Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Пионерский джаз

  11 мая Владимиру Сергеевичу Локтеву, создателю знаменитого пионерского «Ансамбля песни и пляски», исполняется 100 лет. Конечно – Локтев был великий музыкант, создавший уникальную систему образования, которая во многом превосходила официальное образование.
     Ибо в государственном образовании человек должен, сначала закончить муз-школу (10 лет), затем муз-училище (4 года), консерваторию (5 лет) и лишь тогда, после 21 года учёбы, он может выйти на сцену и выступать.
   У Локтева было не так. Ребёнок осваивает инструмент – (2 – 3 года) и сразу садится в оркестр Ансамбля, который выступает на лучших площадках, с лучшими музыкантами страны. Так, я неделями «не вылезал» из Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлёвского Дворца Съездов, в которых по нескольку дней готовились правительственные концерты, и в них выступали сплошь Народные артисты СССР.
     Поскольку по идеологическим канонам того времени нужно было чтобы весь народ – рабочие, колхозники, воины московского гарнизона, дети, - славили режим за то, что «жить стало лучше, жить стало веселей» - все эти группы должны были быть представлены на правительственных концертах. Так вот дети – это всегда был Ансамбль Локтева. Вот почему мы неделями не появлялись в школе, проводя время за кулисами Большого театра и других роскошных залов. И с веселыми плясками и песнями приветствовали партийных чиновников и в этих песнях всегда благодарили партию за «наше счастливое детство» такими словами:

 В стране советской дети, 

Счастливей всех на свете 

Мы весело смеемся, 

Танцуем и поём.


   Понятное дело, что у советских детей, заботами партии, иной жизни и не могло быть, а то, что мы все жили в коммуналках (у нас было 13 соседей), в крошечных комнатах (у нас было 13 метров на 7 человек), в страшной нищете и голоде. Что из наших квартир по ночам пропадали соседи (из нашей был арестован врач И.О.Левин, по делу врачей и художник В.Ю. Кащенко) это всё заглушалось радостными криками ликования и славословий.
    И все же у меня не поднимается рука, чтобы бросить за это упрёк своему Учителю, ибо у Локтева в то время не было другой возможности сохранить Ансамбль и работать с детьми, и он был вынужден играть славословия Ленину и партии, чтобы ещё исполнять другой, нормальный репертуар. И что говорить про Локтева, когда даже величайшие композиторы в то время обязаны были принять участие в этом хоре славословий коммунистическому режиму. Вспомним знаменитую «Кантату к 20-летию Октября» С. Прокофьева, написанную на слова Маркса, Ленина и Сталина. Или песню Д. Шостаковича «Сталину слава!».
   На самом деле Локтев, как дворянин (его отец был директором императорских театров) по советским законам попадал в категорию «лишенец», и люди с этим клеймом могли работать только на рабочей должности и у лишенцев был запрет на поступление в ВУЗ. Во всех государственных конторах были т.н. «чистки», в которых комиссии «вычищали» госконторы от «лишенцев». Бедный Локтев, обладая феноменальными музыкальными способностями, 5 (!?) лет поступал в консерваторию, и лишь после того, как он проработал 4 года на рабочей должности и получил характеристику от парткома, поступил в консерваторию и закончил её с золотой медалью.
     Но почему пионерский джаз? Я бы причислил Локтева к джазменам по трём параметрам:
1).Кроме прекрасного, мелодического материала, который Локтев сам обрабатывал для нас, а это была музыка таких корифеев, как Чайковский, Рахманинов, Григ, Штраус. В.С. сделал много обработок музыкальных жемчужин мирового фольклора – французские, польские, финские, корейские и песни других народов. Мудрый Локтев, понимая, что коммунисты никогда не позволят Ансамблю сыграть Гершвина и Эллингтона, включал в репертуар экстатическую музыку с чумовым драйвом под видом песен стран мира.* 
Так вот Локтев с таким драйвом играл 
индийскую «Песню дождя», что когда хор пел припев на словах: 
«Ураг-таг, Ур-таг-сагы», мурашки бежали по телу. 
     Сейчас бы я сравнил этот припев по силе воздействия с риффами «Deep Purple». С таким же драйвом Ансамбль исполнял «Гуцульский танец», сейчас такую экстатическую музыку Карпат демонстрирует Эмир Кустурица со своей группой, играющей в стиле «unza-unza». Но тогда дух захватывало от того драйва, с которым танцоры выплясывали закарпатские ритмы.
2). Известно, что в джазовых темах преобладает мажор (примерно 95%), и очень мало минора (только 5%). В СССР наоборот – почти все песни минорные, и только 5%** мажорных. Так вот песни Локтева все были мажорные и очень мало минорных. И, хотя они порой славили страну советов, но часто это были абсолютно нейтральные песни походах, о костре, палатке и ночном небе. И их вполне могли бы петь и скауты, у которых коммунисты украли все пионерские символы (галстук, пионерский салют, приветствие «Будь готов!», - «Всегда готов!» и летние лагеря с палатками и костром, которые практиковали скауты). Конечно, такой локтевский оптимизм скорее можно отнести к радостному, цельному восприятию детства, чем к коммунистической системе.

_______________________________________
* Так же поступала туркменская группа «Гунеш», сажала впереди мужика в тюбетейке и в народном халате с бубном, и сзади группа «мочила», крутой джаз рок в духе группы «Пот, кровь и слёзы» и у партийных чиновников, которые думали, что так и должна звучать восточная музыка, всё проходило. 

** Раньше в России, даже каторжные песни («По диким степям Забайкалья»), даже песни про смерть ямщика- («Степь, да степь кругом»), были мажорными. Приход в Россию минора, связан с революцией. Тогда же стал популярным клезмерский, хасидский минор. (Такие песни, как «Катюша», «Спят курганы тёмные», «Прощание славянки» - переделки хасидских нигуним). И, если джаз, произошедший от христианского спиричуэла, весь в мажоре, ибо уже пришёл Мажор-Христос, то в советской песне уже нет Мажора, а появляется минор ожидания мифического коммунизма, как хасиды ждут в миноре своего Мессию.


Гори, костер (В. Локтев-А. Пришелец)

Один мой знакомый, заболевший тяжёлой болезнью, получил от врача наказ слушать только позитивную музыку, стал слушать песни Ансамбля Локтева, несущие заряд радости и надежды, а так же уверенности в победе. И выздоровел.

Нам открыты все пути (А.Островский - Г.Рублёв)

Мой приятель-композитор Ю.Ч., как-то заметил: «Ну, какой же Шаинский — детский композитор? Ведь детское мышление очень солнечное, радостное, а у него все песни траурные, построенные на малых стонущих секундах: "Пусть бегу-у-ут неуклюже пешехо-о-оды по лужам...» Видимо, советским детям без Бога очень тяжело жилось, поэтому Шаинский и был так популярен. Сейчас его песни не поют. Так вот, парадокс Локтева в том, что в голодную эпоху у него песни надежды – мажорные, а в относительно сытую эпоху 70-х, без Локтева, детские песни стали минорными, со стонущими малыми секундами.

Ты лети, ветерок (В. Локтев - А. Пришелец)

3). Локтев по жизни джазмен. Он любую, самую сложную ситуацию мог взорвать джазовой импровизацией. Моя сестра – Тоня Степурко, которая играла в Ансамбле на домре раньше меня, рассказала как в 55 году на гастролях Ансамбля в Прибалтике, в Риге, при пересадке с московского, на местный поезд, возникла большая пауза.
И все изнывали от жары и ожидания, сидя на чемоданах на привокзальной площади. Вдруг, В.С. встал и, как бы напряжённо что-то ища, заглядывая в разные места, пошел по площади. Конечно, всем было интересно, что же он ищет, и за ним выстроилась змейка, скоро в этой змейке оказался весь Ансамбль, и она извивалась восьмёрками и другими замысловатыми фигуры, которые выделывал по площади В.С. Всё – тоска кончилась, все забыли про томительное ожидание и начался увлекательная игра, превратившая уныние в праздник.
И волшебником, сумевшим претворить скуку ожидания в увлекательную игру, поразившую всех рижан, – был В.С.
     Ещё она вспомнила, как Локтев в пионерлагере, куда вывозил на лето Ансамбль, играл в пинг-понг. Когда он проигрывал, а проигравший должен лезть под стол, он вдруг начинал говорить: «Смотрите дождь пошёл». И все дружно лезли под стол прятаться от локтевского дождя. Под столом начиналась возня, толкотня и все смеялись до упаду.
  Даже обычный волейбол Локтев умудрялся превращать, как выразилась Тоня в сказку. Тогда с ансамблем в лагере был композитор Михаил Рафаилович Раухвергер,*** так Локтев нарядил его как сказочного кота в сапогах, (надел огромную шляпу, сапоги), дал в руки огромный медный таз с колотушкой и посадил его на стремянку судить волейбольный матч. 
Так вот каждую подачу Михаил Рафаилович отмечал ударом в таз, ко всеобщему ликованию ребят. Ну а знаменитые локтевские капустники – это настоящий джаз. Локтев мог нарядиться старцем с бородой и морочить всем голову, или он, схватив зубами нож, начинал отплясывать лезгинку. Или показ на капустнике фильма с эпизодом на рыбалке в Артеке, когда лодку так качало, что с Л. случился конфуз и её стошнило, а кто-то в этот миг поймал рыбу, а В.С. Чунин, всё бесстрастно снимает на 8-ми миллиметровую камеру. Так при показе этого фрагмента на капустнике, находчивый Локтев так откомментировал этот эпизод: «Посмотрите, вот кто-то ловит рыбу, а кто-то её кормит». И зал взорвался гомерическим хохотом.
И такая джазовая атмосфера в ансамбле привела к тому, что именно из ансамбля вышла славная когорта московских джазменов.



________________________________________
*** Надо сказать, что В.С. понимал, что без своего репертуара далеко не уедешь, вот почему он, кроме М. Раухвергнера, он постоянно приглашал в Ансамбль композиторов А.Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского и А.Островского, А. Новикова. И это сработало ибо «Школьная полька» А. Островского и вальс Д. Кабалевского «Счастье, ты где», стали хитами в программе Ансамбля.



     И я помню ремарку, которую написал мне в нотах В.С. когда я должен был исполнять сигнал-вступление к «Танцу моряков» - Лихо!!! Так же по джазовому, лихо звучали танцы в Ансамбле. И все же джаз звучал в ансамбле, но не на сцене, а в автобусе. Мы так их и называли «автобусные песни», когда возвращаясь с концертов, которые иногда были на краю Московской области, хор пел песни, и они все про любовь, про которую пионерам тогда было петь не положено. Например: «О, Марианна, сладко спишь ты Марианна», или «Расстались мы с тобой, И снова мы чужие». Ещё одну джазовую обработку песни из репертуара Локтева я сделал для книги «Трубач в джазе» (Сов. Композитор М.89). Эта лирическая песня Д. Кабалевского «Спокойной ночи Артек», записанная Ансамблем:


В моей интерпретации стала лихой синкопированной темой с фанк-грувом :****
Конечно это ещё память об Артеке, в котором мне посчастливилось побывать благодаря Ансамблю. В 60-е годе в Москве телефоны были не у всех и В.С. на каждый сезон всем посылал открытки в стихах. Эти, я бы сказал прикольные стихи сохранились и сейчас вызывают улыбку. Алёна Локтева – дочь В.С. рассказывала мне, что В.С. писал ей сказки в стихах, а когда в булочной выбросили баранки, (а тогда это был дефицит), то В.С. нисколько не смущаясь, сел на подростковый велосипед «Орлёнок» (только он оказался в тот миг под рукой) и отправился за баранками. И назад он ехал по Садовому кольцу через Крымский мост и у него на шее висела гирлянда баранок. Но разве это не джаз?
С тех времён сохранилась любопытная фотография, на которой Олег Степурко исполняет соло «Неаполитанский танец» П. Чайковского в Кремлёвском театре.***** Спиной стоит, играющий на барабане Николай Калинин (в дальнейшем народный артист России), справа от него голова Толи Герасимова, а крайний справа – Адик Сатановский. Адик был жутким хулиганом и однажды мы чуть из-за него не схлопотали по шее. А надо сказать, что Москва 50 годов была жутко криминальная, так вот Адик подрался с кем-то о из местных, а потом увидев, что его поджидают – вылез в окно и исчез. И, когда мы вышли после репетиции, нас обступила большая кодла шпаны, которая держала в руках какие-то металлические предметы. 

________________________________________
**** Эту прекрасную мелодию, я обработал ещё из хулиганских соображений. Дело в том, что Кабалевский был патологическим противником джаза и со всех трибун он занимался его уничтожением. И я решил действовать по восточному принципу: «Ты в меня камнем, а я в тебя хлебом». Ибо тираж у книги был большой, а соответственно и авторские отчисления. 

***** Кремлевский театр построен на месте Чудова монастыря, и после постройки Кремлёвского дворца Съездов не использовался. Тогда на концерте, на котором присутствовал Никита Хрущёв, В.С. никак не мог начать, ибо балалаечник рассыпал ноты с пульта и В.С. ждал, когда же он их соберёт. Позже мы узнали, что он это сделал специально, чтобы его заметил Хрущёв.


К счастью нас они не тронули, искали Адика, но все же досталось басисту, который благоразумно подбежал к милиционеру у Швейцарского посольства, которое было по пути и тем спасся. (Он на фото рядом с Адиком). В то же время мне рассказали балетные девочки, что их встретила в проходном дворе шпана и избила, причём били нарочно по ногам. Я специально описал эти эпизоды, чтобы стало понятно какая жуткая жизнь, полная злобы, зависти и ненависти была вокруг Ансамбля, и чтобы стало понятно в каких условиях существовал Ансамбль.
 Но для нас особенно было дорого то, что Ансамбль в то время тотальной лжи, равнодушия чиновников, отношения государства к человеку, как к «винтику», отработал и на помойку – был оазисом радости и творчества, это была семья, в которой тебя любили и поддерживали и всегда тебе рады. Мы видели как Локтев, проявлял чудеса смекалки, чтобы помочь своим ребятам, так, во время войны добился, чтобы голодных хористов кормили кефирной сывороткой и пробил им рабочие карточки, потом он всегда на лето отправлял Ансамбль отдыхать в лагеря, а в последние годы на море. А будучи депутатом, помогал в решении квартирных вопросов, которые, как сказал М. Булгаков, «так сильно испортили москвичей». Сколько он людей устроил в институты, сколько сделал протекций, да и просто помогал заниматься по трудным предметам. Так Зоя И. рассказала мне, что когда уже в 10 классе осталась без обоих родителей, В.С. взял её под свою опеку и помогал ей выполнять музыкальные задания.
Так она рассказала, как Локтев сделал ей задачку по гармонии (трудность была в том, что в задаче не было мелодии и нужно было её сочинить). Так В.С. провозился с ней до 24 часов (она пришла к нему домой), но главное то, что она получила за неё 4, и долго подсмеивалась связи с этим над В.С. Однажды она пришла домой и соседи сказали, что приходил мужчина и оставил записку. А в записке были темы сочинений по литературе на выпускной экзамен, по которым она блестяще подготовилась и сдала на 5. Откуда В.С. достал темы, теперь мы уже не узнаем. Но самое главное – это то, что Локтев чаще помогал своим воспитанникам, когда они уже покинули Ансамбль и, казалось бы, для него они уже «отработанный материал» и от них уже не будет никакого толку. Но нет, скольких он устроил в муз-училища, скольким пробил место для службы в армии в московских оркестрах, чтобы не услали в Тмутаракань, скольких он поддержал в трудные моменты жизни, скольких избавил от уныния.
     И вот ответная реакция, – родилось целое движение «Локтевцы», это люди, которые встречаются в его годовщину на Ваганьковском и для которых детские воспоминания – самые светлые, самые радостные страницы жизни. И имя этой радости - Локтев. Потом в жизни пошла рутина и череда обычных будней, а все лучшее осталось там, когда мы были причастны творчеству и радости успеха.

     Да, именно успеха, ибо наши выступления всегда принимались «на ура», и формулу успеха Локтева лучше всего вывел дирижёр Виктор Семёнович Чунин (профессор РАМ им. Гнесиных) он написал: «Сейчас такие представления называют по зарубежному образцу - шоу (show), как пышное сценическое зрелище с участием «звезд» эстрады. С этой точки зрения концерты Ансамбля и были настоящим «парадом звезд» в самом прямом смысле. Зрелище по всем законам жанра: частая смена «картинки», задорные песни, стремительные и красочные танцы, прекрасные голоса солистов, - все это не давало залу оставаться равнодушным к происходящему и держало в эмоциональном напряжении иногда более трех часов подряд.
Что можно было противопоставить в те годы этому необыкновенно красочному зрелищу? Ничего подобного в концертной практике тогда не было. Эстрадный жанр того времени делал у нас только первые шаги, а на телевизионном «Голубом огоньке» показывали скромно одетых певцов, ограниченных цензурой в выборе репертуара и принятыми рамками в поведении».
     И мы, Локтевцы загодя стали готовится к юбилею. Собрали оргкомитет в который вошли выпускники Ансамбля - н.а. СССР Т. Синявская, проф. С. Гусев, проф.
В. Чунин и другие достойные люди, мы планировали большой ряд мероприятий в его годовщину. Фестивали, циклы на TV, и в том числе джазовые джем-сейшены на темы Локтева. Но М.К. денег не дало и все мероприятия накрылись медным тазом. Но нет, не все. Закон Соложеницина «не верь, не бойся, не проси» сработал. Мы не стали ничего ждать от продажных чиновников, которые только умеют распиливать и брать, а сами стали делать дела. Так воспитанница Ансамбля Вера Александрова провела хоровой фестиваль памяти В.С. Локтева, на котором наградили всех талантливых хормейстеров Москвы. Она же сделала роскошное издание – «Сборник песен и обработок Локтева», Наташа Лукиных доцент ВГИК создала двухчасовой фильм «Солнце нашего детства». Олег Синицын организовал передачу на одном кабельном T.V. И Ансамбль не подкачал. Они подготовили программу к юбилею, издали памятный знак и книгу о Локтеве. Низкий поклон Виктору Ермолаевичу Соболеву. А я написал и записал с Катей Волошиной песню, причём, поскольку Локтев истинный джазмен, я счёл уместным в проигрыше сыграть джазовое соло:

Локтев – это слово, как пароль

Когда мы встречались в последний раз у Локтева на Ваганьково, то было ощущение, какое бывает в особенно торжественные дни жизни. Что сегодня, с одной стороны, - огромный, бесконечный день, вместивший столько прекрасных событий и праздник который подарил нам В.С., а с другой стороны, – время свернулось в магический свиток и промелькнуло мгновенно. Такое парадоксальное время бывает лишь тогда, когда влюблен, а наша любовь к В.С. вечна и будет и в Царстве Небесном, в котором мы сыграем в Райском Ансамбле под руководством нашего любимого В.С. ещё много счастливых песен. И что такое 100 лет, когда нас впереди ждёт вечность в Ансамбле с Богом, с Локтевым и всеми родными небесными людьми.











Композитор Олег Степурко
Май 2011г

40 коммент.:

Oleg комментирует...

Уважаемый Олег! Большое Вам спасибо за файл с воспоминаниями о любимом В.С., подарившим нам такой большой мир нашего ансамбля. Еще раз кланяюсь вам.
Из "топотушек", как называл нас В.С. из балета Татьяна Аверьянова.

Oleg комментирует...

Статья замечательная.
Катя Гуляева (журналист)

Михаил М. комментирует...

Большое спасибо. Обожаю музыкальную историю, а тут и ещё так живо! )))

Oleg комментирует...

Очень интересно:) с мамой слушали песни, она некоторые из них пела в хоре:))
Настя Хиль (студентка ИСИ)

Oleg комментирует...

Мало кто сейчас подвержен такому заболеванию как - одержимость здоровым альтруизмом,но мы с этим начинаем потихоньку бороться.
Статьей вдохновлен,возьму информацию на вооружение и на пример себе и может даже другим :)
Женя Лаас (композитор, аранжировщик)

Oleg комментирует...

очень интересная статья всё таки тогда светлые времена были для творчества и люди были талантливые из самых глубинок выбирались и миллионы сердец своей музыкой наполняли радостью причём на несколько поколений вперёд музыка актуальна!!!!
Александр Безмятежный (рок-барабанщик)

Oleg комментирует...

Олег Михайлович,спасибо большое ,что прислали почитать Вашу статью....Она замечательная и очень интересная!!!!
Таня Григорьева (студентка ИСИ)

Oleg комментирует...

Очень интересно! спасибо!!!!!!
Тимофей Хазанов солист проекта "Стенокардия".
(www.scenakardia.ru)

Oleg комментирует...

Мало кто сейчас подвержен такому заболеванию как - одержимость здоровым альтруизмом.
Женя Лаас
Женя! То, что мы застали у Локтева, это осколки дворянской культуры. Ибо всё, чем гордился СССР - балет, классическая музыка (пианисты, скрипачи), великие композиторы Прокофьев, Шостакович - это всё оттуда. Я слышал, как Сева Новгородцев рассказывал самое сильное впечатление от Англии. Это то, что подросток каждый день проходит по гостиной и на него с портретов смотрят 7 поколений родственников.И невозможно под этими взглядами не проникнутся ответственностью за свой род и свой путь в этом ряду славных имён.А сколько поколений знаем мы? В лучшем случае прадедушку и то, не его жизнь, а одно лишь имя.
Олег Степурко

Oleg комментирует...

Спасибо, О.М.! Локтев ведь, по-моему, в нашей ДМШ начинал (Стасовской)?
Василий Пономарев-Полянский (философ, саксофонист-любитель)

Нет, он начинал детском хоре ансамбля ЦДРИ в 1937 году. В 41 фронт - народное ополчение и после того, как его комиссовали, с 1941 года руководил детским хором Московского городского дома пионеров из которого в 1942 году вырос Ансамбль.
Олег Степурко

Алина Халиуллина.Студентка ИСИ комментирует...

Олег Михайлович! с большим удовольствием прочитала Вашу статью. очень интересно, живо (как уже говорилось)
От всей души горжусь, что в нашей стране были такие Великие люди!

Oleg комментирует...

Да, очень удивительно, что 100-летие со дня Рождения Локтева осталось в стране не отмечено, потому что созданный им Ансамбль -это действительно "Луч Света" в застойные времена, а вернее радость и энергия, которую он дарил людям.
И, я думаю, что, кто прошел школу Локтевского коллектива вспоминает те годы, как самые лучшие годы в их детстве.

По статье хочу сказать, что, конечно, очень интересно проследить путь молодых исполнителей, ставших известными, профессиональными музыкантами.
Мне понравились фотографии.

Я не очень согласна про песни Шаинского. Мы в семье их поем по праздникам, и нам они нравятся. Но это мое мнение.

Со многим можно соглашаться, с чем-то нет, но "Ансамбль песни и пляски", созданный Локтевым- это было явление, которое нельзя вычеркнуть не только из музыкальной жизни страны, но и из истории Советского народа (был такой в те времена), поэтому, конечно, Локтев- это мощь и о нем забывать нельзя.

Таня.(США Чикаго)

Oleg комментирует...

Олег,спасибо, мне перепостила твой мемуар Дина Медведева.
Как человек,певший у Локтева 1,5 года, все подтверждаю. Тогда был рад.а теперь жалею,что голос мутировал как-то сразу.
привет и еще раз спасибо за заполнение белых пятен
твой ДУ.
Председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов (в Ансамбле с 57 по 58 год).

Oleg комментирует...

Олег Михалыч, почитал статью, очень познавательный материал и любопытный. Спасибо за ссылку. Я многие вещи не знал, теперь знаю. Класс. И слово у вас простое, не нужно напрягать голову, когда читаешь. Ещё раз спасибо.
Стас Черёмушкин (Джазовый тубист, основатель сайта http://www.tubastas.narod.ru)

Oleg комментирует...

Царствие Небесное Владимиру Сергеевичу Локтеву.
И тебе, славному Локтевцу, здоровья и творческих успехов.
Валентин Серебряков. (драматург, поэт)

Oleg комментирует...

Классно! Очень интересно. Имя Локтева известно каждому грамотному человеку в СССР. И много знаменитых людей - артистов вышли из его ансамбля. А наше пионерское детство в самом деле отмечено было выступлениями перед всякими съездами. Я читала стихи, даже помню на казахском (не мое выступление, конечно, но просто запомнилось после бесконечных репетиций). И еще в хоре я пела.
Нелли (Академгородок Новосибирск - Москва)

Oleg комментирует...

Спасибо, дорогой! Статья замечательная! Хотя времена были тяжелые, мы были детьми и воспринимали все позитивно. Мы пели песни Локтева (даже не всегда зная авторов) и радовались жизни!
Аня Корнилова (физик).

Oleg комментирует...

Спасибо, Олег! Перепостил также. Ты настоящий мастер!!!
Константин Ковалев-Случевский (профессор в Институте журналистики и литературного творчества - ИЖЛТ)

Oleg комментирует...

Мне очень много дедушка рассказывал про те времена, я из творческой семьи, тяжко было творческому миру жить в СССР, мне даже кажется что тяжелее чем людям "нормальных" профессий.
Кстати очень порадовало про Шаинского. Я вот в детстве не понимала почему пешеходы по лужам такие грустные идут, ведь это весело по лужам ходить!
Мари Филюрская – студентка ИСИ

Oleg комментирует...

Привет, дорогой Олег! Как всегда, очень интересно то, что ты пишешь.
Людмила Улицкая (писательница)

vediashkina комментирует...

Олег Михайлович, Ваше соло чудесно! Улыбаюсь до ушей)))
Таня Ведяшкина (режиссер:)

Oleg комментирует...

Олег Михайлович,
С удовольствием прочитал Вашу статью, понравилось, но с некоторыми ее выводами не согласен.
Действительно, среди ранних эвергринов полно мажорных тем, взять какой-нибудь all of me или мэкки-нож.
Но ведь они, мажорики эти, весьма поверхностны. Да, всеобщее ликование на пароходе по Миссисиппи под звуки труб - это здорово, другой формат "на природе" просто не выживет. Но ведь были и более глубокие, минорные темы, особенно в позднем периоде. А стиль Хот так вообще к мажору причислять нельзя - это скорее мотивы борьбы, решимости. А пласт блюзов разве мажорен в основе своей? Скорее чередование мажора-минора (St Louis например).
У Шаинского моя любимая песня - Травы, травы не успели. Просто шедевр лиричности (не минора!). Лиричность Шаинского, как и Пахмутовой - выражение любви к родине, глубокого понимания и сопереживания..
А мажор истребляет лиричность, заменяет ее глуповатой бравурностью.
Из минорных русских песен возьмите - Меж крутых бережков Волга-речка течет,
возьмите многое из репертуара Шаляпина, все это темы безысходной русской тоски,
сугубо минорные, крепостнические в своей основе. Революция стала насаждать мажор, очищать сцену от минора, как от упаднического мусора, несовместного с новым строем,и ансамбль Локтева, насколько я понимаю, творил в основном в мажорном ключе.

Минор - это всегда откровение, а мажор - розовые очки. Покажите хоть одно мажорное стихотворение Есенина. В лучшем случае это будет лирика,
но как правило - печальная. Оттого и русская. Розовые очки Маяковского обернулись для
него "точкой пули в конце" как результат разочарования в деле революции.
"мы их всех, конечно же, скрутим, но всех скрутить ужасно трудно".

Иван (Москва)

Иван!
Бах все минорные фуги заканчивал мажором, как бы показывая, что всё равно будет Воскресением из мёртвых. Нет, мажор на самом деле боле скорбный и драматичный лад, чем минор. Вот арию, «Потерял я Эвридику», когда Орфей практически выведший жену из Аида и вдруг её теряет, Глюк написал в мажоре, чем вызвал бурю негодования критиков. Но где эти критики, кто их читает, а эта ария жива и изучается всеми студентами, как шедевр.
На самом деле в природе минора нет, а есть испорченный мажор, ибо в основе натурального звукоряда лежит мажорное трезвучие.
И потом, всё же статья посвящена детской песне, а Вы приводите в пример взрослую. А у взрослых уже нет воспоминания о Рае, как у детей.
Так что всё дело в вере.
Если её нет, то доказать ничего не возможно и все аргументы не работают.
О.М.

Тамара Айзикович комментирует...

Олег! Хорошая, тёплая статья о достойном и талантливом человеке. Он был одним из тех энтузиастов, которые по кирпичику вкладывали свои знания и усилия в советское детское музыкальное воспитание и образование. К сожалению, эта область музыки была сильно идеологизирована и в значительной степени представлена "пионерским жанром", что значительно ограничивало её художественные возможности. Локтев делал, что мог в рамках этих условий, но понятно, что репертуар и "закрытость" советской системы не позволяли по-настоящему развить эту линию детского музыкального творчества до международного уровня. Существуют превосходные образцы детского вокала в мире. И нет сомнения, что, если бы не специфические условия бытования, "детская линия" в России могла бы соответствовать мировому уровню.

Oleg комментирует...

Тамара!
Это не совсем так. Ибо в 67 году во Франции Ансамбль прошел "на ура", у взыскательной французской публики и получил грандиозную прессу.
А так же он легко собирал стадионы в Париже и других городах.
Если совок не помешал Ойстраху стать мировой величиной, то почему он мог помешать Локтеву? И сейчас в Испании его ученик создал грандиозный проект, европейского уровня.
Что ты говоришь? Русская хоровая культура была лучшей в мире и доказательство тому тот фурор, который произвело выступление синодального хора на парижской всемирной выставке 1900 года.
А Локтев мог добиваться особенного серебряного звука у детского хора, что не удавалось никому.
Да и я сам помню, что когда мы готовились к гастролям в Англию, которые сорвались из-за полета Паурса на У2, Ансамбль звучал великолепно, совсем не хуже западных детских коллективов, которых сейчас полно в Ютубе.
Просто коммунисты никого никуда не выпускали.

Анонимный комментирует...

Олег, спасибо за статью! Отдельной книгой её выпустить было бы здорово. Спорные ладовые темы советую развить и сохранить, т.к. это ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ! И.Авалиани.

Oleg комментирует...

К сожалению, не знаком с Тамарой Айзикович, но она, как и все люди, которые покинули Россию, весьма не глубоко и односторонне, представляет творчество Локтева и его Ансамбля. А говорить о том, что" эта область музыки была сильно "идеологизированна" и в значительной степени представлена "пионерским жанром" - она (Т), наверное не владеет темой по существу.
Даже в самые тяжелые послевоенные годы для нашей страны В.С. Локтев включал в репертуар Ансамбля лучшие произведения мировой классической музыки, находя для их исполнения великолепных мальчишек и девчонок, которые стали мировыми знаменитостями (например, "Весна" из оп."Пер Гюнт" Грига в исп. В.Александровой, ныне проф.АХМ им. Попова, или "Колыбельная" Моцарта или "Ария" Перголези в исполнении Л.Неждановой и мн. мн. других примеров, а сколько солистов Мирового уровня Ансамбль Локтева поставил в ГАБТ( вспомнить хотя бы Т. Синявскую, В. Висильева, Н Бессмертнову, Л Богданову и др.), Ансамбль Моисеева, Госоркестр, Оркестры им. Осипова и Радио и Телевидения и ведущие творческие коллективы страны.
В.С. Локтев, никогда не был членом партии и никогда не прогибался под власть, а она его уважала и поддерживала все его начинания в творчестве.
Вообще сравнивать объем творческого наследия В.С. Локтева, который в тысячи раз больше сделал для музыкальной культуры, чем отдельные инструменталисты-исполнители, мне кажется не корректно. Творчество В.С. Локтева это как звездный свет: сама Звезда погасла, а свет продолжает доходить до нас, заполняя всё космическое пространство, открывая нам всё новые и новые свои свойства. Пример тому, твоя статья "Пионерский джаз"- это же великолепно, что с годами открываются новые грани Локтевского творчества. А Т. Айзикович рекомендую почитать нашу книгу "Воспоминания о Локтеве".
Владимир Филатов автор книги "Воспоминание о В.С. Локтеве" М.07. участник Ансамбля 48-54 гг.

Oleg комментирует...

Олег, спасибо, интересная статья - узнала Локтева совершенно другим.
Елена Орлова (музыковед)

Oleg комментирует...

Интересно ... хорошо написано. Спасибо.
Валерий Котельников (джазовый пианист США)

Oleg комментирует...

Для меня если честно было открытием,
что все позитивные песни в стране писались почему-то в миноре.
Никогда об этом не думала....
Наташа Алиева (студентка ИСИ).

Oleg комментирует...

Дорогая Наташа!
Бах балансирует на грани мажора и минора, и Шуберт - его знаменитая Баркарола вдруг на последних 4-х тактах неожиданно заканчивается в мажоре.
В нашем менталитете мало мажора, вот почему так квасят - это единственное средство от минора.
Жизнь в миноре кончается трагично, но у христиан нет конца, а переход в Мажор - Рай.
Вот почему в джазе, который произошел от спиричуэла 95% мажора.
Хотя есть культуры, где другие лады. Например, индийская четверть тоновая гамма.

Дарима Семенова комментирует...

Огромное спасибо за статью!

Oleg комментирует...

Олег Михайлович,спасибо за интереснейший материал о локтевском коллективе-это и моё детство и юность,учась в обычной дмш,воспитанные на пионерских и комсомольских песнях,мы завидовали той концертной жизни и репертуару локтевского ансамбля,а сами выпускники-локтевцы поражали своим профессионализмом,отличной музыкальной подготовкой,которую они демонстрировали на проёмных экзаменах в муз. училище и в гнесинском ин-те(удивительна личность самого локтева-величайшего мастера,педагога,гениального музыканта,светлого,наверняка верующего человека.спасибо вам ещё раз за эту статью.
Елена Игоревна Зоря
преподаватель ИСИ, доцент вуза, председатель жюри многих всероссийских и член жюри международных конкурсов., независимый эксперт детских джазовых фестивалей, педагог-методист, Мы на Радио России : http://www.moskva.fm/play/2106/1309350816

Новосёлова Анастасия комментирует...

Я начинаю свою педагогическую деятельность, которая, возможно, досталась мне по наследству (мама - преподаватель фортепиано в ДМШ им. Иванова-Крамского), папа в своё время преподавал французский язык. Ансамбли и хоры меня интересовали с днтства - я солировала в старшем хоре Гнесинской школы (7-летки) и, собственно, тогда поняла, что оказывается могу ещё и петь. Мне безумно нравились эти именно хоровые вокальные созвучия, гармония, которую поддерживают и образуют десятки голосов, незабываемая акустика и мощь хора. На занятиях композицией с Иваром Арсеевым я пыталась писать различные хоралы и песни, а сейчас раскладываю партитуры песен для группы, где сама и пою. Все эти материалы мне очень пригодятся, особенно от человека, который сам прожил эту эпоху. А песни тогда были замечательные, очень жаль, что хоровое искусство именно в таком массовом проявлении и подключении к этому детей сходит на нет. Моё преподаватель по сольфеджио в муз. школе всегда говорил:"Хочешь научиться слышать - иди петь в хор". Очень интересная и познавательная статья. Благодарю Вас, Олег Михайлович! Буду ждать новых выпусков!
Новосёлова Анастасия - солистка группы "Шестое чувство", выпускница ИСИ.

Oleg комментирует...

Олег! Я благодарна Вам за пересылку воспоминаний о нашем Учителе.Спасибо Вам за внимание.
Хочу чуть написать о себе. Я из "балета" и все детство провела в Стопани, до переезда на Ленгоры.
Сейчас я старший научный сотрудник научно-исследовательского института антропологии МГУ.
Много ездила по экспедициям, но такого человечного человека как Локтев не встретила,поэтому всегда с благодарностью вспоминаю его и ансамбль.Что-то Тамара ссылается на Францию, а ведь мы были и Германии, Чехословакии, Швеции - и это только на моем веку.
Еще раз огромное спасибо Вам за возможность почувствовать себя Локтевцем.
Татьяна Аверьянова (tchizhicova@rambler.ru)

Oleg комментирует...

Замечательная статья !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Екатерина Черноусова композитор, руководитель группы "Комнаты" (сайт - http://www.for-music.ru/musician/ispolniteli/ansambl/rooms/)

Oleg комментирует...

Олежек! Ты прекрасно пишешь. Впрочем, я поняла это еще тогда, когда мы готовили первый сборник воспоминаний об отце. Я знала, что ты - музыкант, одержимый джазом. Но сама была далека от этого. А что если нас встретит при ПЕРЕХОДЕ не реквием Моцарта и даже не Бетховен, а ребятишки, наяривающие в трубы и бьющие в барабан? Надо подготовиться..
Тамара Жирмунская поэтесса (сайт http://tamara-zhirmunskaya.narod.ru/1.html)

Oleg комментирует...

Олег, дорогой!
Спасибо огромное, что в воскресенье вы встречались, спасибо за прекрасный "отчет" о встрече, спасибо за теплые слова, за вашу память, спасибо за то, что вы есть! В каждом из вас осталась частица моего папы и, глядя в ваши глаза, я вижу его. Спасибо вам всем, дорогие локтевцы!
Алёна Локтева (балетмейстер, дочь)

Oleg комментирует...

А мне хочется добавить случаи из моей жизни в ансамбле.В 60-е годы мы жили так бедно, что мама была вынуждена сдать брата и сестру в интернат. Я же ходила в хор Ансамбля. И, однажды, В.С, подошёл ко мне и сказал" Лиска! ( это было моё прозвище от имени Лиза), у меня к тебе есть дело. Я так проголодался, но я один есть не умею, мне нужна компания. Пойдём со мною в буфет!". И В.С.меня, всегда голодную, накормил. И такие "дела" В.С. мне поручал несколько раз. А однажды, - уже после того, как я закончила выступать в ансамбле, меня окликнул В.С. в самом центре Москвы - у памятника Юрию Долгорукому: "Севастьяниха - это ты? Нашу встречу надо отметить, пошли в этот дом". А там был ресторан и В.С. и вкусно накормил меня в ресторане "Баку".
Локтев мог сотворить такую выходку, что мы все были в шоке. Так однажды мы должны выступать на вечернем правительственном концерте в Большом театре, но от многочисленных дневных репетиций,бесконечных перестановок программы и нервотрёпки, которая всегда сопровождает такие мероприятия, мы были так измотаны, что уже не было никаких сил петь. И, вдруг Локтев, перед самым открытием занавеса, подскочил вверх, сделал поворот на 180 градусов и застыл на одной ноге, подняв вверх руку, словно он не дирижёр, а балерина, исполняющая сложное па. Эта выходка В.С. так нас ошарашила, что мы, совсем забыв про усталость, мощно грянули песню.
Севастьянова Елизавета Петровна (участник ансамбля 55 - 61, педагог организатор Ансамбля)

Oleg комментирует...

Коля. К. рассказал замечательную историю про В.С.: "Когда, в начале 60-х, ансамбль пригласили в Болгарию и мы все ехали в поезде, то Люсе Н. и её подружкам вдруг захотелось вина". (Они уже учились с музучилище и В.С. их брал, как выпускниц ансамбля для поддержки). "А у нас с собой было - продолжил Коля. И вот я налили в стаканы с подстаканниками красного вина и пошёл к девочкам. И надо было такое случится, что в коридоре вагона стоял В.С. и когда я приходил мимо него, вдруг Локтев сказал: "Какой ароматный чай научились делать проводники. Вот что значит чай в международном вагоне". "Но меня - закончил Коля - не остановил и я благополучно добрался до купе девчёнок". Вот это педагог!!!

Oleg комментирует...

Очень похожую историю про эту поездку рассказала Мила Л. из балетных: "В Болгарии нас поселили по сельским семьям в одной живописной деревушке. И только я вошла в свою спальню, которую мне выделила болгарская семья, то тут же вылезла в окно и побежала на танцы, которые устраивали на одной улице наши замечательные баянисты, в репертуаре которых были все самые модные шлягеры того времени.
И только веселье было в разгаре, на нашу улицу вышли все педагоги, прогуливающиеся по ночным улицам. Тут был весь педсовет - и Россе и Чунин и сам Локтев. А по тем временам, такой поступок, да ещё за границей, мог обернуться не предсказуемыми последствиями.
И вдруг Локтев говорит коллегам: "Какая эта улица пыльная (ещё бы столько танцоров - мальчиков и девочек) пойдёмте поищем место получше". И увёл всех педагогов, притворившись, что они ничего не заметили. Ну разве можно было не любить такого человека, закончила Люся.

Отправить комментарий

ad

Комментарии