Значительные события в мире искусства происходят часто не замеченные
миром. И прошло немало лет, пока своё признание получили шедевры Баха, Мусоргского и Прокофьева. Так же неприметно, без помпы, прошёл юбилей 70-ти летия Юрия Маркина
21 февраля. И лишь музыканты, которые всегда идут на один шаг впереди
публики, осознали, что произошло.
Наконец мы смогли услышать ответ на
тот вызов, который бросил Новый Свет всему миру рождением блюза, джаза, и
рок-н-ролла. И в этих жанрах страна Мусоргского, Чайковского и Прокофьева пока не смогла создать ничего, что смогло бы сравняться с шедеврами Дюка Эллингто-на, «Битлз» и Лойда
Вебера. Конечно, можно назвать объективные причины: Это и «железный
занавес», оторвавший музыкантов от мировой культуры и коммунистический
идеологический пресс, погубивший столько талантов.
Но, наверное, главная причина – это то, о чём говорил академик Борис Асафьев
– «Синтаксис языка создаёт музыкальную речь». И в новых ритмических
жанрах нет шедевров ни на одном языке, кроме английского. Ибо блюз, из
которого произошли джаз и рок, – это, прежде всего песенная форма, и
поэтому так плоско звучит джаз на любом языке, кроме английского. И у
нас мало кто верил в возможность появления джазовых композиций «по
русски». Но вот в течение нескольких последних лет Юрий Маркин показал цикл джазовых опер в клубах «Джаз-арт» президент которого Алик Эйдельман, обладает поразительным чутьём на музыкальные открытия. И стало очевидно, что Юрию Маркину первому удалось создать «русскоязычный джаз». Причём, если на родине джаза, это вылилось в форме миниатюры с вариациями, Маркин это сделал в крупной форме. Им написано и поставлено 12 одноактных джазовых опер.
Читать далее