Читать далее
Читать далее
В последние годы джаз так усложнился, он так много вобрал в себя приёмов современной академи-ческой и этно-музыки, что, кажется, стал понятен только профессорам консерваторий. Особенно отличились в отпугивании слушателей от джаза наши саксофонисты-колтрейнис-
ты, последователи саксо-
фониста Д. Колтрейна, которые готовы часами импровизировать и само-
выражаться и во время их игры ты себя чувствуешь, как трезвый среди пьяных. Им хорошо: они приняли и без конца самовыражаются и балдеют, а тебе не налили и ты сидишь как дурак, абсолютно трезвый, и слушаешь их бесконечное пьяное бормотание типа «Ты меня уважаешь?» Я помню, однажды у меня с колтрейнистами случилась такая же ситуация, как у моего знакомого композитора, который, соблазнившись большими деньгами, согласился писать порно-оперу. А в либретто все сексуальные объекты и действия выражены прямым текстом, типа того, что можно встретить на заборе. Через месяц он, плюнув на все деньги, отказался от проекта, ибо обнаружил, что совсем перестал реагировать на женщин. «А в жизни так мало радости – сказал он мне, - что потеря радости контакта с женщиной делают жизнь пресной и бессмысленной».
Читать далее
Жизнь одной из самых известных эстрадных певиц России со стороны может показаться праздником. Праздников, конечно же, немало, и созданы они тяжёлым трудом и огромными усилиями. Лариса Долина – самородок. Её «консерваториями» стали подмостки ресторанов и многочисленные концертные площадки по всей стране. Эта певица пробивалась на Олимп собственными силами, и ей повезло, что в нужный момент рядом с ней оказались такие люди, как Анатолий Кролл и её муж – продюсер Илья Спицин. Российская пресса даёт ей очень высокую оценку, называя универсальной исполнительницей, способной петь и эстрадную, и джазовую, и академическую музыку. В истории мировой современной музыки универсальность такого типа я встречала только у инструменталистов. Но, может быть, журналисты правы? Давайте в этом разберёмся. Вначале небольшой экскурс в прошлое певицы.
1978 год. Сочи. Долина работает в ресторане «Жемчужина» и одновременно участвует в конкурсе эстрадной песни. Один из членов жюри – Анатолий Кролл. Лариса попросилась на работу в его биг-бэнд «Современник». Именно Кролл выявил редкую джазовую природу её одарённости и повлиял на её формирование как музыканта.
1978 год. Сочи. Долина работает в ресторане «Жемчужина» и одновременно участвует в конкурсе эстрадной песни. Один из членов жюри – Анатолий Кролл. Лариса попросилась на работу в его биг-бэнд «Современник». Именно Кролл выявил редкую джазовую природу её одарённости и повлиял на её формирование как музыканта.
Читать далее
11 мая Владимиру Сергеевичу Локтеву, создателю знаменитого пионерского «Ансамбля песни и пляски», исполняется 100 лет. Конечно – Локтев был великий музыкант, создавший уникальную систему образования, которая во многом превосходила официальное образование.
Ибо в государственном образовании человек должен, сначала закончить муз-школу (10 лет), затем муз-училище (4 года), консерваторию (5 лет) и лишь тогда, после 21 года учёбы, он может выйти на сцену и выступать.
У Локтева было не так. Ребёнок осваивает инструмент – (2 – 3 года) и сразу садится в оркестр Ансамбля, который выступает на лучших площадках, с лучшими музыкантами страны. Так, я неделями «не вылезал» из Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлёвского Дворца Съездов, в которых по нескольку дней готовились правительственные концерты, и в них выступали сплошь Народные артисты СССР.
Поскольку по идеологическим канонам того времени нужно было чтобы весь народ – рабочие, колхозники, воины московского гарнизона, дети, - славили режим за то, что «жить стало лучше, жить стало веселей» - все эти группы должны были быть представлены на правительственных концертах. Так вот дети – это всегда был Ансамбль Локтева. Вот почему мы неделями не появлялись в школе, проводя время за кулисами Большого театра и других роскошных залов. И с веселыми плясками и песнями приветствовали партийных чиновников и в этих песнях всегда благодарили партию за «наше счастливое детство» такими словами:
Ибо в государственном образовании человек должен, сначала закончить муз-школу (10 лет), затем муз-училище (4 года), консерваторию (5 лет) и лишь тогда, после 21 года учёбы, он может выйти на сцену и выступать.
У Локтева было не так. Ребёнок осваивает инструмент – (2 – 3 года) и сразу садится в оркестр Ансамбля, который выступает на лучших площадках, с лучшими музыкантами страны. Так, я неделями «не вылезал» из Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлёвского Дворца Съездов, в которых по нескольку дней готовились правительственные концерты, и в них выступали сплошь Народные артисты СССР.
Поскольку по идеологическим канонам того времени нужно было чтобы весь народ – рабочие, колхозники, воины московского гарнизона, дети, - славили режим за то, что «жить стало лучше, жить стало веселей» - все эти группы должны были быть представлены на правительственных концертах. Так вот дети – это всегда был Ансамбль Локтева. Вот почему мы неделями не появлялись в школе, проводя время за кулисами Большого театра и других роскошных залов. И с веселыми плясками и песнями приветствовали партийных чиновников и в этих песнях всегда благодарили партию за «наше счастливое детство» такими словами:
Читать далее
Талант -- это способность делать
то, что нас никто не учил.
Альфред Конар
Исаак Бабель в предисловии к первой книге Утёсова «Записки актёра» (1939 г.) написал пророческие слова: «Сценическое создание Утёсова–
великолепный этот, заряженный электричеством парень и опьянённый
жизнью, всегда готовый к движению сердца и бурной борьбе со злом --
может стать образцом, народным спутником, радующим людей. Для этого
содержание утёсовского творчества должно подняться до высоты удивительного его дарования». Бабель высказал в форме видимой похвалы скрытую мысль о том, что блестящий и нужный всем образ, созданный Утёсовым,
возможно, не доведён до совершенства, а большой творческий потенциал
не реализуется в должной мере. Ведь талант и мастерство – не одно и
тоже.
Размышления привели меня к желанию расширить традиционное представление об Утёсове. Это отчасти связано с теми сторонами его творчества, которые, как правило, публично не обсуждаются. Тем не менее, они рождают сомнения и заставляют задуматься о том, что ещё не сказано, а что нуждается в пересмотре уже ставших привычными аксиом.
Читать далее
Подписаться на:
Сообщения (Atom)