Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

В память о Григории Шаброве

2 декабря, после продолжительной болезни умер джазовый пианист Григорий Шабров. (1946-2010) Он стал известен в Москве в 70-х годах, как участник сенсационной джаз-рок группы Виталия Клейнота. В то время группа Клейнота играла в джаз-кафе «Молодёжное» и в неё Гриша пришёл после армии, заменив Валеру Котельникова и Виктора Фридмана, которые играли у Клейнота поочерёдно т.к. должны были совмещать игру в группе с научной работой. В то время Виталик, первый в Москве, начал эксперимент с джаз-роком и тогда пригодился композиторский талант Гриши. Вот как я об этом писал в статье «Возвращение легенды»: «Если в 60-х годах на московской джазовой сцене царили музыканты, исповедующие джазовый стиль «мейнстрим», и они группировались вокруг кафе «Молодёжного» на улице Горького, то в 70-е годы, когда появился джаз-рок и музыкальные интересы московских джазменов сместились в сторону этого стиля, - тогда главным бендом города стала джаз-рок группа Виталия Клейнота. В ней, как в американской джаз-рок группе «Чикаго», было семь человек: духовая группа - труба, саксофон, тромбон, и ритм секция – орган, гитара, бас-гитара и барабаны. Её первое выступление на московском джазовом фестивале, который проходил в 1971 году в кинотеатре «Ударник», - произвело эффект взорвавшейся бомбы. Наверно потому, что стиль джаз-рок был настолько революционным, что все идиомы джаза, такие, как свинг, гармония, мелодизм, в нём кардинально изменились. Изменения коснулись в первую очередь ритм-группы: свинговый, шагающий бас четвертями у контрабаса – сменился рифовым, повторяющимся рисунком бас гитары. То же у барабанов: свинговый тайминг по тарелке 4/4 с импровизационными филами малого барабана, сменился на рифовый паттерн, в котором бочка и малый играли повторяющийся рисунок, а тайминг перешёл на хет и стал не триольным, а ровным - на 8/8. В результате возникали грувы, обладающие потрясающей энергетикой и драйвом. Так тогда в Москве да, пожалуй, и в СССР играть никто не мог. Но самые большие перемены стиля джаз-рок, произошли в репертуаре. Если джазмены - мейнстрищики исполняли американские джазовые стандарты, так называемые «эвергрины» (вечнозеленые, нестареющие темы), то в джаз-роке практически нет стандартов и все группы должны исполнять авторский репертуар. А к этому в нашей стране тогда никто не был готов»* . В группе Клейнота писали Ваня Васенин, Гриша Шабров и Исайя Кофман» Так вот именно с Гришиной композицией был связан скандал, разразившийся на прослушивании в МОМА. Вот как об этом я написал в своей статье: «Клейнот на прослушивании решил исполнить «Песню радости» нашего клавишника Григория Шаброва, которая, как композиции джаз-рок группы «Чикаго», состояла из четырёх частей: интродукция, джазовая баллада, джаз-вальс и фанк-блюз. Гениальный Гриша написал потрясающую музыку, которая обладает огромной мелодической силой и фантастическими гармониями, но важно и то, что было много «живых оркестровых вставок», когда на репетиции менялась гармония или удлинялась или увеличивалась какая-либо часть или что-то совсем выкидывалось. Тогда я только демобилизовался из армии, где служил в военном оркестре, и там я все вечера напролёт снимал и учил баллады Клиффорда Брауна с его знаменитой пластинки
______________________________________

«Clifford Brown With Strings». И весь этот опыт мне удалось вложить в интерпретацию Гришиной баллады, в которой труба начинает играть только с басом, и затем поочерёдно добавляются новые инструменты, позволяя создать мощную кульминацию. Далее - совершенно фантастическое соло Виталия – это как бы итог всей пьесы, оно взлетает как ракета на космическую высоту, и парит там, в неземных далях. В коде повторяется один риф, на котором играет филы в запредельном регистре тромбон, а также барабаны создают мощное нагнетание с помощью виртуозный брейков. Как кода битловского «Hay Jude», тоже построенная на повторяющемся рифе, кода «Сюиты Радости» с помощью этого повтора каждый раз поднимается всё выше и выше, и как океанская волна, доходящая до девятого вала, обрушивает на слушателя шквал эмоций и музыкальной энергии. После того, как отзвучала последняя нота, в зале случилось что-то невероятное – все зрители встали и начали кричать, свистеть и аплодировать. И это продолжалось, невозможно поверить… 40 минут!!! Поскольку после группы Клейнота должны было прослушиваться ещё три коллектива, комиссия начала просить зал замолчать и продолжить прослушивание, но куда там. Толпа музыкантов яростно скандировала «браво», продолжала неистовать. Комиссия начала выходить из себя, её члены стали кричать, ругаться, материться, призывать людей к порядку, но всё напрасно. Посовещавшись, они ушли, перенеся прослушивание на другой день, но это никого не остановило, - все продолжали с каким-то исступлением буйствовать и кричать. Конечно, можно предположить, что музыканты не только приветствовали музыку, но и хотели так продемонстрировать партийным инквизиторам, своё неприятие тоталитарной системы, уничтожающей джаз, и всё же, за всю историю джазовой Москвы, этот случай уникальный и единственный». Такой же фурор произвела Гришина композиция в Ярославле (10 минут зал аплодировал стоя) и на фестивале в Каунасе – когда весь стадион бросился к сцене и все стали прыгать, подбрасывая вверх кепки, куртки и разные предметы. Тогда мы испугались, что нас просто разорвут. В дальнейшем я напечатал Гришину балладу в своей книге «Трубач в джазе» (89 – М. «Советский композитор») К счастью остались записи Гриши. Вот его соло в блюзе Д. Эддерги «Why». В нём он играет на редком электронном инструменте клавинет. Трудность джаз-рокового соло в том, что все джазовые ходы, состоящие из цепочек восьмых там не работают. И Гриша нашёл новый язык, в котором преобладает ходы, построенные на блюзовой гамме.

«Why A'm Threat So Bad» соло Г. Шабров

А в композиции И. Кофмана «Посвящение» Гриша начинает соло на органном пункте , а когда начинается джазовый грув на 4/4, джазовый Гриша начинает закладывать лихие боповские пируэты.

«Посвящение» соло Г. Шабров.

Интересно, как Гриша создаёт кульминацию в композиции В. Клейнота, «Сюита на тему литовской народной песни»:

В. Клейнот, «Сюита на тему литовской народной песни» соло Г. Шабров:

После меня в группу Клейнота пришёл Андрей Товмасян и Андрей, который мало кого хвалит, охарактеризовал Гришу, как безупречного джазового пианиста с прекрасным гармоническим чутьём. «Солист – сказал Андрей - всегда с Гришей чувствует комфортно, ибо тот может пойти в аккомпанементе за его ходом мысли и, - как выразился Андрей - «знает что нажать». И совсем уж невероятную историю рассказал мне Андрей про Гришу о том, что когда Андрей случайно захлопнул дверь, а в то время у него была уже стальная дверь, то бесстрашный Гриша прошел по карнизу и, войдя через окно в квартиру, открыл дверь. Я должен сказать, что такое же бесстрашие он показывал и в композиции открывая новые для джаза гармонии, тональности и интонации. Я помню долго не мог привыкнуть к ля мажорной балладе, ибо такая тональность скорее характерна для рок-музыки. После распада группы Виталия Клейнота Гриша, по рекомендации Товмасяна, играл в бенде О. Лундстрема и потом в других джазовых коллективах, но болезнь вскоре не позволила ему музицировать и он почти 20 лет оставался дома. Вот почему имя Шаброва совсем не известно современному поколению джазменов. Но все, кто помнит феноменальный состав В. Клейнота, хорошо знают этого пианиста. В общении необычайно интеллигентного, подтянутого, всегда одетого в тройку с галстуком, с бородкой клинышком, как у Чехова и сам он чем-то напоминал чеховских героев. Среди богемной джазовой лихой публики он выделялся своей необычайной порядочностью и интеллигентностью. Не случайно Андрей вспоминал про Гришу: «Когда заканчивалась работа или в перерыве я всегда видел Гришу, уткнувшегося в книжку, я назвал бы его – продолжил Андрей – человеком очень мягким в общении».
Гаврила Горбачев     |      Григорий Горбачев

По странной случайности я узнал уже у Клейнота, что Гриша мой троюродный брат - наши деды были родные братья. Больше того, мой дед Гаврила Горбачёв, который командовал в чапаевской дивизии полком, захватил г. Уральск и освободил из тюрьмы своего брата Григория – дедушку Гриши, которому грозил расстрел. Я думаю так и в джазе – мы должны освобождать из тьмы забвения героев джаза, которые в те суровые годы, когда джаз был под запретом выстояли, и пронесли джазовую эстафету до нашего времени. Вот почему в крематории я играл джаз, которому Гриша служил беззаветно и который не оставил его до последнего часа.




Композитор Олег Степурко

24 коммент.:

Oleg комментирует...

Музыканты уходят музыка остается...
Игорь Королёв (продюсер) :messia@gnext.ru

Oleg комментирует...

Привет, Олег!
Огромное спасибо за статью о Григории Шаброве.
Я даже не слышал о таком пианисте. Теперь буду знать!
Ты делаешь большое дело, что пишешь такие статьи.

Да хранит тебя Господь!

Виктор Агранович

Oleg комментирует...

Большое спасибо за такую большую информацию. Я в музыке профан, но, если она накладывается на определенные события, она прослушивается с интересом. К тому же это уже история, к котрой я не равнодушен по сушеству и по возрасту.
Владимир Краснощеков

Oleg комментирует...

Замечательный текст, Олег!
Виктор Фридман (джазовый композитор и пианист)

Oleg комментирует...

Гриша Шабров был человек на своем месте в свое время. Начало нашегоджаз-рок-фьюжна проходило без какой либо документации (исключая радиозаписи того же Аркадия Петрова), наша старая джазовая гвардия"электрификацию" приняла в штыки даже острее, чем на родине джаза - мы с Петровым убедились в этом, когда однажды съездили вместе в
Ярославль, сопровождая Ансамбль Виталия Клейнота. Другое дело, что это был чуть ли единственный в эволюции джаза позитивный шаг в сторону демократизации, а не элитарности. Хорошо еще, что делает свое дело Олег Степурко, а то первый джаз-рок остался бы и в истории меж двух огней.
Что и продемонстрировала блестящий эпизод из жизни покойного Гриши Шаброва. Гриша, когда увидишь Аркашу Петрова и Жору Гараняна. передай
им привет!
Председатель международной ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов

Oleg комментирует...

Дядя Олег,спасибо огромное !
Я со всем ознакомлюсь в ближайшее время.
Просто сейчас у меня предновогодний завал связанный с работой и выступлениями и я не могу найти время многое прокомментировать.

Мы с мамой посмотрели некролог.
Это всё очень ценно!

Женя Шабров (композитор, аранжировщик)

Oleg комментирует...

Джазовый пианист Григорий Шабров...
мне это имя было не знакомо.
Прочитал Вашу статью.Статья поразительная.
Статья об удивительном, талантливом человеке.
Спасибо Вам, Олег.

Григорий Григорьев (композитор-аранжировщик)

Oleg комментирует...

вечная память!
Кирилл Храмчихин

Oleg комментирует...

Замечательная статья !!!
Феликс Лахути (основатель группы "Фанки-ленд", джазовый скрипач, лауреат международных джазовых фестивалей.

Oleg комментирует...

спасибо!
виталий анисимов

Oleg комментирует...

Спасибо:)
Юлия Колядова

Oleg комментирует...

Олежек! С твоей легкой руки я погружаюсь в воспоминания далеких 60х-70х годов, периода становления джаза нашего поколения, времен оркестров ЦДРИ Фиготина -Саульского, кафе КМ, Аэлита, первые попытки с А. Баташевым создать джаз-клуб, нелегальные халтуры на вечерах, куда
приходили послушать джаз, аресты и разгоны комсомольскими муд....ми стиляг и около джазовой молодежи. Я не знал, и был приятно удивлен тому,
что ты играл с Клейнотом.
Я не перестаю восхищаться твоими литературными опусами о джазе, глубиной и знанием материла, это на голову выше, чем проф журналистская болтовня
"знатоков" около джазовых дел. Прочитал твои
письма с иллюстрациями.Это Супер!!! Хорошо бы у тебя нашлось время и желание обобщить все эти материалы, а ещё и дополнить их новыми
портретами джазменов. Ведь оказывается время нашего пребывание на этой Земле такое короткое, что мы не замечаем в суете-сует. А скольких талантливых ребят уже нет с нами. С тоской вспоминаю моих сверстников: Б.Рычкова, К.Бахолдина, Ж.Гараняна, Э.Дибая, Ю. Албегова и многих,многих других. Низкий тебе поклон, что находишь время для этих великолепных опусов, которые доставляют всем нам огромное удовольствие.

Володя Филатов (барабанщик первого состава Ю.С. Саульского в ЦДРИ)

Oleg комментирует...

Спасибо, прочитала. У меня и музыка открылась, прослушала с удовольствием. Особенно понравилась концовка статьи

"Я думаю так и в джазе – мы должны освобождать из тьмы забвения героев джаза, которые в те суровые годы, когда джаз был под запретом выстояли, и пронесли джазовую эстафету до нашего времени. Вот почему в крематории я играл джаз, которому Гриша служил беззаветно и который не оставил его до последнего часа."

Дала ссылку на своем межконфессиональном форуме, там есть тема о вас. Ну, хоть постоянные участники не шибко активны в этой теме, но 1,5 тыс человек все же за год ее просмотрело )))))

Ирина Якушева (писательница, администратор сайта, врач)

Oleg комментирует...

Дорогой Олег!
Спасибо за твой труд. Очень жаль, что поводом напомнить о замечательном музыканте является его уход.
Пиши (имею в виду не меня лично).

Всего наилучшего,


Nikolai Panov (джазовый саксофонист, арт директор Германия "Nikolai Panov" :)
artistic director
YMF-ArtLinkInter, Inc
nikolai@ymf-artlinkinter.com
www.ymf-artlinkinter.com
персональный сайе на youtube:
www.youtube.com/user/tubenik38

Oleg комментирует...

Очень интересная статья, спасибо!!
Екатерина Тонковид (солистка и исполнитель авторских песен в рок-группе)

Oleg комментирует...

Так замечательно, Олег Михайлович, что вы просвещаете молодое поколение. Молодые джазмены должны знать своих героев. Спасибо вам!

Екатерина Тонковид

Oleg комментирует...

Наверное наша цель, как говорил философ Николай Фёдоров "воскресить" ушедших. Если про джаз что-то есть, то про фанк-фьюжн - ноль. Вот я и стараюсь.
Олег Степурко

Unknown комментирует...

Коллектив оркестра им. Олега Лундстрема приносит свои соболезнования родным и близким Григория Шаброва.
Спасибо автору статьи за интересный и важный для истроии музыки в России материал. С уважением, Александр Брыксин, директор оркестара.

Oleg комментирует...

С большим удовольствием прослушал композицию Григория Шаброва «Песня радости» и мысленно вернулся в те далекие теперь 70-е прошлого столетия, когда джаз уже никто не запрещал, но в фаворе он не был и стоял как бы на обочине музыкальной жизни. Писали о нем в основном энтузиасты и нечасто. Но он жил и развивался и было много замечательных музыкантов-подвижников, среди которых имя Шаброва в силу определенных обстоятельств не стало столь заметным, но даже по этой композиции можно судить о его таланте. Если она и сегодня «цепляет», то можно себе представить, что тогда неизбалованная джазом публика вполне могла устроить сорокаминутную овацию группе В.Клейнота, который в то время был в первой обойме джазовых музыкантов и играл всегда колоритно, изобретательно и с большим чувством. К сожалению, он очень быстро взошел на джазовый Олимп и так же быстро его покинул. Спасибо Олегу Степурко за сообщение. Кстати, с грустью вспомнил как в середине 80-х в джаз клубе «Дома медиков» Виталий несколько раз брал в руки инструмент и пытался извлечь из него нечто похожее на то, что он так легко изображал ранее, и всякий раз обреченно клал его на место.
Алексей

Oleg комментирует...

Гриша несомненно был музыкально одаренным человеком, прекрасным
пианистом, владеющим тончайшими ниюансами звукоизвлечения, и, как
показывают вышеприведенные примеры, талантливым композитором. Именно
при его участии ансамбль Клейнота достиг своего пика. Я помню, как в
компании Гриша скромно сидел в стороне, но стоило ему сесть за ф-но,
как он преображался, глаза загорались и ... все замолкали, очарованные
звуками, которые его руки извлекали из инструмента. Было ясно, что
этот симпатичный, интеллигентный юноша живет в мире прекрасных звуков
... И в голове его было много музыки, которой он был готов поделиться
с нами ... Но никто ее больше не услышит ... Нет, надеюсь многое
услышать при всрече, которая уже не за горами.

Валерий Котельников, тоже джазовый пианист, США

Oleg комментирует...

Гриша был очень талантлив и очень раним.Из-за этого,наверное, у него были сложности в жизни. Да,такой гигант как Клейнот его смог дисциплинировать и Шабров показал свой дар. Очень жаль,что наш социум не щадит и не бережёт таких гениев, а сами они, увы,не умеют пробиваться к людям! Светлая тебе память,Гриша.
Сева

Leo комментирует...

Олег Михайлович, спасибо за ссылку. Очень интересная статья. Всегда открываете парадоксальные вещи и всегда с необычной стороны.
Лёня.

Boholik комментирует...

Олег Степурко относится не только к категории людей, верных джазовой идее, но и к тем, которые отличаются человечностью и справедливостью.Он испытывает удовлетворение и радость, когда делает для других больше, чем для себя. Он считает своим долгом возрождать память о талантливых людях, не имевших широкой известности, но преданно служивших джазу. Он старается спасти от забвения уникальные моменты джазовой жизни и, тем самым, вносит свою лепту в правдивое освещение персоналий и событий, составляющих историю отечественного джаза.

Тамара Айзикович.

Oleg комментирует...

Ануш Мальян

Спасибо за статью, Олег Михайлович ! Да, там много интересного - тем более история становления джаза в России...!
Ануш Мальян (джазовая певица)


Дорогая Ануш! Спасибо за отзыв.
Этой статье предшествовало несколько чудес.
Я почти 20 лет не видел Гришу, но именно накануне его смерти приехал, чтобы передать лекарство.
А тут ещё мой сын от 1 брака Антон, (по спец. похоронный агент) по моей просьбе всё так устроил, что семье вместо 80 т. за похороны пришлось платить 30 т.
И хотя это был мой день рождениия и я провёл его в Митинском крематории. Но не жалею, ибо в Библии написано: "Если выбирать куда идти - в дом радости, или в дом печали, то иди в дом печали, ибо от туда выйдешь обогащённый, а из дома радости опустошённый".
И действительно, когда на поминках зазвучала Гришина "Песня радости", то это был, как бы привет от Гриши, который через музыку посылал всем нам любовь.
О.М.

Отправить комментарий