Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Cаксофонист Hank Crawford (1934-2ОО9)

29 января в своём доме в Мемфисе в возрасте 74 лет умер один из круп-нейших саксофонистов так называемой «мемфисской школы» — Хэнк Кроуфорд. По словам родных музыканта, его здоровье неуклонно ухудшалось с 2000 г.. когда он перенёс инсульт.Бенни Росс Кроуфорд-мл. родился в Мемфисе 21 декабря 1934 г. и, как многие афроамериканцы на Юге, начал приобщаться к музыке в церковном хоре, которому в десятилетнем возрасте аккомпанировал на фортепиано в Спрингдейлской Миссионерской баптистской церкви. Он окончил среднюю школу Manassas High Shool, где вместе училось много будущих джазовых звёзд — Джордж Коулман, Хэролд Мэйберн, Чарлз Ллойд. Хэнк Кроуфорд впервые заиграл на саксофоне в школьном ансамбле The Rhythm Bombers.В конце 40-х и начале 50-х гг. прошлого века молодой Хэнк уже был заметным участником музыкантского сообщества так называемого «среднеюжного» (Mid-Soutb) направления танцевального ритм-н-блюза и играл с местными блюзовыми звёздами — Айком Тернером, Би Би Кингом и Бобби «Блю» Блэндом. Прозвище Хэнк ему дали именно в Мемфисе — за то, что он, по общему мнению, выглядел и играл как мемфисский саксофонист более старшего поколения, Хэнк О'Дэй.
После школы Кроуфорд переехал в Нэшвилл, где изучал музыку в Университете штата Теннеси и заодно работал студийным музыкантом, записывая танцевальные ритм-н-блюзовые номера и рок-н-ролл: у него была собственная рок-н-ролльная группа Little Hank and the Rhythm Kings, а кроме того, он участвовал в университетском оркестре Tennessee State Jazz Collegians, где играл не только на альт-саксофоне, но и на баритоне. Именно в Нэшвилле в 1958-м Кроуфорд впервые встретился со звездой ритм-н-блюза и нарождающейся музыки соул — Рэем Чарлзом, штатным альт-саксофонистом ансамбля которого стал в 1959-м, вскоре заняв и пост музыкального руководителя группы Рэя. Кстати, основных саксофонистов в группе было два — Хэнк работал там вместе с тенористом «Фэтхедом» Ньюманом, с которым его впоследствии связывали дружба и регулярное участие в записях друг друга и который ушёл из жизни всего за несколько дней до Кроуфорда.«Я многому научился у Рэя в плане ансамблевой дисциплины и фразировки,— вспоминал позже Кроуфорд.— Часто он мне не давал спать по ночам — диктовал мне аранжировки. Я у него многое узнал о голосоведении и о том, как добиваться этого широкого, душевного звучания. Я думаю, я инстинктивно это знал и до него, но он просто помог мне это освоить».В 1963-м Хэнк ушёл от Гения Соул (таково было полуофициальное звание Рэя в шоу-бизнесе — The Genius of Soul), чтобы создать собственный септет; но к этому моменту саксофонист уже выпустил несколько сольных альбомов для крупнейшего независимого лейбла Atlantic. Всего с 1960 по 1970 гг. Кроуфорд записал для этой фирмы двенадцать альбомов, которые стилистически балансировали на грани джаза и ритм-н-блюза, закладывая основу будущему «мягкому» или «гладкому» (smooth) джазу (крупнейшая звезда «современного» — contemporary — джаза, саксофонист Дэвид Санборн, называет Кроуфорда среди своих самых сильных влияний). Кроме того, Хэнк много записывался в качестве солиста на альбомах ритм-н-блюзовых или соул джазовых звезд, а также писал для них аранжировки: его оркестровки и игра звучат на записях вокалистки Этты Джеймс, певца Лу Роулза, органиста Джимми Макгриффа и певца-пианиста Доктора Джона.Сольные работы Кроуфорда в 1970-е выходили па лейблах идеолога раннего «гладкого» джаза — продюсера Крида Тейлора, главным образом не на СTI (там появилась только одна его пластинка), а на его филиале Kudu, который был ориентирован на соул-джаз; его запись 1975 г. «I Heart a Symphony» достигла 11-й позиции в джазовом хит-параде и даже фигурировала во второй сотне поп-альбомов года по версии журтила Rolling Stone. Кроуфорд был одним из первых музыкантов, кого Тейлор пригласил на Kudu, и одним из последних, кто в период заката СTI и его филиала оставался верен Криду — вплоть до 1978 г., когда компания Тейлора была подвергнута банкротству. С 1983 г. Хэнк Кроуфорд перешёл на Milestone Records, где оставался до конца 1990-х, активно выпускал собственные альбомы, а также писал музыку, аранжировки и записывал партии альт-саксофона для других звёзд лейбла, среди которых были гитарист Мелвин Спаркс и органист Джимми Макгрифф (с последним Хэнк записал четыре совместных альбома и много гастролировал по Европе), Финальный. 14-й (считая четыре с Макгриффом) его альбом, записанный для Milestone в 1997 г. — «After Dark» — заканчивается трогательной инструментальной версией знаменитого спиричуэла «Amazing Grace», в котором публике, знающей историю Хэнка, так несложно было услышать намёк на его ранние детские музыкальные переживания в мемфисской баптистской церкви.«Мой подход к игре можно назвать вокальным,— говорил он.— Я не «технарь», я пою на инструменте. В моей игре почти можно услышать слова песен».С конца 1950-х и до конца 90-х Кроуфорд жил в Нью-Йорке, но перенесенный им в 2000 г.инсульт заставил музыканта вернуться в Мемфис, где его обширная семья могла обеспечить ему заботу и уход. Когда Хэнку стало чуть получше, он начал вновь выезжать в Нью-Йорк, но базироваться продолжал в родном городе. Однако к активной музыкальной деятельности он так и не вернулся.Как ни странно узнать, что два ведущих саксофониста классического ансамбля Рэя Чарлза ушли из жизни буквально в течение одной педели, но ощущение странности усиливается, когда мы узнаём, что за две недели до Хэнка умер и третий саксофонист того же ансамбля (с 1957 по 1977гг.) — баритонист Лерой Купер. 15 января он ушёл из жизни в Орландо, штат Флорида, где с конца 1970-х на протяжении двадцати лет руководил оркестром Диснейленда, Ему было 80 лет.

джаз.ру

0 коммент.:

Отправить комментарий

Архив блога