Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Мик Гудрик

Мик Гудрик. Вряд ли это имя скажет что-то большинству читателей, а ведь это — ни много, ни мало — один из столпов гитарного джаза, стоящий в одном ряду с Патом Мартино, Джо Диорио, Джорджем Ван Эпсом и другими. Официальный сайт — www.mrgoodchord.com — крайне скуп на факты из жизни. В остальном, имя Мика Гудрика периодически упоминается в различных интервью с известными музыкантами, в обзорах и статьях, в основном, как автора «гитарной библии» «The Advancing Guitarist» и нашумевшего «Almanac of Guitar Voice-Leading for the Year 2001 and Beyond» или преподавателя. Действительно, Гудрик — исследователь, автор концептуальных трудов по гармонии в целом и по применению этих знаний к гитаре в частности. Действительно, Гудрик — преподаватель высшего ранга, давший путевки в жизнь таким музыкантам, как, например, Джо Скофилд или Майк Стерн (и еще многим, о которых речь пойдет ниже). Кроме того, Гудрик еще и состоявшийся музыкант, записавший не один альбом. Однако, при всех регалиях и заслугах, о Гудрике известно,все равно, крайне мало. Настолько мало, что даже многочасовые путешествия по бескрайним просторам сети дают весьма скудные результаты, в основном, обрывки. С чем это связано?
Возможно с тем, что, в основном, Гудрик, действительно, посвятил себя исследованиям и преподавательской деятельности, а известно, что про учителей, к сожалению, пишут меньше, чем про их звездных учеников. Возможно с тем, что Мистер Аккорд (Mr.Goodchord) — так его прозвали музыканты — не очень-то любит, чтобы о нем было известно больше, чем ему нужно. Однако, мы попробуем (возможно, первые) собрать все, что удалось найти по крупинкам в единое целое, и рассказать вам об этом человеке.

С чего все началось?

Мик Гудрик родился 9 июня 1945 в городе Шарон (Sharon) в штате Пенсильвания, США. Мальчик серьезно занимался теннисом, и сначала речи про музыку в целом, и про гитару в частности просто не шло.

«Все это началось из-за Элвиса Пресли. Мне было 9 или 10, когда я забил болт на теннисную ракетку и стал обезьянничать напротив зеркала. Родителям я так и сказал, что хочу гитару, потому что теннисная ракетка выглядит совсем не круто. Они подарили мне укулеле, но эта штука в зеркале выглядела еще более мерзко, чем ракетка. И вот, в моей школе стали предлагать уроки музыки, в том числе и гитары. Моя мама спросила, хочу ли я учиться играть на гитаре, и я сказал, что хочу. Так, в 11 лет, я начал играть на гитаре»

После посещения летнего джазового лагеря Стэна Кинтона (Stan Kenton) Мик всерьез увлекся джазом. Впоследствии Мик встретит великого Гарри Бартона (Garry Burton), который во многом определит взгляды и подходы Мика Гудрика к музыке. После работы с Бартоном Гудрик начинает карьеру преподавателя в Консерватории Нью Инглэнд (The New England Conservatory).

Преподавание

В 1967 году Гудрик закончил Беркли, где и преподает до сих пор. Из-под крыла Гудрика вышло множество студентов, чьи имена сейчас являются эталоном игры и являют собой элиту гитарного джаза. Среди них Джо Скофилд (John Scofield), Пат Мэтини (Pat Metheny), Майк Стерн (Mike Stern), Билл Фризел (Bill Frisell) и другие, не нуждающиеся в особом представлении. Вот, что говорит Мик про основы своего подхода: «Все мои студенты всегда играют под метроном. Если это, например, джазовая композиция, то он выставлен на вторую и четвертую доли. Когда темп начинает набираться и становиться «уверенным», многих сворачивает на первую и третью. И я лечу, устраняю это, потому что это одна из самых плохих вещей, которые могут случиться. Вы должны обращать внимание на метроном, словно это Глас Божий. Это самая важная вещь».

Однако, кроме ритма и музыкальной гармонии, Гудрик старается в каждом ученике разглядеть то, к чему человек склонен больше всего, то, что «само идет из сердца»: «Когда я учу, я стараюсь сосредоточиться на том, что я считаю самым главным и жизненно необходимым, для любого, кто хочет стать джазовым гитаристом. Мы говорим и о музыке, и не только, мы говорим о музыкальном бизнесе, и о других нюансах нашей профессии. Мои ученики экстраординарные и талантливые, всех их интересно учить, но и просто проводить с ними время не менее здорово. Вы всегда можете определить, когда получаете что-то от человека. Это как удар по голове. Когда мой ученик получает что-то, он начинает светиться, прямо как рождественская елка, и я начинаю чувствовать себя так же, чем больше времени проводишь вместе, тем больше светишься. Это же очень просто, и так здорово, когда такое происходит».

Книги

Мик Гудрик не только музыкант и преподаватель. Он «ученый от музыки», экспериментатор и новатор. Его слава, как исследователя джаза началась с книги «Продвинутый Гитарист» (The Advancing Guitarist), которая очень быстро стала «библией гитаристов». Считается, что тот, кто всерьез занимается гитарой и джазом, просто обязан прочитать эту книги, потому что «это азы, без которых немыслим мало-мальски серьезный подход к делу». После этого были еще книги, и вот начиная с 2001 года, «Мистер Аккорд» (такое прозвище получил Гудрик от коллег-музыкантов) начал фундаментальный труд — Альманах Голосоведения на Гитаре от Мистера Аккорда: от 2001го и дальше («Mr.Goodchord`s Almanac of Guitar Voice Leading for the Year 2001 and Beyond»). В этом двухтомнике на 650 страниц Гудрик аккумулировал все, что он узнал о гармонии за свою жизнь. Весной 2007 года началась подготовка к выходу третьго - финального - тома альманаха: «Volume III: Beyond the Mother-Lode». Рассказывать о его книгах, по большому счету, бесполезно, их нужно читать. Самые же любопытные могут зайти в интернет и набрать в поисковой строке названия упомянутых книг. Качество и количество отзывов самых разных людей само скажет все.

Гитара

На очень многих фотографиях Мика Гудрика можно увидеть с гитарой фирмы Klein, основное направление которой – эргономика, как звука инструмента. Естественно, что Мик Гудрик, во всем стремящийся к гармонии, разработал свою гитару в сотрудничестве именно с этой фирмой. В итоге, получился тот инструмент, который полностью удовлетворял маэстро не только звуком, но и всем остальным. Инструмент называется Klein Mick Goodrick и имеет несколько модификаций.

Записи и музыканты

За свою более чем 30-летнюю карьеру Мик Гудрик записывался и работал как сольно, так и с другими великими музыкантами — Гари Бартоном(Gary Burton), Пэтом Метини(Pat Metheny), Джо Диорио (Joe Diorio), Чарли Хейденом (Charlie Haden), Джо Скофилдом (John Scofield), Джеком Де Жане (Jack DeJohnette), Полем Мотье (Paul Motian), Дьюи Ридмэном (Dewey Redman) и многими-многими другими. Из свежих работ стоит отметить совместные проекты и записи с Грегом Хопкинсом (Greg Hopkins), Гари Чафи (Gary Chaffee) и Стивом Суоллоу (Steve Swallow).

Дискография

СОЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ:
MICK GOODRICK — «IN PAS(S)ING» (1978)
MICK GOODRICK —«BIORHYTHMS» (1990) MICK GOODRICK QUARTET — «SUNSCREAMS» (1993) MICK GOODRICK / DAVID LIEBMAN/ WOLFGANG MUTHSPIEL —«IN THE SAME BREATH» (1995)
СЕССИОННЫЕ АЛЬБОМЫ:
GARY BURTON —«THE NEW QUARTET» (1973); «SEVEN SONGS FOR QUARTET AND CHAMBER ORCHESTRA» (1973) MIKE GIBBS& GARY BURTON — «IN THE PUBLIC INTEREST» (1973) GARY BURTON QUARTET with EBERHARD WEBER — «RING» (1974) GARY BURTON QUINTET — «DREAMS SO REAL» (1975)
CHARLIE HADEN — «THE BALLAD OF THE FALLEN» (1982) «THE MONTREAL TAPES » (1989); «ECM SPECTRUM VOL.1» (1990); «DREAM KEEPER» (1990); «ARRIVAL» (1991)
JACK DeJOHNETTE'S SPECIAL EDITION — «IRRESISTIBLE FORCES» (1987); «AUDIO VISUALSCAPES» (1988)
HARVIE SWARTZ — «IN A DIFFERENT LIGHT» (1990)
ED SARATH —«LAST DAY IN MAY» (1991)
THE MANDAY NIGHT ORCHESTRA —«LIVE AT SWEET BASIL: PLAYING THE MUSIC OF GIL EVANS,Vol.1,2» (1993)
CLAUDIO FASOLI — «CITIES» (1993); «TEN TRIBUTES» (1995)
MIKA POHJOLA — «MYTHS & BELIEFS» (1994)
STEVE SWALLOW — «DECONSTRUCTED» (1996); «ALWAYS PACK YOUR UNIFORM ON TOP» (1999)
DAN WALL — «ON THE INSIDE LOOKING IN» (2000)


Над статьей работал Максим Ротшильд (max.rotshild@gmail.com)
Игорь Бойко

2 коммент.:

kursebeli комментирует...

spasibo balshoe !!! prachitaiu viskajus !!!

kursebeli комментирует...

spasibo ia ni znal Мик Гудрик stolko, agromnoe spasibo ivo raditeliam chto kupili gitaru imu
:-) , i agromnoe spasibo samamu Мик Гудрику chto virastil taki zmaninitix gitaristov !
spasibo za statiu !!!

Отправить комментарий