Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

К 25-летию эстрадно-джазового отделения музыкальной школы им. В.В. Стасова»

Сегодня существование эстрадно-джазовых отделений в музыкальных школах - дело обычное, но в начале 80-х годов это было не так. В музыкальных училищах и вузах подобные отделения уже функционировали, но детское эстрадно-джазовое образование ещё находилось в зачаточном состоянии. Работая музыкальным критиком на летнем московском фестивале "Джаз-86", я познакомилась с Ильёй Рахлиным из Минска и Александром Гебелем из Кривого Рога -- руководителями уникальных для того времени детских биг-бэндов. По их словам, стимулом к организации подобных оркестров стало желание способствовать созданию специализированных детских отделений в музыкальных школах. Надо отметить, что в некоторых из них уже появлялись классы игры на эстрадном фортепиано, электрогитаре, бас-гитаре, саксофоне, ударных инструментах, и даже ансамбли и биг-бэнды (как, например, в Ростове на Дону), но существовали они в изоляции и на положении "пасынков". Первым таким примером в Москве стала школа им. И. Дунаевского. Там сложилась весьма типичная для того времени ситуация: закупили инструменты, но не было методической базы, обеспечивающей полноценное обучение. Директор не мог справиться и с конфликтом внутри коллектива: резким непрятием педагогами-академистами самой идеи присутствия эстрадников и джазменов в их рядах. В сентябре 1985 года, пытаясь решить назревшие проблемы, он попросил меня сделать доклад на педсовете, а, затем, предложил организовать у них эстрадно-джазовое отделение, т.к. знал, что я не один год пропагандирую эту идею. Пришлось отказаться, поскольку моя работа в данном направлении уже была связана со школой им. В.В. Стасова.

В сентябре 1986 года мы официально открыли отделение джазовой и популярной музыки. Его педагоги представляли собой сплочённый творческий коллектив увлечённых, талантливых и профессиональных людей. Среди них: пианисты -- засл. артист РФ Даниил Крамер, Виктор Агранович, Валерий Назаров, Михаил Окунь, Вера Григорьева; трубач засл. артист РФ Олег Степурко; саксофонист и кларнетист Эдуард Курчаков; композитор и тромбонист Андрей Румянцев; гитаристы Михаил Есаков и Андрей Боднарчук; контрабасист и бас-гитарист Станислав Ариевич; ударники Владимир Васильков и Борис Воеводин; певица, заслуженный работник культуры Галина Филатова; руководитель биг-бэнда, пианист Владимир Коновалов; руководитель струнного джаз-оркестра, скрипач Эмиль Кунин; сольфеджист Евгений Лернер, музлитератор и руководитель отделения Тамара Айзикович. Немалую помощь постоянно оказывал наш молодой, талантливый директор Вячеслав Горлинский.

 Группа преподавателей (слева направо): Э. Курчаков, В. Коновалов, О. Степурко, А. Боднарчук, М. Окунь, Е. Лернер, М. Есаков, В. Агранович, Т. Айзикович, С. Ариевич, В. Григорьева, Б. Воеводин.

Г. Филатова

 В. Горлинский.

Однако путь к созданию отделения был непрост, и начался он за несколько лет до этого. В начале 80-х годов директор Московского методического кабинета Г.К. Андронова, узнав о моём давнем увлечении историей джаза, попросила провести годичный курс для старших классов. Он должен был завершиться открытым уроком "на Москву", от которого зависело будущее многих преподавателей, желающих ввести в официальную учебную программу внеакадемическую музыку. Результаты показа были впечатляющими. По решению Министерства культуры мы стали первой из российских музыкальных школ, которая ввела курс истории джаза и популярной музыки в официальную программу по музыкальной литературе. Затем последовали предложения провести годичный курс лекций по этой теме для педагогов музыкальных и общеобразовательных школ Москвы. В 1985 г. по заказу Российского методкабинета (в лице Т.В. Антоновой) была написана программа "Современная музыка". Она получила положительную рецензию одного из лучших специалистов в этой области -- преподавателя Академии музыки им. Гнесиных, музыковеда В.Ю. Озерова и вышла в свет в 1986 году. Через 4 года по заказу лаборатории Д. Б. Кабалевского курс был адаптирован в качестве факультатива для общеобразовательных школ.

С этой программой у меня связано ещё одно воспоминание. Она создавалась в тот период, когда прямо на наших глазах рождалась советская поп- и рок-музыка. Это нужно было отразить в программе, но достаточной информации у меня не было. Тогда В. Д.Конен познакомила меня с журналистом Артёмом Троицким, который знал лучше других общую картину отечественной рок-музыки и отразил её в своей книге "Назад в СССР ". Она лишь планировалась к изданию в Англии (что и произошло в 1987 г.). А в России в тот момент её никто печатать не собирался (книга вышла только в 1991г.). Тем не менее, Артём, понимая важность моей работы, пошёл на беспрецедентный шаг: дал мне рукопись и разрешил пользоваться её материалами.

Дальнейшие события развивались стремительно. В августе 1985г. позвонил начальник Управления культуры В. В. Поспехов и попросил выступить на городской конференции в Театре сатиры с докладом по проблеме эстрадно-джазового образования. Сотни загорелых, весёлых педагогов, заполнивших зал, обсуждали свои личные дела. Они только что вернулись из отпуска и были в "нерабочем" состоянии. А на сцене тем временем один за другим выступали директора музыкальных вузов, училищ и школ, министерские чиновники, но их не было слышно: микрофон не работал. Гул в зале нарастал... Моё выступление было предпоследним. Увидев абсурдность сложившейся ситуации, я вышла к микрофону с единственным намерением -- побыстрей "отстреляться". Кому интересно выступать для самого себя? Однако через несколько минут вдруг осознала, что в зале воцарилась тишина. Это выглядело настолько странно, что мне стало не по себе, но доклад-то нужно было закончить! Произнеся последние слова, я намеревалась быстро уйти, как вдруг услышала шквал аплодисментов и увидела изумлённые лица в президиуме. Оказалось, что микрофон во время моего выступления вдруг заработал (а по его окончанию "вырубился" опять), и моё обращение было всеми услышано. Я рассказала об этом эпизоде только потому, что он, как потом оказалось, имел некий символический смысл. Именно в нашей школе открылось первое, хорошо организованное отделение, которое приобрело статус базового методического центра по школьному эстрадно-джазовому образованию в Российской Федерации.

Хотя директора и педагоги ряда школ проявили очевидный интерес к этой идее, их сомнения были велики, что вполне объяснимо: специалистов не хватало, материально-технической базы и финансирования не было. Всё вместе рождало неверие в то, что этот проект реален.У нас тоже не было средств, но мы решили рискнуть и получили официальное разрешение от Министерства культуры на открытие. Реклама на радио и в газетах в то время стоила дёшево. Наш директор выделил на неё небольшую сумму. Мы удачно произвели первый набор, и родители внесли плату за обучение. Тем не менее, положение было катастрофическим: до начала учебного года оставалась одна неделя, а необходимых для занятий инструментов и аппаратуры не было. И я обратилась к замечательному джазовому музыканту, пианисту, композитору и бэнд-лидеру, народному артисту России Анатолию Кроллу с просьбой отдать нам бывшие в употреблении инструменты джаз-оркестра "Современник". К сожалению, по существовавшему тогда порядку, списанные инструменты уже отослали на базу Росконцерта. Тогда Кролл связал меня с директором Росконцерта. По его совету мы составили несколько нужных писем и получили несколько нужных подписей. Через два дня учащимся были выданы инструменты и укомплектованы все специализированные классы.


Т. Айзикович и А. Кролл

Правда, одного инструмента -- профессионального синтезатора -- всё же очень не хватало. А о покупке не приходилось и мечтать. Но опять помог случай. Зимой 1988г. в Хаммеровском центре Москвы впервые состоялась выставка музыкальных инструментов и аппаратуры японской фирмы "Cаsiо". Мне предложили об этом событии написать статью, которая была опубликована в газете «Московский комсомолец». Вместо гонорара, я попросила подарить школе им. Стасова синтезатор.

Класс джазового ансамбля

Наше отделение развивалось невиданными темпами. На нём царила свободная, тёплая, дружеская атмосфера, которая помогала общению, но отнюдь не снижала высоких профессиональных требований к работе. Мы построили методически продуманную, комплексную систему обучения детей. Она включала в себя игру на десяти инструментах эстрадного оркестра, джазовый вокал, класс импровизации и композиции, занятия в джазовых инструментальных и вокальных ансамблях, рок-группе, биг-бэнде, диксиленде, стринг-бэнде, групповое и индивидуальное сольфеджио, курс истории джаза и популярной музыки. При этом эстрадно-джазовая подготовка гармонично сочеталась с академической, которая не потеряла своего базового значения. По сути, это была «школа в школе».Уже первый учебный год завершился грандиозным концертом, продолжавшимся более семи часов с участием всех учеников отделения. После официального трёхчасового концерта в Большом зале школы все перешли в уютный Малый зал, где продолжалась неофициальная часть вечера: ребята выступали по собственному желанию. Происходило то, что было совсем нетипично для традиционной школьной практики: дети не боялись сцены, они так рвались играть, что записывались в очередь и волновались, что не успеют. В зале были накрыты столы для учеников, педагогов, родителей и гостей. Старшие ребята подготовили весёлый "капустник". А кульминацией стало яркое выступление ансамбля педагогов. И вдруг неожиданный результат: начальник Управления культуры объявил, что для нас выделяются деньги на покупку дополнительной аппаратуры и инструментов. И выполнил своё обещание.

На первом школьном концерте
Выступление дошкольников

Д. Крамер с учеником И. Чуднецовым

Выступление старших классов

В своей работе преподаватели использовали обширный репертуар , охватывающий лучшие образцы музыки разных времён, видов и стилей. В дополнении к нему они создавали собственный репертуар и методическую литературу для конкретных учебных целей. Одно за другим выходили из печати учебные пособия: "Скрипка в джазе" Э.И. Кунина (1988г.), "Труба в джазе" О. М. Степурко (1889г.), "Основы джазовой импровизации" М. М. Есакова (1889г.), " 24 композиции для бас-гитары" С. Г. Ариевича (1990г.). Д. Б. Крамер составил свой первый детский сборник "Начальное обучение джазу на фортепиано" (1989г.) . Помимо традиционных занятий проводилась экспериментальная работа с дошкольниками. А. Я. Румянцев адаптировал для детей фольклор, который они исполняли, подтанцовывая и подыгрывая себе на детских инструментах. Е.Д. Лернер использовал игровую, динамичную методику сольфеджио, благодаря которой дошкольники легко усваивали материал 3-го -- 4-го классов музыкальной школы. Впоследствии он описал её в "Программах по эстрадному сольфеджио и элементарному музицированию" (2005 г.). Надо отметить, что наши преподаватели работали в тесном контакте и при необходимости помогали друг другу, стремясь достичь высокого профессионального качества. С этой целью, в частности, педагоги-джазмены делали вокальные и инструментальные аранжировки для класса эстрадного сольфеджио и подготавливали аккомпанирующие составы для его концертных выступлений. Работа отделения получила высокую оценку Координационного центра по эстрадному образованию при Министерстве культуры РСФСР. Этим методическим центром руководил известный композитор, президент МДА, народный артист России Юрий Саульский.

 Ю.Саульский и Т. Айзикович.

 В связи с рассматриваемой темой, не могу не сказать и о моём учителе-профессоре Валентине Джозефовне Конен, с которой нас связывали очень тёплые и доверительные отношения. Она была не только крупнейшим специалистом по истории западно-европейской музыки, но и, по сути, единственным значительным советским музыковедом-американистом, заложившим, в том числе, и основы джазового музыковедения. Открытие нашего отделения было для неё делом огромной важности: реализовывалась её «американская» мечта о том, что джаз в нашей стране займёт полноправное место в образовании, начиная со школы. Ведь Конен выросла в США и закончила Джульярдскую школу и филологический факультет Нью-Йоркского университета. В 80-е годы Валентина Джозефовна была уже довольно больным человеком и практически не выходила из дому. Тем не менее она продолжала работать и нередко обращалась ко мне с просьбой достать те или иные музыкальные материалы по джазу, рок и поп-музыке. Она живо интересовалась работой нашего отделения, давала советы, всегда поздравляла после выступлений на радио и телевидении. У меня до сих пор хранятся, подаренные ею книги и среди них --- "Рождение джаза" с надписью: "Дорогой Тамаре, в знак восхищения её деятельностью в сфере пропаганды джаза..." Эти слова мне очень дороги.

 Класс истории джаза и популярной музыки

Класс биг-бэнда

Высокому уровню преподавания способствовало и то, что в большинстве своём наши учителя одновременно работали на эстрадных отделениях музыкальных училищ и вузов, занимались композиторской и концертной деятельностью, а также, постоянно выступали с докладами на конференциях, методических показах, читали лекции и проводили мастер- классы, принимали на своих занятиях коллег со всех концов страны. Узы дружбы связывали нас с эстрадным отделением училища им. Гнесиных. Это были не только тёплые личные контакты, но и подготовка профессиональных кадров.

Т. Айзикович и И. Бриль


Поэтому вполне естественно,что нас пригласили выступить на юбилейном концерте в Театре эстрады, посвящённом 15-летию училища. Известный джазовый комментатор Алексей Баташёв предоставил мне слово для поздравления, а затем прозвучали музыкальные подарки. Они не были казёнными. Мы сочинили юмористический текст на музыку "Колыбельной" Моцарта, подчеркнув нём нежный возраст исполнителей и юность самого отделения, а потом внезапно перешли к динамичной пьесе Г. Миллера "Чаттануга-Чу-Чу" в сопровождении биг-бэнда училища. Вслед за этим прозвучала боссанова Эмиля Кунина "Детские игры" в исполнении джазового струнного оркестра под управлением автора. Известный джазовый фотограф Александр Забрин подарил нам три фотографии с концерта.

Т. Айзикович поздравляет с юбилеем


Выступление класса эстрадного сольфеджио под. Рук. Е. Лернера


Выступление стринг-бэнда под рук. Э. Кунина


Учащиеся отделения многократно записывались на радио и телевидении, в программах "Добрый вечер, Москва", "Новости", "Взгляд", "Джазовая панорама" и др. Однажды детей снимали для телепрограммы "Марафон 15". Во время съёмок телевизионщики спросили меня: "У ваших детей удивительно светлые лица. Вы их специально отбираете?" А через несколько дней позвонил ведущий программы: "Вчера у нас в гостях была американская делегация. Мы показали им съёмку, сделанную в вашей школе. Американцы были поражены, потому что советские дети, которых они встречали ранее, нередко выглядели скованными, зажатыми, неулыбчивыми. Глядя на свободное и непринуждённое поведение, весёлые, радостные лица ваших детей, они бы легко приняли их за американцев". ( Я должна пояснить, что часть репертуара учащиеся исполняли на хорошем английском языке.) А между тем дети приходили самые разные. Но проходило совсем немного времени, и мы сами их не узнавали. Видимо, атмосфера творчества, увлечённости, любви меняла их. И, возможно, поэтому во время выступления в Союзе композиторов на юбилее Ю.С. Саульского сидящая рядом со мной в зале народная артистка СССР Людмила Касаткина сказала: "Я хочу, чтобы мой внук учился только у вас!"

Наши ребята концертировали в крупнейших залах столицы: концертном зале "Россия", Театре эстрады, Академии музыки им. Гнесиных, Рахманиновском зале и др. Но особо памятным было выступление биг-бэнда под управлением В. Коновалова на отчётном концерте, посвящённом 70-летию школы в Большом зале Московской консерватории. Стасовская школа была богата крупными коллективами: хором, симфоническим оркестром, ансамблем скрипачей, оркестром народных инструментов. Но биг-бэнд, с блеском исполнивший композицию "Дюка" Эллингтона "Без свинга нет музыки", привнёс новую, особую краску. Это был настоящий фурор. И даже телевидение, всегда сокращающее материал, снятый для "Новостей", показало этот номер полностью. Надо отметить также, что это было первое выступление детского джаз-оркестра в истории Большого зала консерватории.

Выступление биг-бэнда под. рук. В. Коновалова в Большом зале Московской консерватории.
                                                                             
Весной 1990 г. мне и Алексею Баташёву позвонили из г.Тулы. Тульчане организовывали I-вый Международный Фестиваль "Юный джаз" и просили нас помочь его провести (меня -- в качестве председателя жюри, а А. Баташёва – ведущим программы). Фестиваль продолжался три дня.В нём приняли участие детские и юношеские коллективы из Голландии, Франции, Польши, Румынии и ряда союзных республик. С большим успехом выступили и стасовцы: биг-бэнд под упр. В. Коновалова и джазовый ансамбль под упр. В. Аграновича стали лауреатами фестиваля. 

В мае 1991г. раздался звонок от известного детского писателя Григория Остера, который был также сопредседателем общества советско-американской дружбы. Он пригласил нас участвовать в совместной с американцами акции «Дети против войны - за разоружение» на Красной площади. Мы с радостью откликнулись. Участие диксиленда под управлением О. Степурко действительно сделало этот праздник дружбы незабываемым. Оркестр играл на протяжении четырёх часов, солируя и сопровождая выступление детского танцевального ансамбля. Звуки весёлой джазовой музыки, создавали хорошее настроение и привлекали много людей. Американцы развернули импровизированную ярмарку и бесплатно раздавали сувениры, напитки и сладости.Так, по воле случая, стасовский диксиленд оказался первым детским джазовым коллективом, выступившим на этой легендарной площадке.

Вспоминая первые годы работы нашего отделения, я поражаюсь тому, сколько ярких и интересных личностей мы воспитали. Как-то раз известный джазовый саксофонист, солист оркестра "Мелодия" Сергей Гурбелошвили привёл семилетнего мальчика Антона, внука знаменитого тренера киевского "Динамо" А.А. Севидова, и сказал: "Этот мальчик родился джазменом". Антон Севидов стал победителем конкурсов "Хрустальная нота" и "Хрустальный камертон", основателем группы "Neonavt." Солистке Большого театра Надежде Юреневой было нелегко преодолеть психологический барьер, когда она узнала, что её дочь хочет стать джазовой певицей. Впоследствии Наталья Юренева (Княжинская) стала солисткой знаменитого театра миниатюр «Летучая мышь» (рук. Л. Гуревич), пела джаз и фолк-рок, а сейчас руководит экспериментальной вокальной школой. По рекомендации В. Озерова, к нам пришёл юный трубач Роман Иванов, ставший впоследствии солистом оркестра О. Лундстрема, лауреатом джазовых фестивалей, руководителем джазового квартета. Саксофонист Василий Пономарёв - участник группы "Точка росы" и антреприз Валерия Фокина, автор философско-литературных эссе. Среди наших учеников джазовый бас-гитарист Роман Дмитриев, гитарист Вадим Цой (брат Виктора Цоя), барабанщик Андрей Кобзон (сын Иосифа Кобзона), директор-продюсер певицы Нино Катамадзе Наталья Езепова (Ломоносова); региональный менеджер компании "DMX-Music" Наталья Вельтман (Канада); известный джазовый саксофонист и кларнетист Станислав Кунин (Израиль); саксофонист, аранжировщик Голливуда и студии звукозаписи " TMH" Александр Иванов (США) и др.

Пианист Андрей Саенко --- совладелец юридической фирмы и автор песен, рассказов, эссе. Вспоминая о годах учения на отделении, он пишет: "Я, чем старше становлюсь, тем больше ценю усилия людей, пытавшихся что-то вложить в меня в том возрасте, когда организм еще достаточно восприимчив к входящей информации. Так что огромное вам спасибо!". Скрипачка Татьяна Курицына стала специалистом по спортивной реабилитации и йоге в Центре Образования №734 "Школа самоопределения". Она неизменно участвует в организации школьных концертов "Композиторы всех стран и времён - детям", а также выступает как исполнитель на фортепиано, скрипке и кларнете. Мне хотелось бы привести отрывок и из её письма: "Это была важная встреча в моей жизни, та, которая происходила в моём детстве, когда вы, Тамара Леонидовна, Эмиль Ильич, Евгений Давыдовыч полностью и вопреки обстоятельствам сознательно участвовали в нас. Это участие я чувствую сейчас к детям, которых встречаю, а Рахманинов, которого вы играли зимой на уроках музлитературы, по-прежнему звучит в моей памяти... Спасибо!"

"Вся гордость учителя в учениках -- в посеянных ими семенах" ( Д. Менделеев). Радостно сознавать, что творческое начало, преданность музыке глубоко вошли в сознание наших детей. Они следовали им вне зависимости от того, какую профессию впоследствии выбирали. В год 25-его юбилея, вспоминая замечательное время нашего общения, трудное, но полное прекрасных надежд и незабываемых событий, я хочу поблагодарить всех, кто помогал нам, и, в особенности, наших педагогов и учащихся за искренную и благотворную атмосферу совместной работы, которая помогала нам осуществлять казалось бы нереальные планы и чувствовать себя по-настоящему счастливыми.

                                                   

Тамара Айзикович 
Музыковед - педагог   
 Сентябрь 2011 г.  Торонто

1 коммент.:

Oleg комментирует...

Нет, ну Вы посмотрите какую статью написала Тамара Леонидовна. Потрясно, даже я есть на фото:-) В биг - бенде:-)Да, Тамара Леонидовна - отписалась капитально от души:-)
директор-продюсер певицы Нино Катамадзе Наталья Езепова (Ломоносова)
(Natalia Lomonosova )

Отправить комментарий

ad

Комментарии