Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Д.Ухов - О.Степурко

Я: Дима, солнце моё!

Скажи, почему сейчас такое безрыбье?
Ученики спрашивают, я говорю весь мир ждёт рыб от тебя. Но это не ответ?
А что ты скажешь? Где они Колтрейны? Что-то не видать лет, так 15; Что за пауза? О.Степурко

Димитрий Ухов: Олег, с этим вопросом. как писал Маяковский, обращайся в Коминтерн, в Москву.
А если серьезно, то целый комплекс.
Он касается всей цивилизации:
а. торжество массовой культуры, когда нужно не творчество, а индустрия- гении есть, но нет системы их выявления. Вот смотри: Яак Йоала, Тыним Мяги, Анне Вески -в одно время торжествовали на советской сцене. Скольуко эстонцев в процентном отношенииитк 225 миллионам в ССС? Получается, что звезд там (от­носительно) в 25 раз больше, чем в России или даже на Кавказе.

Но нет - дело в протестантском культе совместного пения в молельном доме. Я сам слышал, как на одном фестивале в Финляндской деревушке прихожане по лежавшим на сиденьях нотам пели современную (!) музыку в конце мессы.

Раннее выявление талантов и природных данных! Массовой культуре оно не нужно! Массовой культуре нужны приспособленцы вроде Мэрайи Кэрри, которая до славы лезла в машину к любому, кто имел отношение к шоу-бизнесу, хотя у самой диапазон - три октавы. Но он сам по себе не нужен.
б. как писал писатель (поляк, по-немецки) Пшибышевский: нет связующей веры - или в душ Шарко или в "божественное" (его кавычки, он имел ввиду спири тизм) откровение.
в. традиции: гимназист 17-го века и 19-го учились по библии и Илиаде.
У нас на филфаке одна ответила, что Илиада- это жена Одиссея. На филфаке, когда любой бурсак мог по - древнегречески процитировать Гомера или на латыни Ка тулла odi et Amo.
Дальше: г. звукозапись вытесняет непосредственное музицирование тот, кто может покорить импровизацией, не нужен меня, помню, поразило, когда (с Клейно том, кстати) послушали четверной концертный альбом"Чикаго" - оказалось они НЕ УМЕЮТ грамотно (штрихи, цузаммен и т.д) играть, не то, чтобы импрови­зировать!
Соответственно дискотека вытесняет живую музыку, и компьютер ручное музицирование вообще: по шаговым программированием с программой струнной секции какой хочешь оркестра Тосканини или Гергитева можно дома сыграть самому любого Вагнера, не зная нот. Другой тип профессионализма.
и еще д. Цивилизационная проблема: подходит к концу эра вседозволенности по стмодернима, когда казалось, все книги написаны, все тексты на бумаге.
Дальше можно только ими жонглировать полистилистика, коллаж, герменевтика - Мартынов).
Заметь интернет при всей своей связи порождает только жалких попсовиков типа Налича, хотя Карнеги Холл даром выкладывает в сети лауреатов своего конкурса молодых композиторов (серьезной музыки).
Элементарная и технически осуществимая вещь (не то, что в 90 - ,когда это впервые пытались делать) - совместное музицирование через интернет как радио мост) - не получло распространения, несмотря на то, что никаких задержек и сбоев уже нет. Наши новорусские проблемы тебе известнее, чем мне.
Молодому джазмену проще "сесть на точку" и играть то, чему его научили Бриль и компания и ждать, что придет Бутман и его спродюсирует. Если можно за работать даже сейчас в кризис 50 баксов за вечер, зачем корпеть дома над но тами и головоломными пассажи?
Если по TV все равно не покажут, а джазовые программу отодвинут попозже
к ночи, как эротику.
Мои программы на радио выходят в 1 и 2 часа ночи. Миша Грин говорил про ка кую-то свою знакомую которая ждет, но не дожидается и засыпает. Если на американском радио WBGO диск Левиновского с биг-бэндом Бутмана приняли к ро тации (задаром он зазвал на пару треков Марсалиса).
И вообще "Закат Европы", западной цивилизации - ООН тратит огромные деньги на в итоге обогащаются жалкие чиновники, которые в каждом государстве ни на что не способны,
Террористы используют сотовые телефоны, как запалы для бомб, а музвыскочки - компьютерщики действуют точно также. Полка ты раскручива ешь он уже продает (и не через интернет).
Еще проблема iPod- легкодоступность музыки - я помню как Коллиер (авто Ста новления джаза) гордо говорил, что компьютером не владеет, а даже е-мейлы ему пишет жена Ида (она сидела тут де). он совершенно обалдел, когда году в 2003-м Лоран Кюньи (тогда дирижер Французского государственного джаз-орке стра) достал из кармана коробочку типа аптечки и спрашивает и предложил Колдлиеру : назови джазовый трек из ВСЕЙ истории, какой хочешь послушать. Ида и Джеймс Линколь Коллиеры посоветовались и выбрали какой-то чикагский джаз 1929 года с соло Фрэнки Трумбауера на саксофоне в строе до.
Лоран поискал пару минут и продемонстрировал -вот он!
"У меня здесь 800 часов джаза 1000 лонглплеев", а вы против компьютеров!
Музыка обесценивается – она в звуковые обои и средство изоляции от окружающего мира (в метро, в наушниках, она- рингтон.
Бах шел пешком 60 км чтобы послушать Букстехуде, мы с Аксеновым не спали ночь, чтобы попасть на Тэда Джойнса Мела Льюиса.
А шоу - бизнес превращает, как сказал, Смоуки Робинсон на панихиде лучше всех официальных речей: ну надо же, как в таком человчеке (Джексон спел первую песню Робинсон в возрасте 7-8 лет помещалось столько души! И все на продажу - душу продали во что превратился все видели, а ведь чисто петь верхнее до и идти лунной походкой, кто еще умел?
Индустрия - нужен не художник, а машина для пения телегеничная внеш ность, которая умеет дергаться на экране.
Опять же наше: кризис вновь обострил цены на носители звука: кто будет по купать компакты, когда что-то пусть на самое лучшее можно на халяву ска чать).Как-то я летел с американцем-студентом из Чикаго в Нью-Йорк, у него был джискмэжн.
Что слушаешь спросил я. Он достал "кейс"- там был "мой любимый джаз. мое любимое кантри и т.д.Первым трэком было что-то с Kind of Blue. Тогда я дал ради интереса сборник на шей "Богемы"и парень безошибочно выбрал три приличных трэка.
Я ему говорю -а тебе не показалось что вот там Галактионов цитирует Дэйвиса периода как раз Кайнд ов блю.
Он не понял Какого Дэйвиса, какое Блю?
Я: это на твоей подборке"
Да, а я имен не запоминаю, скачиваю, что понравится и все!
Вот так,где личность, коммуникация, возникающий духовный контакт?
Д.Ухов


О.Степурко:
Дорогой мой чел Дима!
Ну ты, как всегда во всём прав, кроме одного.
Если бы появились люди с гениальными идеям, то я, и куча народа, всё бросим и побежим стоять всю ночь, чтобы их услышать. И я вижу, как мои студенты с маниакальным постоянством ищут таких людей и любое малейшее открытие, тут же передают через "Контакт" друг другу. Но всё равно это так, мелочь. Я посмотрел их сокровища на их страницах. Или старое наше с тобой, которое они открыли только что, или новаторства на 3 копейки.
Вот прислали мне бразильцев.

Barbatuques - Baiana




Д.Ухов:
Олег, "Если бы появились люди с гениальными идеями"- я об этом и говорю. Даже если появятся, как-то вопреки всему сформируются),то не смогут эти идеи донести. А, может, они есть, рядом, а пытаются это сделать, а мы - не понимаем их, забыли с помощь. массовой культуры (и псевдоинтеллектуалов язык, на котором нам хотят что-то сказать Такое случалось - обе книги Библии об этом не в одном месте пишут.
Д.Ухов.


О.Степурко:
Если гениально, сразу все узнают, через тот же нет.

Д.Ухов:
Такое случалось - обе книги Библии об этом не в одном месте пишут.

О.Степурко:
Иисус же пробился через массовую культуру. И мы пробьемся. А то зачем же жить. Кроме публичного дома есть Любовь. Вот она то и победит. А пену забудут.


Д.Ухов:
Олег, разве возражаю? Бразильцы, оказалось, у меня на диске есть, но посмотреть с подтанцовками приятнее! А гений, конечно же, пробьется, но мой пафос в том, что гением сейчас быть гораздо труднее. Многое и правда сказано найти свой новый подход труднее, да еще пробиться. Тебя на поражает парадокс массовых коммуникации и технических средств. При всех свои возможностях они нисколько ничего не облегчают. А, между тем, один блюзовед доказал, что многие блюзмены учились от других не лично, а по пластинкам - даже те, кого мы склонны считать совсем уж уличными музыкантами (но на граммофоны и пластинки как-то хватало) и поэтому региональность в блюзе обманчивая. Это не то, что фольклор - распространяется по рекам. Я тут вспоминаю поэта Крученых в переписке с одной дамочкой-музыковедом (или лучше музыковедьмой?), как он помнил футуристические стихи (правда, многие приписывал себе- Хлебникова, Бурлюкова) -так вот он за кружку пива их читал. Хотя за всю сов. власть вышел один маленький том Хлебников (в карманной серии библиотеки поэта), интересовавшаяся новаторством элита о нем знала- помнишь близнецов Фридманов (один еще жив) - мы с ним как раз об этом говорили на похоронах Аксенова. Царство ему Небесное!Коммуникации обрубают личностные связи в этом парадокс не случайно люди в интернете выступают под никами - какими-то собачьими кличками.с одной стороны - анонимность помогает высказаться (замена исповеди), а с другой - выдать желаемое за действительное. Это по науке называет смешным французским словом симулякр.Вот мы и живем не среди подлинных гениев и личностей, симулякров, и их число будет плодиться.

О.Степурко:
У меня в Контакте одни студенты, которых я хорошо знаю. Талантливые хорошие ребята. А лексика, разве у нас не было своего языка. А что такое "чувиха", "лажа", "лабать", "кочумать", "берлять", и даже "сурлять", наверно старшее поколение так же о нас думало.А я тебе скажу что отвечаю сам на этот же вопрос студентам: "Штатники и европейцы выдохлись и теперь луч культуры повернул к нам. Вот почему я жду от Вас шедевров. И может ещё при нашей жизни дождёмся. О.Степурко


Д.Ухов:
Олег, как стимул твоя фраза о том, что американцы и европейцы выдохлись - работает, а вообще для меня это слишком сильно.Вот тебе на засыпку: девочка из Азербайджана (имя Амина), выросла в Москве, получила консерваторское образование, замужем за голландцем, живет с ним в Бельгии, диски выпускает в Штатах (он флейтист Барт Плато, не такой талантливый, как она) - она европейка, американка или азиатка?Помнишь было сравнение джазовой формы шахматами- все начала (дебюты) и в общем эндшпили - наперечет, их мало а вот продолжение и развитие всегда разное. Какая разница, кто развивает защиту Филидора, лишь бы не Остап Бендер? Дело в другом: мировая музыка постепенно охватывает земной шар- естественно, сначала копали у себя поближе, потом вошли в моду нордический импро сионизм, потом балканско-клезмерская разухабистость. Периодически возвращаются разные латиноамериканцы, сейчас дошла очередь до Ближне-Среднего Востока, к которому причисляется и большая часть б. СССР и России (не столько джазом - славянские языки в Сорбонне изучаются в l'Ecole Orientale - по традиции в "Ориентальной школе")..По счастью, искусство не так предсказуемо, как многим хочется, таланты появляются по Божьей воле- кто бы мог подумать, что плебей из несчастной окраины , завоеванной Россией -жандармом Европы - родится и вырастет некто Шопен? А наша "кучка" - все формально дилетанты - морские офицеры и химики, а сколько музыкальных откровений.Почему в малограмотной забитой России рождаются Толстой и Достоевский и Стендаль с Дюма откровенно воруют сюжеты и второстепенных русских, которых мы давно уже позабыли (типа Даниловского или Марлинского).И наоборот- сытая, мало интересующаяся окружающимся миром Америка производит таких гениев как Айвз, Парч.И еще. А Япония страна с самой древней музкультурой в европейском смысле (в гагаку есть элементы сонатной формы, а это 9-10-й век). А в 20-21 ничего вроде бы своего произвести не могут: как в фильме "Воздушные приклюбчения2 - приспосабливают фюзеляж от американского, а крылья от европейского аэропланов. Где японский джазовый гений? Про их количестве населения, умению впитывать инородные традиции (собственно японская в самой Японии видно- наполовину китайская и даже копейская).,апочему не зародилось свое течение- я уже не говорю о выдающейся личности. Почему при всех рациональных попытках привнести свои традиции в джаз. Все они носят худосочно-провинциальный опыт (исключая авангард, но это особая статья)..очень прошу не обобщай.Я то и рассуждаю именно так "выдохлось" по твоей терминологии все мировое искусство (культура, цивилизация), наступила эра истолкования одного уже существующего текста другим уже сосуществующим, иногда это дает плюс (герменевтика). И мы в том же положении, ни чуть не лучше. Никакой Гумилевской пассионарности у нас уже нет, наоборот пассивность . С какой безразличностью "пипл хавает" все, что дают это подтверждает.А таланты появляются, где Бог послал ("гении" это удел мертвых, как говорил Пауль Хиндемит). Я уверен, что может быть мы слушаем какого-нибудь русского или американца или европейца.Выдохлось все мировоеЛегко понять, почему пришелся ко двору Колун - Валерий Пономарев или веселый скандалист поп-механик Курехин , а вот я тебе напомню статью Джина Лиза (критика и автора текстов к «Take 5», и другим инструментальным хитам)Он подсчитал (в 60-е), что среди джамзенов практически нет....WASP - белых англосаксов- протестантов.Из Европы это были а. итальянцы б.евреив, прочие - включая немцев, французов, армян, даже говорящих по английски, но не англосаксов (шотландцы, ирландцы) Эти были на последнем месте. Почему?Только ли потому, что джаз был для них, по определению людей более высокого социального происхождения? Так что же это они, то есть отчасти мы - выдохлись? Или Скандинавия которая производит сейчас большую часть, по крайне мере, раскупаемого джаза? (раскупаемый не значит творческий, но тем не менееИли что-то еще. Д.Ухов

Когда в XIX в кричали о кризисе музыки, Мусоргвкий уже написал «Бориса Годунова», а Стравинский «Весну священную». Я уверен, что мусоргские живут с нами, а мы пока их не видим и не слышим, а только кричим о кризисе джаза.СОМ.

4 коммент.:

Анонимный комментирует...

Олег, интервью хорошее, но опечаток многовато и как бы недосказанностей. В одном месте, правда, читается не как опечатка, а как неточность - там, где про Кручёных, Хлебникова и Бурлюка (в тексте - Бурлюкова). Думаю, неточность не уховская.

Анонимный комментирует...

хотя если имелись в виду братья Бурлюки - да, может быть просто опечатка.

Vandermitr комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
trubach комментирует...

Спасибо за то, что указали на опечатки. Если бы блог был не на добровольных началах, а коммерческий, то, конечно был бы редактор который всё бы поправил.
Так всегда происходит у Кирилла Мошкова на Jazz.ru - он блестяще редактирует мои статьи.
Ну а здесь придётся потерпеть без редактуры, главное чтобы была понятна мысль.

Отправить комментарий