Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Продолжение рассказа о Билле Эвансе


ДС:- Добрый день, вечер или ночь. Где бы вы нас ни слушали: добро пожаловать на частоты и на сайт «Свободы»! В эфире «Время джаза», у микрофона – ваш ДС. Сегодня продолжение рассказа о Билле Эвансе, которому на этой неделе, будь он с нами, исполнилось бы – 80 лет.

Oliver Nelson – Cascades

ДС: - Cascades, «Каскады», Оливера Нельсона. Его диск «Блюз и Абстрактная Правда», в записи которого участвовали: Фредди Хаббард – труба; сам Нельсон альт-и-тенор саксофоны; Эрик Долфи – альт и флейта; Джордж Барроу – баритон-саксофон; Билл Эванс – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Рой Хайнс – ударные. Студия Руди ван Гельдера, Нью-Джерси, 23 февраля 61 года.
Мы оставили Билла Эванса на прошлой неделе в возрасте трех лет, повторяющего на слух за братом Харри (на два года старше) урок музыки на домашнем пианино.

Дед Билла Иван Сорока и бабка – Анна – встретились уже в США, когда они осели в районе Скрентона, где во второй половине 19 века образовалась община выходцев их России, работавших на угольных шахтах. У Ивана и Анны было шесть детей. Мать Билла, Мария, была вторым ребенком. Община жила привычно, по традициям навсегда оставленной России. Мало кто говорил по-английски, в основном по-русски или по-польски. Все ходили в церковь, все пели, а капелла и все пели дома или на сходках народные песни родных краев.
Билл Эванс был напитан с двух сторон музыкальным фольклором. Со стороны матери – русским, со стороны отца – валлийским. Отец с друзьями так же устраивал вечеринки с выпивкой и песнями.
Иван Сорока умер рано, угольная пыль убивала быстро, и конечно, никаких компенсаций, пенсий или пособий в 90х годах 19 века не существовало. Мария и ее сестра, Джастина, были отправлены в приютский дом, которым управляли православные монахи. Здесь так же говорили лишь по-русски, так что сестры начали учить английский, лишь, когда подросли и оставили приют.

Bill Evans - ARE YOU ALL THE THINGS

ДС: - Are you all the things, «Весь мир ли ты?», пьеска Билла Эванса, он же за роялем в нью-йоркском клубе «Виледж Вангард» с Эди Гомезом (который играет на контрабасе и смычком) и с Марти Моррелом – на ударных. Январь 74 года.
Мать Билла, оставив приют, вместе с сестрой поселилась в Менвилле, штат Нью-Джерси. Обе сестры работали на фабрике, производившей кровельную плитку и трубы. И опять практически все рабочие были выходцами из России и Польши, и никто не говорил по-английски. Брат сестер, Михаил (Майкл, конечно же!), стал директором фабрики, и вся семья получила работу. Мария (Мэри) работала бухгалтером.
Недалеко от Менвилла, на несколько остановок ближе к Нью-Йорку, лежал городок Данилен, где жил и работал Харри Эванс. Когда Мария Сорока и Харри Эванс поженились, они поселились в соседнем Плейнфильде, где Билл и появился на свет.
Отец его был горьким пьяницей. Он не валялся под забором, но пил круто. Пил в компании друзей, что для валлийцев означало, как я уже упоминал: пить и петь.
Старший брат Билла – Харри-Джюниор – рос удивительным крепышом, пошел в отца. Бил был хрупким очкариком – скорее в мать. Но оба выросли атлетами. И, если бы не музыка, оба стали бы чемпионами гольфа, так как отец во время сообразил и превратил гигантский пустырь между станциями, убегавшими к Нью-Йорку – в поле для игры в гольф.

Идеальным пианистом для Майлза Дейвиса был Ахмад Джамаль. Но Джамалю не довелось играть с Дейвисом. На мой вопрос – Почему вы никогда не сыграли с Майлзом? Джамаль в свое время ответил уклончивым вопросом: - Почему Майлз никогда не сыграл со мною?
Дейвис нашел пианиста, который мог играть «под Джамаля». Или – близко к технике Джамаля. То был Ред Гарленд. Когда Гарленд ушел из секстета. Майлз Дейвис попросил теоретика джаза, композитора и пианиста Джорджа Рассела найти для комбо нового пианиста. Рассел назвал своего ученика – Билла Эванса….
Вы коротаете время в компании радиослушателей Свободы. В эфире еженедельное «Время Джаза». У микрофона ваш ДС.

Bill Evans - The Shadow Of Your Smile

ДС: - The Shadow Of Your Smile, «Тень твоей улыбки» из фильма Винсента Минелли 65 года "The Sandpiper". Музыка и текст знаменитой песни написаны Джонни Менделем и Полем Уебстером.
Диск Эванса 67 года - «Дальнейшие разговоры с самим собой». Это вторая сольная пластинка Эванса, записанная с наложением на предыдущую запись, overdubbing. Первая, соответственно, называлась «Разговоры с самим собой». Вышла она на виниле фирмы «Вёрв» в 63 году.
Дабы не забыть, скажу, что клуб гольфа Эванса-Старшего приносил приличные деньги. И когда Мария и Харри решили выйти на пенсию, они переехали во Флориду, на Vero Beach, где у Харри Эванса был еще один клуб для любителей стриженых лужаек, разнокалиберных клюшек и словечек вроде «бёрди» или «игл»…
Итак, подростками Харри-Младший и Билл отправлялись на велосипедах в недалекий Данилен, где Элен Лиленд продолжала давать им уроки фортепьяно. Она считала Билла более талантливым пианистом и не настаивала на жёстких правилах обязательных упражнений. Вместо этого она приветствовала легкость, с которой Билл освоил нотную грамоту и игру с листа. Дома у Эвансов была приличная библиотечка партитур, и Билл с удовольствием играл польки, песни, марши и классику, постепенно отбирая любимые вещи и любимых композиторов.
И здесь еще раз нарушим хронологию. Майлз вспоминал, что Билл Эванс открыл для него Рахманинова и Равеля. Он заставил его слушать итальянского пианиста Артуро Микеланджели. Он же подарил ему диск Арама Хачатуряна, который потряс трубача. Эванс не так уж долго играл с Дейвисом, но влияние его на Майлза было неоспоримым.

Davis, Miles - On green Dolphin Street

ДС: - On green Dolphin Street, « На зеленой улице Долфин». Уашингтона и Кейпера. Дейвис, Эддэрли, Трейн, Эванс, Чемберс и Кобб, записанные на «Коламбии» в 58 году.

Не смотря на летнюю лень, честно заработанную в горах или на море усталость, вы слушаете еженедельное «Время Джаза». Если вы застряли в пробке на дороге, на пути из аэропорта или по пути на вокзал, вы всегда сможете скачать очередное время джаза в подкасте с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС…
Учителя Эванса, на этот раз уже в колледже, приходили в отчаянье оттого, что ученик их, прекрасно владея нотной грамотой, никогда не играл точно по нотам, а всегда где-то рядом, уходя куда-то в сторону.
Никто не учил Эванса импровизации, он импровизировал интуитивно.
Но занимался он серьезно по три часа в день. В семь лет он так же освоил скрипку, а затем флейту и пикколо. Но фортепьяно, из которого он умел извлекать звуки кристальной чистоты, было его настоящей любовью.
«Я это понял, - вспоминал он,- когда в десять лет в азарте карабканья по деревьям, сломал запястье. До меня дошло, КАК мне не хватает игры на пианино. До этого я принимал фортепьяно и музыку за нечто данное, за часть жизни…»

Bill Evans – Pavane

ДС: - Pavane, «Павана», Габриеля Форе; медленный танец эпохи Ренессанса. От итальянского Падована – танец типичный для Падуи; и от испанского «павлин» - «павон»….
Билл Эванс и оркестр Клауса Огермана. Руди ван Гельдер собирал этот диск «Билл Эванс с Симфоническим Оркестром», пьесу за пьесой, в промежутке между сентябрем и декабрем 65 года. Эванс и оркестр Огермана записали на этом диске так же произведения Шопена, Скрябина, Баха, Гранадоса, одну пьеску самого Огермана и две – Эванса.
.. В колледже Эванс изучал классический репертуар и играл Моцарта, Бетховена, Шумана, Рахманинова, Дебюси, Равеля, Вила-Лобоса и Дариуса Мийо. На выпускном вечере 24 апреля 50 года он сыграл Прелюдию и Фугу в Си-миноре Баха и «Каприччио» Брамса…
Впервые Эванс услышал джаз в 12 лет. Как практически и для всей молодежи его поколения джаз принесли домой радиоволны. То были Томми Дорси и Харри Джеймс. Когда пианист школьного джаз-оркестра заболел, Эванс заменил его. Во время репетиции он легко освоил аранжировку, но как он пишет «тут же добавил кое-что от себя».
Это «кое-что от себя» и стало в итоге Биллом Эвансом.

Bill Evans - Straight no chaser

ДС: - Straight no chaser, «Чистого, не разбавляя», Теллониуса Монка. Джероми Стейг – весьма «ролланд-кёрковская» флейта; Билл Эванс – рояль; Эдди Гомез – контрабас и Марти Моррел – ударные. Уебстер-Холл, Нью-Йорк, 3 января 69 года…
Эванс говорил в одном позднем интервью, что он может играть Монка, но что музыка Монка сама по себе ограничена.
Так или иначе, знаток Шопена и Равеля в 13 лет прославился тем, что он был «самым быстрым пианистом буги-вуги» в Central Jersey. Он был многим обязан пианисту Баду Пауэлу, но еще больше, как он писал «самому непризнанному джазмену века» - пианисту Нэт-Кинг-Коулу…

В последних классах школы (занятия были запущены) Билл Эванс начал подрабатывать, играя на танцах, свадьбах и вечеринках. Для этого он собрал свое первое Трио с Конни Откинсоном на контрабасе и Фрэнком Робелем на ударных. Иногда он играл на джем-сешн с джазменами старшего поколения и возвращался домой лишь под утро. То были первые чувства того, что было на подходе – настоящей жизни джазмена.
Он начал собирать пластинки: от Коулмена Хокинса, Ёрла Хайнса и до Декстера Гордона. Он прогуливал уроки, укатывая в Нью-Йорк, послушать знаменитые оркестры. Однажды с приятелем ему удалось даже побывать в нескольких клубах улицы Свинга, 52й стрит, каждый раз проходя по поддельным призывным повесткам в армию. Для призывников вход был бесплатным.
В сентябре 46 года Эванс получил стипендию луизианского музыкального колледжа в Хаммонде, в 50 милях от Нового Орлеана. Что еще нужно – начинающему джазмену?
Вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» и LIVE с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона ваш ДС

Bill Evans Trio – Witchcraft

ДС: - Witchcraft, «Колдовство», Ли и Коулмена. Первый (уже «взрослый») состав Трио Билла Эванса. Эванс – рояль; Скотт Ла Фарро – контрабас и Пол Мотьян – ударные. 28 декабря 59 года, Нью-Йорк. Диск «Риверсайда» - «Портрет в Джазе».
Скотт Ла Фарро был близким другом Билла и любимым контрабасистом. Когда он погиб в автомобильной аварии в 61 году, Билл Эванс на много месяцев заперся дома, ушел из джаза. Ла Фарро играл на контрабасе Абрахама Прескота, который этот мэтр сделал (или скорее – создал!) в Конкорде, Нью-Хэмшир в 1825 году. Ла Фарро погиб на дороге US-20 6 июля. За два дня до аварии он выступил на Нью-Портском фестивале вместе со Стеном Гетцем. За 10 дней до несчастного случая он записал с Эвансом два, ставших знаменитыми, альбома «Вальс для Дебби» и «Воскресенье в Вилэдж Вангард»…
Вот «Вальс для Дебби», подарок племяннице Билла, Дебби, записанный на концерте в Буэнос-Айресе в 75 году:

Bill Evans - Waltz for Debbie

ДС: - Waltz for Debbie. «Вальс для Дебби» - самая знаменитая из всех композиций Эванса. Эдди Гомез – контрабас и Марти мОрэлл – ударные. 24 июня 75 года Буэнос-Айрос.
Замечу, что у Билла Эванса была своя концепция Трио, и он вывел и контрабас, и ударника из сопроводительной роли (особенно контрабасиста), перейдя на диалог или, скорее, триалог…
По-настоящему джазовая карьера Билла Эванса стартовала после службы в Пятой Армии, расквартированной в Чикаго, где он стал близким другом певицы Люси Рид. Позже в Нью-Йорке Эванс стал ее аккомпаниатором, что привело его в квартет кларнетиста и саксофониста Тони Скотта. До Билла пианистом у Скотта был сам Джордж Ширинг, но с 56 года его места занял Билл.

Tony Scott & Bill Evans - Lullaby of the leaves

ДС: - Lullaby of the leaves, «Колыбельная листьев», Янга и Бернис Питкер, королевы Тин-Пен-Али. Тони Скотт – баритон-саксофон; Джимми Ниппер – тромбон; Бил Эванс – рояль; Милт Хинтон – контрабас и Пол Мотьян – ударные. 16 ноября 57 года, Нью-Йорк…
Здесь мы их и оставим...
Подкаст «Времени Джаза» все там же на сайте svobodanews.ru. Я буду вновь в вашей компании – через неделю. Всех благ, чао, бай-бай!

Cлушать передачу:


3 коммент.:

kursebeli комментирует...

spasibo isho raz za statiu, vse ochen interesno chitat pra Bill Evans, in bil ni tolko legendoi jazza on isho genii jazza !!!

Boholik комментирует...

Kursebeli будет еще одна передача, то есть она уже есть. Дмитрий Савицкий сделал три передачи про Билла Эванса. Я позже опубликую её в блоге.

Так что, благодарим за все передачи уважаемого Дмитрия Савицкого.

jazzman-90 комментирует...

Спасибо огромное за статью!!!

Отправить комментарий