Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Всё о Первом международном музыкальном Форуме Импровизация как мышление и творчество

С 24 октября по 3 ноября 2012 года в Москве проходил Международный музыкальный Форум преподавателей-музыкантов "Импровизация как мышление и творчество", продолжением которого стали курсы повышения квалификации педагогов эстрадно-джазовых отделений г. Москвы. Я попросил арт-директора, члена жюри, ведущую Форума и организатора курсов российско-канадского музыковеда Тамару Айзикович рассказать подробнее об этих событиях для аудитории Джаз-портала.
Эдуард Макашвили



Тамара Айзикович
В начале несколько слов о самом предмете обсуждения -- импровизации. Это - сложный художественный феномен, включающий в себя не только музыкальные, но и социально-культурные, национальные, эстетические и психологические компоненты. Являясь прародительницей любых музыкальных форм, импровизация, с одной стороны, вырастает из жизненно-бытовых предпосылок, а с другой - смыкается с миром сложных, высокоорганизованных музыкальных композиций. 
Её разнообразные типы возникали в музыке всех времён: от народной и старой профессиональной до джаза и алеаторики. Она слышна и в амвросианских гимнах, и в юбиляциях григорианского хорала. Импровизационными методами создавалась музыка в эпоху барокко и каденции в концертах венских классиков. Импровизационна по свой природе музыка Ф.Шопена и Ф. Листа, С.Рахманинова и А.Скрябина.

Историческая тенденция говорит о постепенном переходе профессиональной академической музыки от мощной традиции импровизации (в период Барокко) к главенству композиционного принципа мышления (в ХIХ веке). Функции композитора и исполнителя разделяются, и многие исполнители рассматривают в качестве главной задачи репродукцию композиторского текста, исполнение заранее заданной им смысловой программы (опираясь на композиторские ремарки, тексты по поводу произведения и т.д), которая содержится в зафиксированном виде. Правда, с начала ХХ века импровизация с огромной силой возрождается вновь -- в джазе, где процесс исполнения органически связан с непосредственным созданием живой музыки. Любой джазовый музыкант должен уметь импровизировать, поэтому импровизация является неотъемлемой составляющей джазовой педагогики. В педагогике же академической она остаётся одной из самых слабых зон, несмотря на то что работа в этом направлении ведётся в разных странах. В своей массе классические музыканты искусством импровизации не владеют, хотя очевидно, что умение импровизировать для них необходимо. Это помогает лучше понять сам процесс создания музыки и значительно расширяет возможности исполнителей и педагогов в практической творческой деятельности.

Эти и другие аспекты феномена импровизации стали тематической основой четырёхдневного Международного музыкального Форума, проходившего нынешней осенью в Московском Доме композиторов при финансовой поддержке Методического центра и Департамента культуры г. Москвы. В центре программы Форума были выступления блистательных музыкантов-импровизаторов, маститых профессоров из Северной Америки: Роберта Левина (University of Harvard,США), Ильи Полетаева (Schulich School of Music, McGill University, Канада), Дариуса Терефенко (Eastman School of Music, University of Rochester, США) и Брайана Дикинсона (Humber College, Канада). Каждый из них заслуживает отдельной статьи, но сейчас я ограничусь краткой характеристикой.
Брайан Дикинсон
Роберт Левин
Илья Полетаев
Дариус Терефенко

Роберт Левин - лидирующий американский академический пианист-импровизатор, исполнитель на старинных клавишных инструментах, музыковед, педагог, композитор, арт-директор известного фестиваля классической музыки в Сарасоте (Флорида). Занимается реставрацией и завершением работ великих композиторов прошлых эпох, в частности, произведений В.А. Моцарта, одним из крупнейших специалистов по изучению творчества которого он является. Надо отметить, что выступление Роберта Левина с мастер-классом и докладом стало возможным благодаря счастливому стечению обстоятельств: его гастроли в Москве (исполнение концерта В.А. Моцарта с камерным оркестром "Musica Viva") совпали по времени с Форумом. В результате 26 октября после мастер-класса и лекции Р. Левина педагоги могли дополнить своё впечатление об этом музыканте, посетив концерт в Зале им. П.И.  Чайковского.

Илья Полетаев - талантливый канадский пианист и клавесинист, победитель многих международных конкурсов, специалист по импровизации в стиле барокко.

Дариус Терефенко - канадский и американский музыковед, джазовый пианист, композитор и педагог, автор труда о Кейте Джарретте, учебника по джазовой теории и ряда других научных работ. Его интересы лежат в области теории и истории джаза, а также классической и джазовой импровизации и путей их взаимодействия.

Брайан Дикинсон - известный канадский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и педагог. Заведует джазовым отделением в Humber College. Является автором нескольких музыковедческих работ и пособия по джазовому сольфеджио. Среди наград две премии Джуно (канадский Grammy), звание "Композитор года", Гран-при на джазовом фестивале в Монреале.
Иван Соколов
В программе Форума принимали участие и известные российские музыканты: пианист и композитор Иван Соколов, органист и клавесинист Фёдор Строганов и виолончелист Андрей Спиридонов ( МГК им. П.И. Чайковского), а также культуролог Леонид Левин (Государственный институт искусствознания) и джазовый педагог Евгений Гречищев (МГДМШ им. И.О. Дунаевского). В течение трёх дней они проводили многочасовые мастер-классы, доклады и сольные выступления, которые значительно обогатили знания наших педагогов, учащихся и студентов.


Евгений Гречищев    
Андрей Спиридонов    
Фёдор Строганов 
Леонид Левин  

Заключительный день был посвящён Фестивалю молодых импровизаторов «Путь к мастерству» (в возрасте от девяти до тридцати лет). В нём приняли участие дети и молодёжь из музыкальных школ, колледжей и вузов Москвы. Это было необычное и волнующее открытие молодых талантов, импровизирующих на одной сцене в различных стилях народной, академической и джазовой музыки.

Анатолий Кролл
Валерий Гроховский
Виктор Екимовский
Александр Осейчук

Марк Пекарский

Их выступления оценивало авторитетное жюри, в состав которого вошли: народный артист России, профессор Анатолий Кролл,(председатель жюри), заслуженный артист России, профессор Александр Осейчук (сопредседатель жюри), секретарь Союза композиторов РФ, лауреат премий С.Прокофьева и Дм.  Шостаковича Виктор Екимовский, известный академический и джазовый пианист, профессор Валерий Гроховский, заслуженный артист России, профессор Марк Пекарский, северо-американские гости профессора Илья Полетаев, Брайан Дикинсон, Дариус Терефенко. Заключительной нотой Фестиваля стало исполнение импровизационной пьесы В. Екимовского <Балетто> в которой приняли участие все желающие. Музыка создавалась спонтанно, прямо на сцене под руководством Марка Пекарского. После фестиваля Брайан Дикинсон сказал мне, что никогда ещё не встречал такого оригинального исполнения.
Жюри внимательно слушает…
«В рамках Форума были проведены и две радиопередачи. Первая была посвящена открытию Форума и представлению российской публике известного канадского пианиста Ильи Полетаева на радиостанции «Орфей» (ведущая музыковед Фаина Коган). Вторая программа, «Когда не хватает джаза», на радиостанции «Россия» (автор и ведущий Алексей Колосов) записывалась после завершения Форума. В ней шла речь о канадских джазовых пианистах-участниках Форума и о канадском джазе в целом.

Т. Айзикович и А. Колосов
(радио «Россия»)
Т. Айзикович и И. Полетаев
(радио «Орфей»)














Хочется привести и отзывы участников Форума, потому что они наиболее убедительно говорят о значение этого события.

"V Московский международный Форум преподавателей-музыкантов и детско-юношеский фестиваль музыкантов-исполнителей <Путь к мастерству> стал для меня, безо всякого преувеличения, поворотным моментом моего музыкально-педагогического мировоззрения", -- призналась Е.Н.Сумина, преподаватель ДШИ им. Ю.С. Саульского.

"Выступления Роберта Левина, Ильи Полетаева, Дариуса Терефенко, Брайана Дикинсона, Евгения Гречищева -- очень важные музыкальные события. Приятно, что оно происходило в нашей стране и в нашем городе. После такого грандиозного события окрыляешься, хочется работать совсем по-другому, на более высоком эмоциональном подъеме! Спасибо организаторам этого форума!" -- считают педагоги С.Н. Шуранов и О.П. Осадчая из ДМШ им. В.А. Моцарта.

"Огромная польза: новые знания, свежий взгляд, общение. Грандиозное впечатление от Р. Левина. Он передавал свою увлеченность предметом исследования, покорил аудиторию артистизмом, юмором и создал ощущение праздника. Д. Терефенко показал себя не только как исполнитель, но и как глубоко эрудированный теоретик музыки. Блестяще выступал И. Полетаев. Всё на высшем уровне -- и теория, и практика,и знания, и исполнительское мастерство. Брайан Дикинсон играл в конце трудного, долгого дня работы Форума. Публика уже устала от информации и впечатлений, но Дикинсон своей энергетикой абсолютно завоевал зал, потому что исполнял настоящий стильный джаз! Вот его джазмены приняли безоговорочно! Иван Соколов - не хуже Р. Левина в своей сфере: выступал и умно, и артистично, и информативно, и раскованно. Федор Строганов и Андрей Спиридонов - Профессионалы! Читают с листа цифрованный бас. В общем, за Москву не стыдно!> -- такое впечатление осталось у Т. Л. Прокопенко и Н. Ю.Прокопенко из ДМШ им. А.П. Гречанинова.

«Все наши гости – одарённые и высокопрофессиональные музыканты. Но лично я потрясён выступлением Ильи Полетаева – самого молодого из них. Считаю его работу безукоризненной! И это с учётом того, что ему – единственному из всех, пришлось выступать в особо «тяжёлых» условиях: давать мастер-класс, лекцию и концерт в один и тот же день, будучи не совсем здоровым. Побольше бы таких гостей!», -- Д.А. Балакин, ДМШ им. А.Т. Гречанинова.

"Форум оставил много полезной информации и дал хороший стимул к дальнейшей работе в области российского джазового образования. Стоит отметить мастер-класс профессора Eastman School of Music Дариуса Терефенко. Его новейшие методические разработки в области современной импровизации на стыке академической и джазовой традиции дают большой потенциал для развития и повышения исполнительского уровня импровизаторов будущего поколения. Мы с нетерпением ждем выхода его учебника по джазовой импровизации. Хочется поблагодарить Тамару Леонидовну Айзикович за организацию форума и конкурса молодых импровизаторов и пожелать дальнейшего развития подобным мероприятиям, помогающим молодым преподавателям-музыкантам продолжать развивать джазовое образование в России", - пишет преподаватель ДМШ им. М.М. Ипполитова-Иванова и ГКА им. Маймонида А.В. Котиков.

А педагог ДМШ им. А.Б.Гольденвейзера, заслуженная артистка РФ, композитор Валерия Беседина написала яркую и эмоциональную статью о своих впечатлениях в газете "Играем сначала" ("Премьера премьер", декабрь 2012г.)

Несколько позже, на одном из концертов в джаз-клубе Алексея Козлова я случайно встретила студентов, участвовавших в мастер-классе Б. Дикинсона и поинтересовалась их мнением. "Брайан, -- сказали они, -- сильная музыкальная личность, пианист с интересными музыкальными идеями, отличным звуком, техникой и свингом. Это педагог, блестяще владеющий всей информацией, но заставивший нас мыслить самих, осторожно наводя на правильное решение и всё время "провоцируя" к взаимодействию в ансамблевой игре. Прояснив некоторые аспекты в использовании пентатоники, он неожиданно для нас помог в преодолении сложностей при подготовке к приближающемуся конкурсу молодых джазовых исполнителей".

Думаю, что для наших читателей будет интересно и мнение о Форуме многоопытных северо-американских гостей.

Роберт Левин открыл Форум, выступив первым из них с мастер-классом, лекцией и концертом с оркестром "Musica Viva", а затем сразу же уехал в Англию для проведения мастер-классов в Оксфордском университете. Так что его впечатления связаны с высокой оценкой качества подготовки наших учащихся, теплотой и вниманием музыкально-педагогической аудитории, удовольствием от зала Дома композиторов и высокой оценкой самой организации его выступления. Присутствовал и сентиментальный момент в визите знаменитого пианиста, поскольку по отцовской линии корни его семьи произрастают из России, которую его предки покинули более 135 лет назад.

Другие участники Форума присутствовали почти на всех мероприятиях и были достаточно конкретны.

"Этот Форум был для меня знаменательным и радостным событием, так как именно благодаря ему состоялось мое первое выступление в России. Я хочу отметить высокий профессионализм других участников - моих русских, американских, и канадских коллег, большую заинтересованность и благожелательность педагогов и слушателей; отзвычивость и подготовленность учеников и участников конкурса импровизации (в особенности впечатляющим был уровень джазистов). Необычайно трогательный прием, устроенный мне публикой, отзывы посетивших форум педагогов и учащихся убедили меня в том, что состоявшийся Форум под руководством известного музыковеда и педагога Тамары Айзикович, безусловно является важным, ярким, содержательным и запоминающимся мероприятием в московской музыкальной жизни", -- сказал Илья Полетаев.

А вот как оценил Форум Брайан Дикинсон: "Для меня он был уникальным. Я участвовал в похожих форумах, но ни один из них не охватывал тему импровизации столь широко и многогранно. Обычно они были связаны только с джазовой импровизацией, а, иногда, даже ограничены определёнными джазовыми стилями и жанрами. Было необычайно интересно то, что этот Форум содержал столько разнообразных стилей импровизации, включая барокко, классицизм, авангард, фольклор, джаз. Я также высоко оценил знания Ильи и Дариуса в области классической импровизации. Думаю, что это была очень хорошая идея объединить различные возрастные группы: слушая более старших, младшие учащихся получали стимул к развитию. Впечатлила меня и степень подготовки студентов. Обе группы - из колледжа и Академии музыки, с которыми я проводил мастер-класс а, затем, слушал на конкурсе имели очень высокий уровень - абсолютно не уступающий тем ансамблям, с которыми я работал в Канаде и США. Уверен, их прекрасно учат и воспитывают на лучших образцах джазовой музыки США и Европы. Мне очень интересно как они будут играть лет через десять, если продолжат развиваться и повышать свой уровень".

"Для меня было большой честью принять участие в Форуме "Импровизация как мышление и творчество", -- отметил Дариус Терефенко. -- Выступать с лекциями перед хорошо информированной аудиторией в историческом Доме московских композиторов -- незабываемое музыкальное впечатление. Представленные на Форуме лекции охватывали широкий спектр тем, связанных с импровизацией. 
Они продемонстрировали инновационные методики, способствующие развитию музыкального творчества, и, помимо этого, доказали, что искусство импровизации продолжает расцветать, и его последователи всегда будут удивлять слушателя своей изобретательностью, неутомимой приверженностью к нему и творческой смелостью в освоении новых и неосвоенных музыкальных пространств. Все эти характеристики были показательны не только во время методической, лекционной части, но особенно в ярких концертных выступлениях. Сравнивая с другими аналогичными форумами, которые я посещал в разных странах, могу сказать, что этот проходил на очень высоком музыкальном уровне. Особенно впечатляющим был финал, сделанное экспромтом импровизационное выступление, включающее всех участников фестиваля. Оно добавило незабываемого музыкального и визуального опыта и очень нацеленно и эффектно поддержало всеобъемлющую идею форума. Показало оно и художественное видение целого арт-директора госпожи Айзикович, блестяще организовавшей этот Форум".

Надо отметить, что Форум имел продолжение для педагогов эстрадно-джазовых отделений Москвы в виде курсов повышения квалификации. Сам факт их проведения также следует отнести к разряду передовых начинаний, ранее не имевших места в работе Московского методического кабинета. Все выступления были выслушаны аудиторией с интересом и вниманием. Это была не только полезная информация в методическом плане, но и открытие новых, достойных, талантливых имён среди наших же коллег разных поколений, о которых до этого большинство присутствующих не имело представления. Таким образом, заслуга курсов состоит и в том, что они выявили реальный потенциал педагогов эстрадно-джазовых отделений.

Значение Форума "Импровизация как мышление и творчество" в культурной жизни столицы переоценить трудно. Его следует признать инновационным по профессиональным результатам.

Впервые теме импровизации был посвящён целый Форум, где она, как уже отмечалось выше, рассматривалась без спешки, глубоко и многогранно, затрагивая круг интереснейших вопросов: "Импровизация как способ существования неписьменных культур" (Л. Левин), "Барочный пианист как импровизатор" (И. Полетаев), "Орнаментация, каденции и импровизация в клавирных произведениях В.А. Моцарта" (Р. Левин), "Импровизация на органе. Историческая ретроспектива" (Ф. Строганов), "Роль импровизации в академической музыке второй половины ХХ века" (И. Соколов), "Влияние музыки ХХ века на джазовую гармонию, импровизацию и композицию" (Д.Терефенко), "Работа над импровизацией в классе джазового фортепиано в музыкальной школе" (Е. Гречищев), "Использование пентатоник в джазовой импровизации" (Б. Дикинсон).

Впервые в учебной практике России проводился крупный фестиваль-конкурс молодых импровизаторов в различных стилях музыки, объединивший на одной сцене учащихся всех возрастов и уровней музыкального образования столицы.

Впервые сотням российских музыкальных педагогов была создана возможность в течение нескольких дней бесплатно учиться, знакомиться с достижениями западной педагогики, свободно общаться с представителями её "высшего эшелона", работающими в лучших учебных заведениях мира. Ведь не секрет, что российские преподаватели, как правило, не имеют возможности стажироваться за рубежом. В дни Форума в прекрасном уютном зале Дома композиторов мечта многих из них осуществилась!

Стоит признать, что Форум оказался существенным событием и в психологическом плане: он не только подарил педагогам радостные эмоции, поднял их настроение и стал по их определению "глотком свежего воздуха", но и вселил надежду на то, что данный тип обучения будет носить регулярный характер, станет важным стимулом к модернизации нелёгкого труда педагога и возможности сделать его более интересным, ярким, творческим и в полной мере соответствующим современным международным стандартам. Осуществятся ли их надежды на проведение подобных форумов в Москве и в России покажет будущее. А пока что, 12-14 октября 2013 г.Музыкальный Форум «Импровизация как мышление и творчество» состоится в Торонто. В нём будут принимать участие преподаватели и учащиеся университетов, колледжей и школ Северной Америки. По тематике и составу выступающих он обещает быть очень интересным. Приглашаю всех желающих.


Тамара Айзикович
Музыковед
Торонто 



 Фотосессия Фестиваля молодых импровизаторов, выполненная 
 Андреем Суковым
(МГДМШ им. И.О. Дунаевского)

Лауреаты Фестиваля 
Наталья Соколовская 
(МГК им. П.И. Чайковского)
Джазовое трио
(пед. Е.С. Гречищев,
МГДМШ им. Дунаевского)
Анна Клесун 
(пед. Г. Филатова,  
конц. Игорь Надёжин)

Джазовый квинтет
(пед. В.П.Милёхин, ГМКЭДИ)
Ансамбль
ударных инструментов
(пед. М.И. Пекарский)
Джазовый секстет
(пед. А.В. Осейчук,
РАМ им. Гнесиных)

Антон Котиков
(выпускник ГКА им.
Маймонида
)
Римма Ишниязова
(выпускница РАМ им. 
Гнесиных)
Джазовое трио
под рук. А. Осипова 
(МГУКИ)
Георгий Цкипурашвили 
(пед. И.Н.Земцова ДМШ 
им. В.А. Моцарта)

Андрей Марухин
(пед. И. М. Бриль,
РАМ им. Гнесиных)
Арина Багарякова
(пед. Н.Н.Чермошенцев,
театр «Домисолька»)
Арсений Павлов
(пед. П.В.Зотов, ДМШ
им. Дж. Гершвина)


Участники Фестиваля

Даниил Кучма читает
стихи Байрона, на
которые будет
импровизировать.
Виктор Жандаров
(пед. М. Якшиева,
Академический
музыкальный колледж
при МГК им.
П.И. Чайковского)
Даниил Кучма
(МГК им. П.И. Чайковского)

Александр Ивашкевич
(Выпускник МГК им.
П.И. Чайковского)
Джазовый квартет
(пед. Е.Ю. Худобина,
ДМШ
им. А.Т. Гречанинова)
Артём Пысь.
(МГК им. П.И. Чайковского)



Денис Писаревский
(Л.Б. Шишханова,
МГКим. П.И. Чайковского)
Софья Голубева
(пед. А.М. Пухликова
МГДМШ им.
И.О. Дунаевского)
Настя Терехова и инстр.
трио (пед. А.В Клесун и
Е.И. Худобина,
ДМШ
им.
А.Т. Гречанинова)
Вокальное трио
(пед. Е.В. Чухловина,
МГДМШ им. И.О.Дунаевского)
Джаз. секстет под управлением
П.П. Петрухина 
(ДМШ им. А.Т. Гречанинова)

Василий Яник
(пед. Н.И. Семёнов,
ДМШ им. Дж. Гершвина)
Никита Поляков 
(пед. Ж.А. Ильмер,  
МГДМШ им. 
И.О.Дунаевского)
Ансамбль гусляров
(пед. Л.Я. Жук,
РАМ им. Гнесиных)




Вокальный септет  
(пед. А.М. Пухликова,
МГДМШ им. И.О.Дунаевского)
Участники Фестиваля
импровизируют пьесу
В. Екимовского
"Балетто"

30 коммент.:

Guerman Pasmanik комментирует...

Уважаемая Тамара!
К сожалению, я о Форуме ничего не знал, но статья эта сразу привлекла меня. Там есть и интересная информация, и мнения профессионалов и прекрасный фотоальбом. Упомянуты даже радиопередачи. Мне понравилось, что Вы начинаете с очень полезного для читателей описания философии импровизации. Я понимаю, что, в одной статье невозможно изложить все подробности. Но уверен, что я не одинок в желании узнать побольше о выступлениях участников, различии в их манеры игры, содержании докладов и мастер-классов, да и общее впечатление от Форума было бы более полным. Мне кажется, что это знаменательное событие того стоит! Факт проведения следующего форума в Торонто радует. Но мы понимаем, что будущие его организаторы (и, повидимому, в первую очередь сама Тамара Айзикович) должны аккумулировать немало ресурсов и затратить много сил на такое серьезное мероприятие.

Пожелаем же им удачи!
Герман Пасманик

Rustem Gabdullin комментирует...

С большим интересом узнал о прошедшем в Москве Первом музыкальном форуме импровизации. Хочу отметить хороший, высокопрофессиональный уровень его организации, за что надо поблагодарить Тамару Айзикович. Авторитетные специалисты, педагоги. учащиеся общались и обменивались информацией, делились опытом, узнали много нового. Польза огромная.
Желаю всем успехов!
Рустем Габдуллин

Владлена Ямпольская комментирует...

Дорогая Тамара Леонидовна!
Открыла тему в интернете и вдруг увидела, что это ваша статья -- чёткая, ясная, информативная и хорошо выстроенная, как те лекции в Академии, которые я с удовольствием посещала. Рада вновь встретитья с вами через столько лет и увидеть, что ваша творческая деятельность продолжается. Меня очень заинтересовало сообщение о Форуме в Торонто.Хотелось бы узнать о нём подробнее. Как с вами связаться?

Владлена Ямпольская

Ольга Езопова комментирует...

Спасибо Вам Тамара Леонидовна, за титанический труд и огромное желание делать такие важные встречи. Это огромный вклад в развитие основ импровизации и приумножение талантов всех участников как профессионалов так и учащихся, для которых такие встречи были бы не возможны, без такого события, как ваш форум.
Начало положено, теперь только вперед.

Ирина Смирнова комментирует...

Интересное и подробное описание проведения форума вызвало неподдельный интерес. Форум был организован и проведен на высоком профессиональном уровне, соответствующем международным стандартам.
Огромного уважения заслуживает проведенная Тамарой Айзикович нелегкая работа по подготовке, организации и проведении такого важного и нужного мероприятия для педагогов и учащихся. Думаю, каждый приобрёл новые знания, полезные и применимые в дальнейшем . Желаю всем успеха в творчестве.

Тамара, желаю Вам удачи в Торонто.


Тамара Айзикович комментирует...

Ответ Герману Пасманику.

Уважаемый Герман!.
Информация о Форуме начала поступать уже в 2011г. в двух небольших публикациях в газете "Играем с начала". Я, как организатор Форума и музыковед поставила своей первой задачей дать полноценную общую картину. Портал предоставил мне такую возможность, поместив не только большой текст, но и огромное количество фотографий, запечатлевших всех участников, и тех, кто выступал, и тех, кто слушал. Надеюсь, что благодаря этой статье Форум ещё лучше запечатлеется в их памяти. Но я абсолютно с вами согласна, что нужен и подробный рассказ о содержании выступлений. Во-первых, мало кто из присутствовавших их записывал. Во-вторых, они должны стать достоянием как можно большего числа педагогов, которым по тем или иным причинам побывать на Форуме не удалось. Сообщаю вам, что я уже частично подготовила к печати учебно-методический материал, и в скором времени начну его публиковать и в печатных изданиях, и в интернете. Ждите новых статей!

Тамара Айзикович комментирует...

Ответ Рустаму Габдуллину.

Уважаемый Рустам!
Мне было очень приятно получить высокую оценку моей работы и добрые пожелания от такого превосходного музыканта, как вы.

Тамара Айзикович комментирует...

Ответ Владлене Ямпольской

Дорогая Владлена! Вот это сюрприз! Спасибо тебе за тёплые слова.
Я сохранила добрую память о педагогической работе с вами в Академии им. Гнесиных.
Мой адрес ты можешь взять у Саши Борисова. Я знаю, что он общается с многими ребятами вашего курса.
Если будут проблемы обратишься к владельцу этого портала.

Тамара Айзикович комментирует...

Спасибо Оля!
Дело действительно интересное, полезное и перспективное. Останавливливаться я не намерена!

Тамара Айзикович комментирует...

Ответ Ирине Смирновой

Нужда в таких Форумах огромная. На Западе нет государственных организаций, занимающихся методическим вопросами, а уровень преподавания в вузах и колледжах на много порядков выше.И, это служит подтверждением того, что абсолютно изжившая себя система государственных методкабинетов никому не нужна! Каждое учебное заведение обращается к необходимым специалистам у себя или извне и получает компетентную рекомендацию. Это гораздо более короткий и дешёвый путь.
Это тема отдельного разговора о том, почему в российском образовании белыми пятнами покрыты целые области музыкальных знаний. Почему внедрение в экономику капитализма привело к беспрецендентному разгулу шоу-бизнеса и снижению уровня культуры в стране с такими богатыми традициями? Почему музыкальные журналы и газеты до сих пор боятся публиковать некоторые темы, критику отдельных персон или, наоборот, называть имена тех, кто в данный период времени не угоден той или иной власти. Это прискорбный факт.
В такой ситуации приглашение независимых музыкальных учёных и профессоров с Запада особенно важно для педагогов-труженников. Тех, кто несмотря ни на что старается честно работать. Они посвящают свою жизнь педагогике, детям и молодёжи. . Вы скажете: "А что в России совсем нет высокого класса специалистов?".-- Конечно есть, но мало и не во всех областях знаний. Как правило, в сфере академического исполнительства. Профессоров, входящих в эту небольшую группу нередко приглашают на Запад для участия в жюри конкурсов, с концертами и мастер-классами.

Композитор Виктор Агранович комментирует...

Дорогая Тамара Леонидовна!
Я рад, что мне удалось посетить этот замечательный форум, спасибо за приглашение! И, хотя я побывал на выступлениях только в течение одного дня, это событие оставило у меня яркие впечатления. Вкратце могу рассказать, что меня заинтересовало. Во-первых, это расширение рамок джаза, выход импровизации за стереотипы "джазовых стандартов". И здесь явно прослеживается тенденция слияния классики и джаза: джазовые музыканты импровизируют на гармонию произведений, написанных композиторами-классиками, и наоборот- классические импровизаторы берут "джазовые стандарты" и начинают импровизировать, превращая их в некие "прелюдии", наподобие прелюдий Шопена, или Баха. Я знал и раньше о такой тенденции, но на форуме впервые появилась возможность наблюдать это явление во всей полноте. Поражает воображение эрудиция и мастерство педагогов-исполнителей, принявших участие в концертах Форума: это виртуозные музыканты, которые великолепно владеют техникой импровизации, причем, сами выработали свой импровизационный язык на основе исходного "классического" материала. Я преподаю джазовую импровизацию, и знаю, насколько сложно приобрести практические навыки в этом деле, научиться свободно импровизировать, даже если в теории вы все понимаете, и можете легко проанализировать музыкальное произведение: его форму, гармонию и мелодику. Организация такого форума - это первый очень важный шаг в огромном деле реорганизации и совершенствования музыкального образования в России. Человек не может играть только по нотам: развитие импровизационного мышления- это необходимое условие развития личности. Я всегда считал, что в каждой общеобразовательной(!!!) школе должны преподавать джазовую импровизацию, а после посещения форума вижу, что не только джаз, но и новое отношение к классическому наследию может перевернуть и раскрепостить людей, живущих в России, дать новый импульс развитию нашей Родины.

Худобина Елена комментирует...

Добрый день.
Хочу сказать большое спасибо Тамаре Леонидовне как участник фестиваля. Для моих юных импровизаторов это был настоящий праздник - выступать перед "носителями джазового языка". Мне, как педагогу, было очень интересно и познавательно посещать лекции.Замечательно, что Форум был посвящен искусству импровизации вцелом, а не одному музыкальному направлению.
Но для меня остаётся до сих пор загадкой - почему такого рода мероприятия являются редким явлением для Москвы? Ведь мы живём в мегаполисе, в событийном центре. Должен происходить постоянный обмен информацией.
Лекции, форумы, мастер-классы, открытые уроки, а так же стажировка студентов и преподавателей в Америке и Европе.
Не верю, что всё упирается в финансы.

Тамара Айзикович комментирует...

Ответ В.А. Аграновичу

Уважаемый Виктор Александрович!
Связь импровизации с "джазовыми стандартами" в умах людей сложилась естественным образом. Эти темы сами по себе хороши, да стали ещё лучше в блестящей интерпретауции выдающихся джазовых музыкантов, создававших свои "именные стили". Но музыкальное искусство богато и разнообразно. В нём нет ограничений и не нужно их искусственно создавать, а если чего-то не знаешь -- надо изучать. Казалось бы просто, но это - в теории, а на практике всё иначе. Везде академисты и джазмены -- это разные сообщества. Другое дело, что не уважать другую культуру открыто на Западе не принято уже давольно давно. Активная больба с этим недугом началась в системе образования ещё в 70-е годы. Именно тогда стали выпускать музыкантов, в равной степени образованных и в академической музыке, и в джазе. Было включено серьёзное изучение поп- и рок-музыки, а также огромного числа этнических музыкальных культур.И сразу появилось много музыковедческих исследований и хорошо подготовленные педагогические кадры. Образование обязано гибко реагировать на запросы времени и общества. Когда я делала Форум, то была уверена, что российские педагоги нуждаются в правильной профессиональной поддержке. А это означает, прежде всего, представить им полноценную картину достижений музыкальной науки и педагогики мирового уровня и вызвать твёрдое желание достичь того же. Импровизация -- это один из способов достижения творческой свободы и мастерства вне зависимости от того, какой музыки она касается. Нет сомнения, что российское образование очень нуждается в специалистах. Их надо привозить из-за рубежа и быстро, активно готовить собственные кадры..

Анатолий Текучёв комментирует...

Уважаемая Тамара Леонидовна! Статья мне понравилась. Хорошее резюме свершившегося культурного события в жизни столицы, а это без сомнения именно так. Думаю, что благодаря Вам, многие музыканты, присутствовавшие на Форуме, получили новый толчок к творчеству.
Тамара Леонидовна, хочу отдельно отметить Ваш литературный стиль, в котором выдержана статья. Это приятно. Из пишущих музыковедов далеко не все, к сожалению, думают о тех, для кого они это делают.
Конечно, тема и проблемы связанные с искусством импровизации в российских учебных заведениях стоят крайне остро. А суть конфликта заключена в следующем; в какой-то момент музыканты академического направления решили, что в работе над разучиваемым произведением крайне важно зазубрить написанный текст, исполнить его качественным звуком и фразировкой, указанной редактором. И начали называть это УВАЖЕНИЕМ К ТОМУ, ЧТО СОЗДАЛ АВТОР!!!!!! Любое отклонение от фиксированного - клеймится «недопустимой отсебятиной».
Я общался со многими музыкантами-академистами и интересовался тем, как они запоминают текст исполняемого произведения? И зачастую получал такие ответы: "Зрительно, у меня как будто фотография нотной страницы перед глазами". Или ещё лучше: "Я запоминаю текст мышечно". Это конечно забавно, но я не думаю, что автор исполняемого произведения хотел, чтобы его художественный замысел был зависим от состояния тонуса мягких тканей исполнителя! А на вопрос, что ты будешь делать, если вдруг текст во время исполнения забудешь? Вот тут они на меня смотрели с ужасом и говорили: "Да не дай Бог!!!" И после этого, такие методы разучивания произведений можно назвать уважением к замыслу автора? Мне думается, что сравнение с актёром, разучивающим текст роли, запоминая графическое расположение букв на листе бумаги, или различное напряжение лицевых мышц в тот или иной момент при произнесении слов было бы уместно.
Я (да и Вы наверняка) неоднократно был свидетелем того, как у исполнителя вылетал какой-либо эпизод исполняемого произведения и он останавливался......В данном случае я абсолютно уверен в том, что для композитора (да и для слушателей) гораздо важнее, чтобы музыка не прекращалась и, соответственно, не разрушался задуманный им художественный образ! Пусть даже с некоторыми отклонениями от написанного текста, привнесёнными исполнителем. Как спел когда-то Великий и Ужасный Фрэдди Меркьюри: “The Show must go on!”
Но, несмотря на это, сохраняется какое-то пренебрежительное отношение многих академических музыкантов к джазовым. Хотя, нужно отметить, что в последнее время ситуация начала несколько меняться в положительную сторону и прошедший Форум тому свидетельство!»

Ирина Воронцова, музыковед. комментирует...

Спасибо Тамаре Айзикович за интересное претворение интересной идеи. Форум «Импровизация как мышление и творчество» стал ярким событием столичной жизни по многим причинам. В нем приняли участие композиторы, исполнители и музыковеды с международной известностью, — что само по себе представляет большой интерес. Ведь через их лекции и мастер-классы мы познакомились с тем, как большие музыканты работают над музыкальным произведением. Кроме того, свои силы попробовали и молодые ребята, — студенты и ученики младших классов. Но самое важное, на мой взгляд, — это концепция форума.
Импровизация впервые предстала как способ мышления, а не как особый прием или стиль изложения. Это позволило объединить вопросы метода композиции с проблемами исполнительства. В течение нескольких дней мы имели возможность слушать исполнение самой разной музыки — не только джаза, убеждаясь, что живое интонирование есть всегда импровизация. Когда исполнитель и слушатель объединяются в едином разворачивающемся потоке творчества, в душе рождается радость сопричастия к красоте.
Еще раз спасибо всем, кто помогал организовать и провести этот форум. А Тамаре Айзикович — успехов в осуществлении планов по проведению форума по импровизации в Канаде. Такие встречи важны всем музыкантами, поэтому они должны стать регулярными.

Тамара Айзикович комментирует...

Ответ Елене Худобиной

Дорогая Елена Юрьевна!
"Не верю, что всё упирается в финансы", -- пишите вы.
Без хорошего финансирования ничего серьёзного сделать нельзя. Но если государство даёт деньги , и они попадают в руки людей нечистоплотных и не очень квалифицированных, -- прогресса не будет. Одна преподавательница как-то сказала: "Мы и чиновники от музыки живём в разной системе координат. Они-где-то там, а мы -- здесь. Когда им что-то нужно, они заставляют нас "батрачить", используя административный ресурс. А сопротивляться мы боимся. Начнут мстить. Могут не дать разряд, не повысить и без того низкую зарплату, могут не пропускать учеников на концерты, уволить с работы. Сами же, изо всех сил вцепившись в свои кресла, используют, данные им от государства возможности в собственных интересах"
. Конечно, наиболее прогрессивная часть директоров и педагогов стараются вопреки всему сделать всё от них зависящее. Они сами устраивают конкурсы, фестивали, концерты, стараются внести новое в своё преподавание. Но что они могут противопоставить государственной машине? Судя по начавшейся "перестройке" образования в музыкальных школах, идёт процесс разрушения крепкой и оправдавшей себя учебной системы. Такой мощной структуры не было ни в одной стране! Она, без сомнения страдала и серьёзными недостатками, нуждалась в корректировке, подготовке к постепенному переходу на частные рельсы. Но то, что происходит сейчас? Я знаю, что в крупных высших музыкальных учебных заведениях (таких как The Juilliard School, The New England Conservatory, The Mаnhattan School of Music или МГК им. П.И. Чайковского) учатся от 700-т до 1000 студентов!Но я никогда не слышала, чтобы в мире существовали музыкальные школы-монстры с контингетом 2000-2500 тыс человек. Встречаются общеобразовательные школы (High Schools) такой численности, имещие художественные программы в добавление к основной: по танцам, музыке, драме, визуальным искуствам -- по типу школ искусств, но с акцентом на общее образование.Но это совсем другое.

Тамара Айзикович комментирует...

Ответ Анатолию Текучёву

Анатолий! Примерно о том же на Форуме говорил знаменитый академический пианист-импровизатор Роберт Левин. Он подчёркивал, что исполнитель должен не зазубривать текст, а вносить в выступление некое ощущение "опасности" и риска: "Если вы придёте через несколько дней в Зал П.И. Чайковского, где я исполню
концерт Моцарта с оркестром "Moscow Viva" и буду импровизировать несколько каденций, то сегодня я не отвечу вам, что и как собираюсь делать. Я пойму это только в процессе игры. Если это будет ужасно, то вы всё это услышите!> .
Левин рассказал мне, что рос в семье, где постоянно звучал джаз. Его отец имел большую коллекцию джазовых пластинок и был поклонником Джорджа Ширинга. Роберт же, будучи подростком, организовал в своей школе джазовое комбо. Но это увлечение продолжалось недолго. Академические педагоги настоятельно рекомендовали ему оставить джаз и полностью посвятить себя классике. Кстати, в февральском номере газеты "Играем с начала" будет напечатана моя статья о Роберте Левине.

Тамара Айзикович комментирует...

Ответ Ирине Воронцовой

Уважаемая Ирина!
Мне очень приятна ваша оценка. Во-первых, потому, что вы моя коллега, а во-вторых, вы-- организатор очень интересной Международной конференции по сольфеджио в МГК и. Чайковского, в которой я имела удовольствие принимать участие в 2011г.
Готовясь к Форуму, я буквально "вылавливала" со всей учебной Москвы студентов-академистов, имеющих талант к импровизации. В МГК и её училище импровизации не учат Некоторое время в училище преподавала свободную импровизацию Марал Якшиева, но и этот класс закрыли. Так что и консерваторцы, и гнесинцы, хотя и имели.в целом высокопрофессиональную музыкальную подготовку, импровизировали только благодаря своему таланту. Для этих ребят занятия по импровизации, участие в таких мероприятиях как Форум -- бесценно. Это важно и для системы образования:, поскольку из таких кадров формируются будущие преподаватели этой дисциплины.

Заура Айташева комментирует...

-----------------------------------------------------

Дорогая Тамара! Ты написала очень профессиональную и дельную статью. Я отправила отзыв в тот же день, когда ты сделала запрос, но он, к сожалению, не сохранился...
Все, что ты делаешь всегда очень профессионально, логично и нужно людям. Джаз вообще - категория определения степени свободы. Не всякий человек, тем более общество или регионы и субконтиненты имеют такую свободу в принципе. Человечество полно предубеждений, страхов и косности, насчитывающих тысячелетия. Импровизация и джаз – пожалуй, универсальные инструменты для избавления от этих древних и хронических пороков личности, общества, цивилизации в целом. Поиск новых талантов и решений, казалось бы, сугубо музыкальных или даже, в частности, джазовых, проблем, всегда выходит за рамки чисто творческого процесса и становятся философией бытия в поисках способов одоления расизма, национальной, региональной и прочих ограниченностей, наших комплексов, пороков и поверхностного отношения к миру.
С любовью к тебе лично и к твоим соратникам по музыкальным делам и порталу

Тамара Айзикович комментирует...

Дорогая Заура!

Спасибо, что ты нашла время для письма. Твоё мнение, человека честного, высочайшей культуры и эрудиции, чрезвычайно важно для меня. Ты права. Джаз разнообразен (есть и его коммерческие разновидности), , тем не менее, свобода и творчество -- его суть, и импровизация является важным инструментом их проявления. Да и создатели этой музыки – джазмены, всегда были очень свободными людьми по своему мышлению. Людьми, которые не признают догм и ищут собственный путь для самовыражения. Свобода академических исполнителей выражается сегодня в интерпретации. Это очень интересная область, которая в широком смысле слова является частью импровизации. Однако потребность владеть спонтанной импровизацией в академических кругах растёт. Ты абсолютно права, что идея этого Форума выходит за рамки музыкального искусства. Импровизация – это ключ, который открывает дверь к творческому обмену на всех уровнях и в мировом масштабе. Я очень рада, что смогла реализовать эту идею в Москве – родном для меня городе, который является одним из крупнейших центров музыкальной культуры.

Татьяна Широкова комментирует...

Здравствуйте Тамара Леонидовна!

Пишу вам после своего пятничного
волонтерства в "Особых мастерских". Мастерские созданы для студентов с
особенностями в развитии.Сильная команда художников , педагогов и психологов
объединилась для организации производства, в которое могут включаться и
выпускники "Особых мастерских".

Я зашла на jazz-portal и порадовалась за всех детей и педагогов, которые
приняли участие в Форуме. Все что вы делаете, дорогая Тамара Леонидовна,
незабываемо! Этот Форум,то самое зерно,которое ждали многие музыканты.
Обнимаю вас, надеюсь на встречу
Таня.

Тамара Айзикович комментирует...

Дорогая Танюша!
Все годы нашего общения я поражаюсь тому, как ты, много работая по профессии и имея троих детей, находишь силы и время заниматься волонтёрской деятельностью. Когда я читаю твои письма, то искренно радуюсь за тебя и... за себя. Приятно сознавать, что и мною сделан небольшой вклад в то, что помогло тебе стать не только профессиональным и творческим, но также добрым и порядочным человеком. Я тобой горжусь!
Тамара Леонидовна

Борис Совер комментирует...

Уважаемая Тамара!
Насколько я понимаю, Вы практически обеспечили все содержательные аспекты Форума, а статья -- это завершающий этап Вашей титанической работы.
Статья, как и сам Форум, превосходная. Она не просто охватыает разные аспекты Форума. Я вижу в ней истинную заботу и уважение, как к преподавателям, так и к студентам. Она, безусловно, войдет в историю Форумов по импровизации, как музыковедческий документ. Поздравляю Вас с успехом!

Тимур Вельтищев комментирует...

Уважаемая Тамара!
С тех пор, как мы впервые с вами познакомился на вашей лекции в торонтском клубе любителей искусства, я с интересом слежу за всеми вашими публикациями. И в ваших выступлениях, и в статьях всегда есть оригинальная мысль, которую вы стремитесь обосновать со всей, присущей вам, убедительностью. Я помню, какая бурная дискуссия развернулась после вашей лекции о Дунаевском. А в этот раз ваша оригинальная идея послужила основой международого Форума. От души поздравляю Вас. Ждём новых встреч.
Проф. Вельтищев

Тамара Айзикович комментирует...

Уважаемый Тимур!
Благодарю вас за тёплые слова. Мы, конечно же, встретимся и неоднократно.

Тамара Айзикович комментирует...

Уважаемый Борис!
Как профессиональный искусствовед, вы сразу " попали в точку". Я действительно поставила главной целью Форума донесение самых последних достижений и новаций западной педагогики до наших педагогов и студентов. Не забывайте, что речь идёт о столице, где огромное количество музыкальных учебных заведений , кафедр и отделений. Казалось бы можно достичь очень много своими собственными силами, но этого не происходит по целому ряду причин, поэтому и существует огромная потребность в подобных контактах. Значение этой статьи не только как итогового документа Форума. Она призвана не допустить фальсификацию фактов и донести до людей правду о том кто и какой внёс вклад в реализацию этого важного музыкально-педагогического события.

Анонимный комментирует...

Уважаемая Тамара Леонидовна,

Ваша статья очень подробно и качественно описывает фестивал, его события, его концепцию и его основных участников. Мне как переводчику фестиваля, у которого была возможность посетить все его мерприятия и вглубь ознакомиться со всей программой, было весьма интересно прочитать данную статью, которая, совершенно очевидно, была написана настоящим музыковедом, глубоко проникшимся в музыкальный материал, а не всего лищь газетным обозревателем, фиксирующим лишь поверхностные впечатления. Еще раз поздравляю Вас с весьма успешным фестивалем. Ваша статья представила возможность еще раз окунуться в ту очень приятную атмосферу, которая была на фестивале, что я как очевидец могу подтвердить. Успехов Вам в дальнейшей Вашей творческой инициативе.

Антон Ровнер
Переводчик фестиваля

Тамара Айзикович комментирует...

Антон!
Хочу кое-что пояснить для тех, кто будет читать твой комментарий Ты -- не только переводчик, а и композитор, выпускник Джульярдской школы и преподаватель МГК им. Чайковского. А из нашего опыта общения добавлю, что твои высказывания отличались прямотой и объективностью. Я искренно рада, что у тебя остались позитивные впечатления от Форума

Ефим Йоффе комментирует...

Добрый день, Тамарочка!
Ты - просто молодец! Какой размах! Какая сила в организации этого грандиозного события.
Какая легкость в замечательно написанной статье! (Я понимаю как все было на самом деле непросто!!).Ты блестящий музыковед, настоящий знаток истории и теории джазовой музыки.А главное - яркая творческая личность! Как здорово , что на форуме, который Ты организовала и провела, столько времени было уделено такому важному вопросу в воспитании современого молодого музыканта, как импровизация в самых разных музыкальных стилях от барокко и классицизма и до авангарда,фольклора и джаза.На мой взгляд,творческая личность выпускника школы будущего не может быть полной без этого навыка.
Успехов тебе в осуществлении всех намеченных идей!

Ефим Йоффе, музыковед

Тамара Айзикович комментирует...

Фима! Благодарю тебя за искренние и тёплые слова.

Отправить комментарий

ad

Случайные статьи

Комментарии