Музыка в Царстве Божием, – разве можно об этом писать? Наверное, о том, что звучит в Царстве Божием, мог бы рассказать апостол Павел, который был восхищен до седьмого неба, или люди, имеющие такой же опыт Царствия уже на земле, про которых сказано: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе ». Ну, ещё конечно, мы можем судить о том, какое место музыка занимает в Царстве из Библии. Так в 15 главе Апокалипсиса говорится о том, что «…победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии… И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца».
«Что это значит? – спрашивает о. Александр Мень в своих комментариях на Апокалипсис, и отвечает – это песнь избавления, когда люди божии прошли через Чёрное море, прошли через испытания, вырвались из рабства и отправились на землю обетованную. Это песнь искупления, избавления и небесной защиты».
Выходит так, что Царство – это победа, а чувство победы можно выразить только музыкой, да ещё при этом, оказывается, нужно аккомпанировать на гуслях.
Мартин Лютер говорил: «Музыка – служанка богословия», значит, некоторые аспекты жизни с Богом можно только пропеть, сыграть или услышать…
Мартин Лютер говорил: «Музыка – служанка богословия», значит, некоторые аспекты жизни с Богом можно только пропеть, сыграть или услышать…
В связи с этим интересно, как о. Александр Мень одной своей прихожанке во сне, через музыку, показал блаженство Царствия. Так Оля П. рассказала мне фантастический сон. После гибели о.А. плакала с утра до вечера без остановки. На девятый день о.А. ей приснился. Он стоял в кабинете, в котором было много книг. Оля спрашивает: «Чем вы занимаетесь?»
Мк. 9: 1
Александр Мень Апокалипсис (комментарии) – Рига 92. стр. 129.
-------------------------------------------------------------
О.А. сказал: «Сейчас я тебе покажу. Видишь, я пишу «Книгу судеб детей моего прихода». И когда он открыл эту книгу, то зазвучала божественная одноголосная мелодия, эта музыка стала входить в каждую клеточку её тела, наполняя её невыразимой радостью. Тут о. А сказал: «Слушай, про тебя здесь тоже написано, я могу показать». И когда она пошла ему навстречу, музыка из одноголосной, превратилась в многоголосную, и все эти мелодии с такой силой начали наполнять её блаженством, что она поняла, - вот сейчас я умру, - просто не выдержу этого счастья и блаженства. Тут о.А., как бы спохватившись, говорит: «А, ну да, тебе еще рано, стой на месте». Она после этого проснулась. Он пишет «Книгу судеб детей своего прихода», а радость Царства о. А. ей дал почувствовать через звуки.
1.Молитва из Акафиста
Удивительный опыт Иисуса, Который учит петь, рассказала Нина Копцева, которая 10 лет работала в христианской миссии в Азербайджане. Там они опекали умственно отсталых детей, которых, поскольку они не помнят своих родителей, после детского дома отправляли навсегда, как в склеп, в инвалидный дом.
И одна из таких девочек, её звали Мария, сбежала из этого дома и пришла к ним в церковь. И когда её спросили, как она стала верующей, она сказала, что узнала Бога в самом раннем детстве.
А это было так. Когда Маше было четыре года она писалась в кровать, и воспитатели каждый вечер запирали в туалете и при этом говорили: «Пока всё не сделаешь, не пойдёшь спать». Они туда её посадят, а сами пойдут пить чай и забудут про неё.
И в этом мокром, страшном, грязном туалете она сидит и плачет. И когда ей стало совсем невыносимо, она начала звать Бога: «Аллах! Аллах!» (тогда Маша только по-азербайджански говорила). И Бог к ней пришёл… и стал её учить петь.
И она полюбила находиться в туалете, потому что она там сидела и пела вместе с Ним. Эта была её тайна – никто никогда этого не знал. А она любила уходить в туалет и там распевать песни, даже, когда её уже там не запирали.
И потом, когда ей уже было лет 14, появилась наша команда из Библейского института с гумпомощью и чтобы открыть библейский кружок, (тогда ещё разрешали). И когда мы начали изучать Евангелие, она прибежала туда первая и совершенно обалдела, потому что узнала в Иисусе Христе… того Бога, который к ней приходил и учил её петь. И Маша стала всё читать про своего Учителя пения и до сих пор очень любит Библию.
Но у неё была мечта - петь. А кто её возьмёт петь, ведь она из дома для умственно-отсталых и всего 4 класса образования, но Божественный Учитель сделал и это чудо. И теперь Маша поёт на сцене и в церковном хоре.
Значит, получается, что если кто-то не слышит Божественного Учителя и не понимает Его музыку, не может присоединиться к Небесным гуслистам.
Мой отец вел дневник, и, уже после его смерти, я прочел в нем один эпизод, который меня сильно взволновал. В 1948 году он за сверхурочную работу был награжден буханкой черного хлеба. Этому событию он посвятил целую страницу!
После того, как Сталин нахамил союзникам и страна лишилась американской помощи, люди голодали сильней, чем во время войны, к этому добавились разруха и обезлюживание целых областей. Но именно в этом году ЦК ВКП(б) начинает гонения на культуру. Вспомним хотя бы знаменитое выступление Жданова против Ахматовой и Зощенко. Тогда же ЦК на съезде композиторов подвергает обструкции творчество Шостаковича и Прокофьева, обвинив их в “формализме”.
Удивительно, что высшие руководители страны всерьез обсуждают музыковедческие проблемы, оперируя в докладе такими понятиями, как: консонанс, диссонанс, ритм, мелодия, доминантсептаккорд, лад, атональность, дисгармония. Наблюдается странная закономерность: после кукурузного провала Хрущев разгромил художников-авангардистов и запретил джаз, а после развала экономики Черненко накрыл “медным тазом” рок. Объяснение этому феномену можно найти в Апокалипсисе. В 14-й главе говорится о гуслистах, которые поют перед престолом новую песнь, и никто не мог научиться этой песне, кроме тех, кто не осквернился в блудодеянии, которое на библейском языке означает идолопоклонство .
И есть только один вывод: или песня обличает меня в грехе, и мне нужно покаяние, или: я хорош, а песня нет. И тогда ее нужно уничтожить, чем и занялся ЦК КПСС. И не надо думать, что партийные чиновники - дураки, - нет, они шкурой чувствовали, что Прокофьев и Шостакович на самом деле написали их погребальную песнь, и они бросились ее глушить, срочно выучив музыкальные термины.
Мы поем новую песню, потому что у нас есть, о чем петь, – Бог совершил новые дела! И это я отчётливо понял па службе в лютеранской церкви в Чехии, где до сих пор практикуют лютеранские хорала. Настолько эти песнопения архаичны и насколько они утратили эмоциональный пафос «поющей Церкви», неповоротливая мелодия, гармония, как в школьных задачах, невыразительная интонация.
Почему именно новый музыкальный язык так важен для Церкви? Потому, что выросло невербальное поколение. Нынешняя молодёжь не глупее нас, может, даже умнее и что-то лучше понимает, но она не читает. Наши дети получают информацию через музыку — это другой канал, но он тоже очень сильно развивает и память, и интеллект, и сердце. Это не хорошо и не плохо — просто такое время. Какая разница, через что пройдёт Божий Дух: через слово или через мелодию? Мне кажется, это неважно. А важно для нас, поймём мы это или нет, сумеем использовать для про-поведи Евангелия — или опять наша страна будет деевангелизирована и всё повторится: революции, сломы и чудовищные кровавые бани.
К сожалению, Церковь перестала быть источником идей для музыки. Последний раз это случилось во времена Реформации, когда народ превратился из объекта манипуляции иерархии в субъект литургического действия. И в Церкви родился лютеранский хорал, из которого, как дуб из желудя, взошел Бах. И после Баха, со времени Просвещения, музыка искала источник вдохновения вне Церкви, и видно, как пагубно сказалась секуляризация на ней самой. Как постепенно от нее отходил Дух, и как она сначала разделилась на цех композиторов и исполнителей, а затем музыкант из волшебника и тайновидца, какими были Орфей и Садко, превратился в винтик бюрократической машины под названием “симфонический оркестр”, в котором - шаг в сторону от нотного текста, - и конвоир-дирижер стреляет без предупреждения. Потом, лишившись Духа, чтобы удержать внимание слушателей, начали лихорадочную погоню за новизной.
Erbarme Dich, Mein Gott J.S.Bach
Отец Александр Мень говорил мне, что если в эпоху барокко музыканты не боялись говорить на одном языке, то сейчас каждый композитор вырабатывает свой собственный язык. “Во многом, - говорил отец Александр, - это связано с тем, что в то время не было таких средств коммуникации”.
Но, может, это еще происходит потому, что музыка, потеряв связь с Источником Воды Живой, вынуждена концентрировать внимание на внешней стороне, какой является форма.
В наше время новый импульс для музыкального возрождения вышел из Церкви. Это случилось в Америке, когда там возникло евангелическое движение “второе пробуждение”, которое практиковало экстатические формы молитвы и в котором участвовало черное население Соединенных Штатов. В этих Церквах возникли духовные песнопения - “спиричуэлс”, на основе которых выкристаллизовался блюз.
Служба в Temple Church Of God In Christ
Блюз, в свою очередь, породил джаз и рок. Именно в этих жанрах исчезло разделение на композиторов и исполнителей. В них к музыкантам вернулась импровизация, которая существовала во времена Баха.
Отец Александр Мень писал: “Высшее начало проявляется и в Аполлоне, и в Дионисе, то есть и в просветленном разуме, и в пламенеющей стихии”.
И если симфоническая музыка - это аполлоническая сфера отточенной формы и гармонии, то джаз и рок - это дионисийская сфера импровизации и пламенной энергетики.
Сейчас много раздается голосов в Церкви, обличающих рок, как сатанинскую музыку, подрывающую нравственные основы молодежи.
Любопытно, что именно Александр Мень попросил меня ответить на письмо католического священника Жана Поля Рожембаля, обвиняющего рок во всех грехах и даже в насилии над подсознанием человека.
Когда я писал этот ответ, то отметил два основных момента. Во-первых, рок помогает подростку проходить через умирание детства во взрослую жизнь (как говорят психологи - “условная смерть”). В известной книге Пауэлла “Почему я боюсь любить” описан интересный психологический феномен: когда человек попадает в ситуацию крушения его привычного мира (узнает, например, что неизлечимо болен, или от него ушла жена и т.п.), он проходит четыре стадии. Первая - бунт, взрыв, истерика. Вторая - торг (почему - я, а не сосед?), мысленные сделки с жизнью (уйду в монастырь, перестану лгать и т. д.). Третья - депрессия. И, наконец, последняя - принятие своей судьбы, примирение. Ни одну из этих стадий нельзя миновать. И подростку необходима стадия бунта, ему нужно “прокричать”, изжить эту боль, чтобы перейти к следующему этапу и постепенному взрослению. Рок - идеальный способ пройти первую стадию, и если запретить слушать рок-музыку, то они все время будут ходить по кругу: торговаться, депрессировать, опять бунтовать, а взросление так и не наступит. Во-вторых, я отметил то, что все так называемые богоборческие тексты появились в роке, как реакция на веру их отцов, “воскресных христиан”, у которых жизнь не совпадает с их верой. Вот дети так эпатируют своих отцов.
Песня ели-Ольга Усова
Любопытно, что если на Западе рок принял богоборческую окраску, в СССР, наоборот: христианскую - ибо так могли дразнить своих отцов-коммунистов их дети.
Достаточно вспомнить песню Б. Гребенщикова “Серебро Господа моего” или песню лидера группы ДДТ Ю. Шевчука “Вперед, Христос, мы за Тобой. Откроем небо добротой!”
“Не желая уступить демонам ни аполлонического Сократа, ни дионисического Эсхила, - писал Г. Федотов, - мы, христиане, можем дать истинные имена божественным силам, действовавшим и, по апостолу Павлу, в дохристианской культуре. Это имена Логоса и Духа. Одно знаменует порядок, стройность, гармонию, другое - вдохновение, восторг, творческий порыв.”
Я думаю, что и нам не следует отдавать рок-музыку демонам, но научиться говорить на этом языке. Ибо миссионер, прежде чем идти к туземцам, должен выучить их язык. Нам же, чтобы быть услышанными нашими детьми, нужно знать их культуру, одна из составляющих которой - рок.
Интересно, что отец Александр не стал меня ломать и предложил применить свой джазовый талант в приходе. Так нам удалось создать уникальную форму христианского воспитания. Мы с детьми ставили музыкальные постановки, вдохновителем которых был отец Александр.
В них ребенок из объекта манипуляции педагога превращается в субъект священной истории, который переживает ее вместе со своим священным персонажем.
Первой такой постановкой стала “Рождественская Мистерия”. Поскольку все происходило в условиях подполья, то основные персонажи репетировали свои роли заранее, а второстепенные - волхвы, пастухи, жители Иерусалима - вводились сразу во время спектакля. (Этот принцип “вставных персонажей” сохранился и до нынешних дней: так, на празднике Рождества в Республиканской Детской больнице, где дети нашего прихода показывали мистерию, пастухами и волхвами были ребята отделения рака крови.) Интересно, что на премьере - в те, подпольные годы - Младенец был живой: его одолжила одна из зрительниц... Так было поставлено шесть спектаклей, но самое интересное - это то, что отец Александр, как Небесный Покровитель, уже с неба смог этот приходской опыт распространить на всю страну.
Песня волхвов-Л. Ульянова
Совершенно чудесным образом два этих спектакля - “Рождественская Мистерия” и “Царь Иудейский” - были поставлены на телевидении и транслировались на всю Россию.
Случилось, как в евангельской притче о талантах: “В малом ты был верен, над многим тебя поставлю” (Мф. 25:21). И это сейчас очень заметно, что те духовные дети отца Александра, которым удалось сохранить ему верность, получают от него небесные дары. И, наоборот: те, которые от него ушли, засыхают, как смоковница.
Хочется рассказать о двух проектах, в создании которых принимал участие продюсер Игорь Королев. Двойной виниловый диск “Антология христианского рока в России”, в котором приняли участие более 17 групп, и компакт-диск “Антология нетрадиционной духовной музыки в России”. Знаменательно, что в него вошли песни рок-идолов России: Гребенщикова, Башлачева, группы “Калинов мост”, которые перемежаются отрывками из выступлений отца Александра, посвященными Церкви и культуре.
Знаменательно также, что музыканты отдали свои песни безвозмездно в Фонд отца Александра Меня, чтобы на сбор от диска можно было издавать книги отца Александра.
Конечно, некоторые могут сказать: «Ну как можно ввести в Церковь молодёжную музыку?» И будет прав, наверное в храмовое богослужение это не нужно делать, но вне храма эта музыка вполне уместна. Так я выступал с джазовыми ариями на рождественской молодёжной встрече, которую устроил молодёжный отдел патриархии и проходил он в паломническом центре.
На Западе Церковь не боится говорить с молодыми на их языке. Есть, например, во Франции община Тезе, где используют элементы молодёжной культуры. Их музыка — это не сквозные мелодии, а риффы — повторяющиеся мотивы, наподобие мантр, на которых построена и рок-музыка. Причём на фоне этих рифов поют солисты юбиляции, как в джазе на гармонию темы импровизируют солисты. Эффект многотысячного хора создаёт общее поле молитвы, которое уносит человека ввысь. Я не мог оторвать детей от такой молитвы, длившейся несколько часов, — значит, подростки хотят и могут жить молитвенной жизнью, только надо находить приемлемые для них формы.
Teze. Laudate omnes gentes
Есть движение фоколаров, практикующее совместные молитвы на стадионах, где звучат не «трэш», не «хард-рок», а гармоничные формы рока. Есть множество других христианских движений, привлекающих молодёжь с помощью музыки.
Например, грандиозные стадионные фестивали молодёжной христианской музыки, которые устраивает польский рок-барабанщик Ян Будяшек. Весь стадион поёт современные песни, основанные на рок ритмах, и возникает молитвенной поле такой силы, что на этих концертах всегда бывают исцеления. Так этим летом один украинский верующий еле добрался до фестиваля на костылях, а вернулся домой на своих ногах. И один из лозунгов этого фестиваля озвучил сам Ян Будяшек:
Пространство между Богом и человеком
может заполниться только пением.
Ян Будяшек
Вот почему все праведники поют новую песнь победы, которую когда-нибудь мы споём вместе с ними. И пусть кто-то не умеет петь, это не страшно. Ведь у нас есть Такой Божественный Учитель пения, с Которым мы вместе споём песню Победы в Его Царствии.
Олег Степурко
16 коммент.:
Прочитала твою статью. Как всегда очень здорово. Ты гигант. Жаль, что я плохо понимаю о чем ты говоришь. Ничего не понимаю в роке, Гребенщиков мне всегда нравился, Шевчук тоже очень. Может быть потому, что дети их слушали и любили всегда.
Словом, все верно ты говоришь.
В 1946 году мы жили в селе Тоцком Оренбургской области. Как-то меня взяли на прополку вместе с сельскими ребятишками. После работы дали черного хлеба за работу. Я очень этим гордилась, а хлеб показался необычайно вкусным! Папа подсмеивался надо мной: "Сладок хлеб, заработанный собственным потом?"
Нелли М. физик из Новосибирского Академгородка
Дорогой Олег!
Прочитала с жадностью, несмотря на то, что, за полным отсутствием музыкального образования, вся теория музыки прошла мимо меня. И при этом, все равно, прекрасно: времена, все Ваши уникумы-персонажи. Я даже задумалась над тем, как джаз влияет на стиль письма: полное отсутствие манерности и рефлексии - смелость, непосредственность, открытость, широта. А, может быть, это Ваши личные качества.
Спасибо!
Ира филолог Германия.
Нет, Вы правы.
В консерватории я не понимал, зачем преподают полифонию строгого письма, где все ходы надо просчитывать, как в математике.
Но потом понял, что этот предмет развивает лапидарность (лаконичность). Так у Шостаковича всего 3 голоса, а всё звучит и всё гармонии проявлены.
Так вот джазовая импровизация так же закаляет мозги, что уходит всё лишнее.
Я сегодня "В контакте" посмотрел что слушают мои студентки и был крайне удивлён тем, что эта всё безличная музыка - пейзажи, ландшафты. А раз нет портрета, то и запомнить невозможно.
И тогда я понял, что это новое поколение, не прошедшее школу джаза, размывается в фантазиях и утопиях и не выпарив концентрат, у них в сухом остатке, не складывается цельность.
И хотя сейчас я не могу слушать американский джаз (уж больно чуждый менталитет заложен в нём), а только европейский. Эта школа много дала. (даже в литературе)
О
Спасибо тебе за прекрасное эссе.
Нашёл в нём убедительные подтверждения своим собственным мыслям и
переживаниям.
С Рождеством!
Аркадий Шилклопер
Хочу еще раз сказать спасибо за ссылки на сайт. Спасибо за статьи и музыкальные
фрагменты. Очень интересно, много созвучных углов зрения, много
неожиданных мыслей и идей. Вообще удивительно живой сайт, настоящий.
Ольга Г. математик
Олег, спасибо большое за статью! Прочитала – ты как всегда в ней очень талантлив, самобытен и неподражаем! Ты – молодец!!!
Лада Н. актриса
Просто потрясающая статья! Я прочитал, спасибо!
Антон Давидянц джаз-рок бас-гитарист
Вот и прочла!!! Здоорово!:) Думаю,что ещё буду читать, чтобы как следует всё осмыслить!
Машуш Мальян джазовая певица
Почему статья иллюстрируется иранской миниатюрой?
Если речь идёт о 12-й сверху, то это картина христиан - аборигенов Австралии
Олег Михайлович, огромное спасибо за Вашу замечательную статью!!!
Татьяна Григорьева студентка ИСИ
ОЛЕГ! КАК Я РАДА ТВОИМ СТАТЬЯМ! МНЕ ОНИ ОЧЕНЬ ДОРОГИ И ИНТЕРЕСНЫ!
ВЫ С ЛЮДОЙ - БЛАГОЛИКИЕ ЛЮДИ, Я ВАМИ ЛЮБУЮСЬ И ДОРОЖУ
Светлана Голицина телережиссёр
spasibo balshoe bilo interesno !!!
Спасибо большое за здравый и обстоятельный подход к такому чрезвычайно важному вопросу : Как ? Каким образом ? И в какой форме может выражаться стремления поклонения души к Творцу!!! Когда душа устремляется к своему Создателю,тогда всё обретает и форму и гармонию.На мой взгляд в поклонении Богу самое драгоценное то,что Дух Святой наполняет и заполняет всё естество и уже не возможно понять какя форма,какие пункты ,какие контрапункты Всё только в Нём!!! А звук это гитары жёсткий или нежный голос скрипки я думаю это не так важно. Спасибо дорогой уважаемый человек Божий за вашу важную статью.
Впечатляет. Очень созвучно и моему мироощущению. Дай Бог Вам (и всем нам) сил и выдержки в стремлении всегда быть с Ним!
Владимир
олег,привет!ты
не только талант,ты умница!
Спасибо большое за статью!
Отправить комментарий