Эванса. Близкий друг пианиста, Джин Ли, говорил, что «в случае Билла – это было самое затяжное самоубийство в истории…»
«Время джаза» - это история американского джаза, его герои и звезды. Вы можете слушать «Время джаза» в прямом эфире или же с сайта радиостанции svobodanews.ru. Там же вы найдете и подкаст «Времени Джаза», а так же возможность оставить комментарий.
У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Пианист Билл Эванс появился на свет 80 лет назад.
В ранних шестидесятых лондонский поклонник Эванса Брайен Хеннесси был проездом в Нью-Йорке и встретился с Биллом в клубе «Виллэдж Вангард». Он предложил пианисту организовать серию концертов в Англии. Эванс согласился – он сказал, что мечтает навестить родину отца: Уэльс. Эта серия концертов в Великобритании была первой. Но за все годы гастрольной деятельности Билл Эванс так и не добрался до страны кельтов. На родине отца он не побывал.
Grandfather's Waltz
ДС: - Grandfather's Waltz, «Дедушкин Вальс», Джин Лиз и Билла Эванса… Билл Эванс обожал вальсы. Его самый знаменитый: «Вальс для Дебби», но он подождет.
Состав: Билл Эванс – лидер и фортепьяно; Стен Гетц – тенор-саксофон; Эдди Гомез – контрабас и Марти Моррел – ударные. 9 августа 74 года, фестиваль в Ларене, Голландия….
В шестидесятых годах Билл Эванс решил, что он должен побывать в России, на родине матери. Но он отказался от этой идеи буквально в последнюю минуту, когда он уже был в аэропорту им. Кеннеди.
В самом конце семидесятых, в огромной степени под влиянием российских фанов, он согласился отправится на гастроли в Россию. Он уже был болен и, как он говорил «спартанские условия» гастролей его отпугивали, но все же он дал согласие выступить в СССР. Но и э то решение он отменил.
Объяснение он послал в журнал «Down Beat». Вот что он писал:
- Я международно известный джазовый пианист. Фамилия моя, Эванс, несомненно валлийского происхождения. Но фамилия моей матери, Сорока, указывает на мои русские корни. Родительские застолья, сопровождавшиеся пением были бесценным даром моего детства. Поэтому, не случайно, я всегда мечтал побывать в России, увидеть землю, в которой есть и мои корни.
В последние годы мне неоднократно сообщали о том, что в России у меня не мало поклонников. Все это привело к тому, что я согласился сыграть с моим Трио пять концертов в Москве…
Вполне возможно, что и без такого катализатора, как Афганистан, я смог бы придти к следующему выводу: я всегда тяжело переживал судьбу народа, который заключен в рамки общества, обрекающего его на страдания, обрекающего на тюремное заключение людей, всего лишь выражающих идеи, не совпадающие с официальными критериями. По сути дела это отрицани (свободы) искусства в наши дни!
Но события в Афганистане заставили меня задуматься (об этом обществе) еще раз.
Несколько дней я пытался найти верный выход из положения и в итоге пришел к выводу, что я должен отменить гастроли.»
Я цитировал письмо Билла Эванса журналу «Down Beat». В конце письма пианист писал, что быть может если артисты всех жанров откажутся иметь дело с режимами, подавляющими свободу, быть может эта энергия отказа сможет превратиться в революционный импульс…
Как жаль, что он умер так рано. До перестройки было не так уж далеко….
Beautiful Love
ДС: - Beautiful Love, «Прекрасная Любовь», Олстайна и Янга. Трио Билла Эванса со Скотом Ла Фарро на контрабасе и Полем Мотьяном – на ударных. 2 февраля 61 года, Нью-Йорк.
Американские биографы Эванса часто подчеркивают принадлежность семьи Марии Сороки к русинам или к карпато-русинам. Автор биографии Билла Эванса «How my heart sings», «Как поет мое сердце», Питэр Пэттинджэр, писал, что и Франц Лист, и Фредерик Шопен родились недалеко от тех мест, откуда в Америку уехала семья Ивана Сороки, деда Эванса.
… Мать Билла запретила его бабке учить сына русскому языку. Она боялась, что Билл не выучить, как следует, английский. Эванс сожалел об этом всю жизнь. Когда в пятидесятых годах он получил из СССР письмо на русском языке от пианиста джаза, мать кое-как, с ошибками перевела ему содержание. Билл требовал, чтобы она написала и ответ по-русски. Но ее уровень письменного русского языка был чрезвычайно низок. Позже поклонники Эванса из Питера прислали ему письмо на великолепном английском (уж не Валерий ли Мысовский, джазмен и преподаватель английского, писал письмо?)… Та же группа фанов прислала ему позже книгу, как пишет его биограф «поэта-философа», которую он бережно хранил всю жизнь.
Однако, пора напомнить: вы слушаете «Время джаза» на частотах «Свободы» у микрофона в Лютеции – ваш ДС…
Our Delight
ДС: - Our Delight, «Наше удовольствие» Тэда Дэммэрона. Трио Эванса в нью-йоркском клубе «Бёрллэнд»: Билл Эванс – рояль; Скотт Ла Фарро – контрабас и Пол Мотьян – ударные. Сразу отвечу на часто попадающийся вопрос: почему Мотьян, а не Моушн. Пол Мотьян – армянских кровей. Теперь дата: 12 марта 60 года.
Семья деда Билла Эванса, Ивана Сороки, иммигрировавшего в США, родом из Галиции, которая входила и в состав Руси, и Великого княжества Литовского, и Речи Посполитой, и Австро-Венгрии, и Российской империи, Украинской ССР и, наконец, Украины…
Мать Билла писала в письме племяннице, что ее родители жили, цитирую, «в ужасных условиях. Лишь родители спали на кровати. У них была печь, но дом топился по-черному. Дети спали на печи. Зимой скотина заводилась в хату, чтобы не замерзнуть на улице.»КЦ
Я перевожу это письмо матери Билла Эванса с английского, но для русского уха в этом описании нет ничего нового….
But Nor for Me
ДС: - But Nor for Me, «Но не для меня», «Но не мне» - Джорджа Гершвина. На этот раз это не Билл Эванс, а его страстная поклонница, бразильская пианистка ЭлиАне ЭлиАс. Ее диск, посвященный Эвансу «Something for You», «Что-то, кое что для Тебя». Марк Джоунсон – контрабас и Джои Баррон – ударные. Диск, к которому я еще вернусь, вышел два года назад на «Блю Ноут». Билл Эванс, легендарный пианист джаза родился в Плейнфильде, Нью-Джерси 80 лет назад.
Сегодня во «Времени Джаза» и на частотах «Свободы» первая передача, посвященная его трагической жизни и его невероятному таланту. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Blue In Green
ДС: - Blue In Green, композиция Эванса и Дейвиса с классического диска «Kind of Blue». Пятидесятилетию со дня записи этого исторического диска будет посвящена отдельная передача.
Майлз Дейвис – труба с сурдинкой; Кэноннбол Эддерли – альт; Джон Колтрейн – тенор; Эванс – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джеймс Кобб – ударные….. Нью-Йорк, 59 год…
А теперь эта же пьеска в исполнении трио Эванса в «Бердленд»:
Blue In Green
ДС: - Blue In Green, Эванса и Дейвиса; Билл Эванс – рояль; Скотт Ла Фарро – контрабас и Пол Мотьян – ударные. «Бёрллэнд»: 12 марта 60 года.
Как и Кенни Баррел из прошлой передачи, который научился играть на гитаре, подглядывая за игрой старшего брата, Билл Эванс внимательно сидел на всех уроках старшего (пятилетнего) брата Харри, к которому, по традиции тех дней, на дом приходила учительница музыки
Сам он был слишком мал, чтобы приступить к занятиям.
Но когда урок заканчивался и Харри и учительница уходила, трехлетний Билл взбирался на табуретку и на слух повторял все, что играл брат….
Glenn Gould Goldberg Variations
ДС: - Goldberg Variations # 26, «26 Вариация Гольдберга Баха» в исполнении канадского пианиста Гленна Гульда. Легендарная (моно) нью-йоркская запись Гульда на «Коламбии» в 55 году…
В каком-то смысле они были если не братьями, то родственниками. Гульд играл классику и звучал так, как будто его стейнвей мог выдавать blue notes, как будто Гленн Гульд, играя Баха, немного играл и джаз.
Билл Эванс, и на этом мы и остановимся сегодня, играя джаз, часто и неоспоримо играл классику. В интервью 74 года он сказал Лину Лайонсу: - Мое наследие, мой багаж – это классическая музыка. Я часто играю Баха, но так же и современных композиторов…»
Продолжение – на следующей неделе.
Подкаст «Времени джаза» вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Там же и текст самой программы и окно комментариев. Удачной и солнечной вам недели, чао, бай-бай!
Cлушать передачу:
4 коммент.:
Дмитрий, огромное спасибо вам за прекрасную передачу.
Билл Эванс один из самых любимых пианистов, у меня почти все его альбомы.
Он один из тех музыкантов, чей вклад в музыку неоценим.
Его стиль игры, его (язык) импровизации, до сих пор производит на меня колоссальное впечатление.
Еще раз спасибо вам за ваше доброе дело,
буду с удовольствием ждать продолжения!
balshoe spasibo za statiu!
Bill Evans eto vishi pilataj v JAZZ Piano, slushaia ego igru nikak nilzia saskuchitsa patamuchto palno fantazii, liriki.
ego muzila dlamenia chast maego jizni !
Дмитрий ! spasibo za peredachu, paslushal udavolstviem !
Прошу прощения, а что нужно сделать, чтобы послушать???
aledovskiy небольшая проблема была с Flash Player(ом), сейчас должно все заработать.
Попробуйте....
Отправить комментарий