Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Джазовый сенокос в Брюсовом переулке.

Председатель джазовой секции Союза композиторов - Анатолий Кролл, обладает неисчерпаемой фантазией и является мощным генератором идей.
  То, он привлекает для участия в фестивале «Московская осень» симфо-джаз и композиторы показывают большие плотна – концерты, симфонии, я об этом писал на «Jazz.ru»:
   То, он объявляет, что джазовый день фестиваля «Московская осень» будет проходить под девизом – «Русская тема в джазе. Композиторы и их ансамбли».
   Анатолий Ошерович объяснил выбор такой темы тем, что побывав на днях польского джаза в Москве, он там убедился в том, что джаз может звучать по-польски, но почему же, в таком случае, - продолжил А.О. джаз не может звучать по-русски?

Читать далее

Исаак Дунаевский: «Эту радость я вижу вокруг…» ?

К вопросу о вере и заблуждениях.

Тамара Айзикович
     Исаак Дунаевский принадлежит к плеяде самых талантливых и профессиональных композиторов российской массовой и популярной музыки. Его появление совпало с благоприятной ситуацией, сложившейся на рубеже 20-х – 30-х годов, когда энтузиазм, связанный со строительством социализма успешно сочетался с либеральным отношением к Западу. Дунаевский поднялся на этой волне и стал первым в России крупным эстрадным композитором, который навёл мосты с западной культурой.

     Но, несмотря на значительные музыкальные достижения, за ним десятилетиями тянется шлейф взаимоисключающих мнений. Если обобщить эти высказывания, то звучат они примерно так: «Кто он? Создатель независимого от политики светлого, оптимистичного искусства -- или “партийный” композитор? Принципиальный художник – или “сталинский придворный композитор”?». Выдающийся мелодист или плагиатор? 1

     Любые оценки в чёрно-белых тонах в принципе не могут создать правильное представление о чём бы то ни было. В подходе к такой неординарной и многогранной фигуре, как Дунаевский, не должно быть подобного схематизма, а тем более -- несправедливых, порою оскорбительных обвинений.

Читать далее

ДЖАЗОВАЯ ПОБЕДА ЮРИЯ МАРКИНА (70-ти летний юбилей)

     Значительные события в мире искусства происходят часто не замеченные миром. И прошло немало лет, пока своё признание получили шедевры Баха, Мусоргского и Прокофьева. Так же неприметно, без помпы, прошёл юбилей 70-ти летия Юрия Маркина 21 февраля. И лишь музыканты, которые всегда идут на один шаг впереди публики, осознали, что произошло. 
     Наконец мы смогли услышать ответ на тот вызов, который бросил Новый Свет всему миру рождением блюза, джаза, и рок-н-ролла. И в этих жанрах страна Мусоргского,  Чайковского и Прокофьева пока не смогла создать ничего, что смогло бы сравняться с шедеврами Дюка Эллингто-на, «Битлз» и Лойда Вебера. Конечно, можно назвать объективные причины: Это и «железный занавес», оторвавший музыкантов от мировой культуры и коммунистический идеологический пресс, погубивший столько талантов.
     Но, наверное, главная причина – это то, о чём говорил академик Борис Асафьев – «Синтаксис языка создаёт музыкальную речь». И в новых ритмических жанрах нет шедевров ни на одном языке, кроме английского. Ибо блюз, из которого произошли джаз и рок, – это, прежде всего песенная форма, и поэтому так плоско звучит джаз на любом языке, кроме английского. И у нас мало кто верил в возможность появления джазовых композиций «по русски». Но вот в течение нескольких последних лет Юрий Маркин показал цикл джазовых опер в клубах «Джаз-арт» президент которого Алик Эйдельман, обладает поразительным чутьём на музыкальные открытия. И стало очевидно, что Юрию Маркину первому удалось создать «русскоязычный джаз». Причём, если на родине джаза, это вылилось в форме миниатюры с вариациями, Маркин это сделал в крупной форме. Им написано и поставлено 12 одноактных джазовых опер.

Читать далее