Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Стэнли Джордан: джаз - это философия свободы

В минувшие выходные выдающийся американский музыкант Стэнли Джордан дал два концерта для любителей джаза в Баку. Сама весть о приезде музыканта такого уровня казалась вначале невероятной. Один из ведущих гитаристов мира в Баку?.. Когда коллега из пресс-службы посольства США сообщил мне об этом, признаюсь, я подумал, что он просто не понимает, о чем говорит, или, на худой конец, путает имена. Но вот оказалось, что не путает и посольство пригласило в Баку того самого Стэнли Джордана.
Когда-то я долго и упорно разбирал на электрогитаре джазовые композиции и всегда поражался стилю игры Джордана, использовавшего совсем не гитарную технику. Вот теперь представилась возможность посмотреть, поговорить и спросить, как это он делает. Перед интервью меня не покидало волнение и казалось, что встреча сорвется.
Музыкант выглядел именно таким, каким мы его видели по ТВ или в Интернете: спокойным, сосредоточенным, без лишних эмоций и движений. Моложавый, спортивно одетый, и с такой же фигурой он выглядит намного моложе своих 50.

Он осторожно пожал мне руку (как и все музыканты, чьи руки - "часть" инструмента) и включил свой навороченный диктофон, напоминающий видеокамеру или портативный компьютер. Однако и я пришел на встречу не с пустыми руками.

- Что вы знаете об Азербайджане?

- Когда меня пригласили в Азербайджан, мой менеджер рассказал, что эта страна расположена на перекрестке многих путей и культур. Сейчас я понимаю, что это еще и перекресток цивилизаций.

- А вы знакомы с азербайджанской музыкой?

- Признаюсь честно, нет.


Я протягиваю ему диск с записями мугамов в исполнении лучших таристов Азербайджана. По ходу объясняю Джордану, что такое тар, что записано на диске и почему это должно быть интересно ему как гитаристу и музыканту, использующему этнические мотивы других регионов и народов.

Как мне показалось, музыкант оживился, услышав слово "мугам". - Когда я учился в колледже нам рассказывали про "Макам" и говорили, что это главным образом персидская музыка, напоминающая гаммы... Тут я позволил себе перебить гостя, вкратце рассказав, что мугам - это все же плод азербайджанской музыкальной культуры, что между нашим мугамом и остальной музыкой Востока есть существенная разница.

- Я обязательно изучу этот диск, мне будет интересно.

Выполнив эту миссию, я переключился на тему джаза.

- Какую программу вы привезли в Баку?

- Я работаю в этом трио уже около 10 лет, и мы привезли сборную программу из композиций, которые исполнялись в различные периоды. Это своего рода "скраш" (сборник), который может меняться в ходе поездки и даже концерта. Это обычная практика в джазе, и мы тут не исключение.

- Вопрос, который интересует больше всего: как вы играете на гитаре, что это за манера, почему и как вы пришли к этому стилю?


- (Смеется) Вы имеете в виду мою технику? Я называю это касательной техникой (touch-technique), другие называют это печатной или клавишной техникой (tаpping). На самом деле, в начале я играл на фортепиано, и именно это оказало большое влияние на меня. Но в один период в нашей семье возникли трудности, и мои родители были вынуждены расстаться с инструментом. Тогда я стал играть на гитаре и через пару лет почувствовал, что хочу играть на гитаре, как на пиано, расширить его оркестровые возможности. Я начал экспериментировать и несколько "усовершенствовал" инструмент - опустил струны и понизил металлические лады. Эта техника позволила мне извлекать звуки лишь одной рукой, вернее, обеими руками одновременно, как на фортепиано, а не так, как играют все остальные гитаристы. Моя техника отличается экспрессивностью и большими возможностями, да и гитара сама как бы звучит совсем по-другому - как две гитары сразу. Это дает возможность исполнять композиции в совершенно новой аранжировке и ином стиле.

(Пока Джордан говорит, я разглядываю его руки, а точнее - пальцы. При игре в его стиле на правой руке не должно быть ногтей, так как они мешают при ударе на струны и извлечении звука. В то же время, ногти правой руки необходимы для обычной игры. Я заметил, что небольшие ногти у него все же были, но так и не понял, как ему удается играть ими. Позже на концерте я заметил, что Джордан старается синтезировать все возможные стили и технику. При этом он не пользуется медиатором, и ногтями пользуется для перебора струн, как при игре на классической гитаре).

- Но у вас особые гитары, точнее, они отличаются от остальных?

- В принципе, они мало отличаются, но различия, конечно, есть. Мои гитары делает французский мастер Патрис Вижей (Vigier). С одной из них я приехал сюда. Гитары Вижея очень аккуратно сделаны, хотя он не делает особенных модификаций. Главное отличие от остальных инструментов - это низкие струны. Это достигается рядом изменений в общей конструкции грифа гитары, струнодержателя и металлических ладов. Однако очень низко опускать струны нельзя - теряется динамика звука, его частота.
Кроме того, я часто используя сурдину (зажим) на первом ладу, что позволяет менять по ходу игры тональность и ограничить дребезжание открытых струн. Вот, в принципе, и все особенности.

- Есть ли последователи вашей манеры игры?

- Да, и их становится все больше. Это молодые исполнители, которые перенимают мою технику, хотя я не могу назвать их имитаторами. Например, Баджиа Садж, Чарли Aнтермейв, Кярки Кинг.

- А вы преподаете?

- Долгое время я этого не делал из-за занятости. Однако в какой-то момент я понял, что обязан учить других. Когда ты чувствуешь, что обладаешь чем-то важным и ценным, то должен поделиться с другими.


Шаин Гаджиев, редактор Turan Специально для "Зеркала"
15.08.2009

0 коммент.:

Отправить комментарий