Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Джаз, как средство от смерти

Первого июля в Джаз-Арт клубе Алика Эйдельмана прошёл вечер памяти гитариста Михаила Есакова. Алик любезно позволил в перерыве основного заявленного состава (а играло трио Олега Бутмана) сыграть в честь Миши несколько вещей. На сцене стоял большой портрет Есакова, который принесла вдова гитариста Надежда Николаевна. К нему ученики Миши положили цветы.
Жаль, что из-за выступления не удалось прийти Алексу Ростоцкому, который собирался на этот вечер. Вечер начал А. Эйдельман и сказал очень прочувственное слово о Мише, а мы с группой «Jazz-Контакт» подготовили пьесу «Недопетая песня», ибо Миша, как мы узнали, от Надежны Николаевны умер, когда пел джазовую песню.
Отец Александр Мень, которого я знал много лет, говорил: «Когда уходит человек, который не успел сказать всего, что был должен, его душа находит другого человека и отдаёт ему свои идеи». Поэты чувствуют эти сущности и называют их музами и мне кажется, что эта тема во многом мне навеял Миша.




Потом прозвучал «Джазовый реквием», который я исполнял на вечере А. Собо¬лева, и закончили наш музыкальный букет для Миши мы «Самбой зелёной трубы», ибо джазовое вечнозелёное древо будет цвести вечно.


Любопытно, но на вечере я узнал от Николая Михайлова, (организатора первого джазового парохода) что оказывается Есаков участвовал в первом выезде московских джазменов на джазовый фестиваль в Тарту в 1958 году, на котором он играл вместе с А. Товмасяном, Г. Лукьяновым, В. Сакуном и С. Крыжановским. Он даже нашел, на какой странице это написано в книге А. Баташова «Советский джаз». А от джазовой певицы Галины Филатовой, что она брала у Миши уроки по джазовой гармонии.

Причём, Есаков в Тарту играл на саксофоне баритоне. Вообще Миша мультиинструменталист – после сакса он долго играл на аккордеоне, контрабасе и лишь потом перешёл на гитару.
Есаков, сам великий джазовый методист смог и своих учеников и коллег заразить любовью к секретам джазового мастерства, Есаков создал как бы целое движение рус¬ской джазовой методики, от него потекла целая река российского джазовых пособий и учебников, созданных его учениками. Так Сергей Попов – автор первой гитарной рок-школы "Рок-импровизация", Александр Кутейников, автор "Учебного пособия для гитаристов", Сергей Руднев, основатель издательства ГиД (гитарный институт на дому) издавший огромное количество методической литературы для гитары редактором ко¬торых стал С. Попов. (Не случайно, когда мой сын выложил сообщение о смерти Есакова на гитарном сайте, то на вопрос – «А кто это», последовал ответ – «Это препод Сергея Попова», и молодняк сразу проникся, такой авторитет у работ Попова. Хотя некоторые форумчане написали, что у них есть работы и самого Есакова.) Олег Добронравов в 2003 году завершил фундаментальную работу (более 20 лет) над учебником "Хрестоматия басовых линий по джазовым стандартам". Павел Живайкин издал уникальные книги, не имеющие аналога – «Классика в мелодиях с аккордами», «Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам», «Школа блюза, буги-вуги и рок-н-ролла». Организовал собственную студию с авторской программой.



Надо сказать, что Есаков любого музыканта мог увлечь проблемами джаза, о чём я писал в статье «Железнодорожная академия джаза», опубликованной на Jazz.ru. Во многом и меня и Юру Маркина он подтолкнул к написанию работ по импровизации.
Необычно то, что мне написали, после прочтения некролога люди знавшие Есакова:
Так Валера Ломакин (в прошлом джазовый трубач, а сейчас директор у В. Клейнота) рассказал мне что Миша, первый познакомил Валеру не только с Ч. Паркером и К. Брауном, но и дал прочесть книги Бёля, Ремарка и Гессе. Он был его не только джазо¬вым гуру, но и проводником в мир литературы и живописи.
Удивительное письмо мне прислала из Канады джазовый критик Тамара Азекович, в прошлом зав. эстрадным отделом школы им. Стасова:

М. Есаков – во втором ряду второй слева

Олег! Спасибо, что сообщил о Мише Есакове. Жаль. Всего 70! От чего он умер? Твоя поминальная статья написана очень тепло. У меня с ним были хорошие отношения не только потому, что он работал в Стасовской школе. Дело в том, что я рецензировала его "Основы джазовой импровизации" для Коордиционного центра по эстрадно-джазовому образованию, которым, как ты помнишь, руководили Саульский и Антонова. Они не хотели пропускать его работу, но я убедила их, сказав,, что во-первых, нельзя так поступать к человеку, который


посвятил джазу свою жизнь, а во-вторых, взяла на себя ответственность за редакцию. Когда пособия были напечатаны Миша надписал их так:" Дорогая Тамара! Благодарю вас за поддержку джаза вообще и неоценимой помощи в публикации моей работы". К сожалению теперь это только память...

Тамара.        





Откликнулся Александр Ростоцкий руководитель джаз-бас театра:
Спасибо большое за письмо с печальной вестью и твою теплоту и искренность. Удачи тебе во всем. Обнимаю.
Алекс Ростоцкий





Председатель обнинского джаз-клуба Давид Гонюх
Олег, дорогой!
Из твоей статьи на портале jazz.ru я только что узнал о смерти Миши Есакова. Мы с ним не были друзьями (не довелось), но, как мне кажется, относились друг к другу с большим уважением. В один из наших первых приездов в Загорск он, будучи членом жюри, весьма высоко оценил мою аранжировку "Орнитологии". Оценка моих трудов "главным специалистом по Чарли Паркеру" для меня очень дорогого стоила.
Вот и еще одним замечательным человеком стало меньше...
Обнимаю Давид.

Преподаватель гитары в эстрадно-джазовом колледже на ул. Ордынка, ученик Есакова.
Саша Кутейников

Огромное спасибо, что прислали мне ссылку на Вашу публикацию, очень
светлое и, главное, точное отображение жизни Михал Михалыча. Человека очень талантливого, порой несколько своеобразного, но всегда очень открытого и доброго. Он никогда не лукавил, всегда говорил только то, что думает, потому, наверное, не все и не всегда его понимали, но это участь всех, отмеченных богом, по-настоящему одарённых людей. От себя могу только добавить, что этот человек действительно был проводником на моём витиеватом музыкальном пути, и если бы судьба меня с ним несвела, навряд ли бы я сейчас писал Вам это письмо. Светлая ему память.

Председатель московского Джаз-арт клуба Алик Эйдельман:
Олег, тебе на небесах зачтется за искренне доброе отношение к людям. Ты открыл для многих Мишу, который сам в последние годы по велению судьбы был закрыт для других. Читая, я вспоминал его образ с вечной сумкой, ремень от которой диагональю перерезал его грудь. Вспоминал его в Москворечье, его выступления с верным, надежным аккомпанементом, его академически точные соло. Неужели его уход был таким, как ты описал. Последняя воля и желание Миши - джазовая песня.
Это же потрясающий образ, колоссальный символ.
Кстати, интересно, что он пел. Если знаешь - напиши.
Олег спасибо тебе. Обнимаю

Председатель международной ассоциации джазовых журна¬листов Дмитрий Ухов:
Олег, Мишу Есакова жалко ужасно, он оставался из последних поколения тех, кто меня (и тебя) старше - пусть и не очень активно действовал в по¬следние годы, был ярким человеком (но не таким же исполнителем; а кто знает джазового пианиста Мехегана? Педагогика и исполнительство не одно и то же, редко, когда - как у тебя, или Джо Морелло, или Нейгауза старшего, одно совмещается с другим).
У Леонида Андреева в некрологе Льву Толстому отличное сравнение: что бы не делал Гулливер, пока был жив, лилипуты в любом случае слышали биение его сердца.

Но что я хотел бы сказать о джазе, как средстве против смерти? Дело в том, что чтобы мы ни делали в этой жизни - учились в институтах, воспитывали детей, играли джаз, подсознательно мы боролись со смертью, ибо хотели остаться на земле, воплотившись, как сказал один поэт: «в пароходы, в строчки и в другие долгие дела». А я хочу добавить – «в звуки, ноты и учеников».
И смерть всегда подводит итог, удалось это или нет? Так вот на вечере памяти М. Есакова вдруг открылась вся панорама дел этого удивительного человека, который не только сам играл джаз, но написал тьму пособий и учебников и сумел заразить проблемами джазовой методики своих учеников и коллег.

Вот неполный перечень его работ:

1. Чарли Паркер – классик джаза (самиздат)
2. Классическая джазовая импровизация 1-4 части (Методкабинет МК)
3. Темы Хораса Сильвера (самиздат)
4. 5 аккордов джаза и блюза. Вып.1. Большое баррэ...Майкл Есак
5. 5 аккордов джаза и блюза. Вып.2. Малое баррэ...Майкл Есак
6. Автопортрет гитариста джаза (аранжировки, соло, аккорды, басы)
7. Мастера импровизации. Вып.1. Джо Пасс. "Простая пластинка" (Впервые в СССР! с аудиокассетой.)
8. Мастера импровизации. Вып.2. Хорэс Силвер. "Синьор Блюз" (с аудиокассетой)
9. Мастера импровизации. Вып.3. Чарли Паркер. "Рибоперы Паркера" (с аудиокассе¬той)
10.Мастера импровизации. Вып.4. Клиффорд Браун. "Вечный джаз" (с аудиокас.)
11.Проф. импровизация (гитара). Вып.1. Мелодия / соло
12.Проф. импровизация (гитара). Вып.2. Гармония / аккорды
13.Проф. импровизация (гитара). Вып.3. Мелодизация гармонии
14.Проф. импровизация (клавиши / аккордеон). Вып.1. Мелодия / соло
15.Проф. импровизация (клавиши / аккордеон). Вып.2. Гармония / аккорды
16.Проф. импровизация (клавиши / аккордеон). Вып.3. Мелодизация гармонии
Кстати, эти работы можно приобрести у Надежды Николаевны тел: 313 90 35

Особенно хочется отметить его работу по истории джаза, написанную для общеобразовательной школы наверное, у нас у неё вообще нет аналогов.

Майкл Есак

История джаза и блюза. 1893 - 1973 года. Начальная и средняя школа The History of Jazz & Blues

И, конечно джаз – это великое средства преодоления ограниченности человеческой жизни ибо сознаюсь, для меня Армстронг или Браун иногда живее, чем некоторые мои друзья. И творчество Паркера и Брауна, так вошло в мою жизнь, что стало важнее и значи¬тельнее, чем общение со многими живыми музыкантами. И я посто¬янно живу их идеями и мысленно «советуюсь» с ними, как бы сыграл на моём месте тот или иной мой кумир.
Так случилось и с Мишей, ибо я постоянно вспоминаю его мысли высказанные по той, или иной джазовой проблеме, обращаюсь к его книгам и пособиям.
Однажды мне нужно было узнать название одной темы. Так вот я обзвонил и Фрид¬мана и Чугунова, других музыкантов, спев эту тему, все её помнили, названия сказать не могли. И лишь Есаков мгновенно сказал английское название и композитора. Я думаю, не случайно В. Фейертаг предложил мне собрать творческие достижения Миши для второго издания его джазового энциклопедического словаря. И я верю, что в галак¬тике российского джаза будет вечно светить звезда по имени

МИХАИЛ ЕСАКОВ.

Ведь он беззаветно служил джазу и теперь джаз будет нести его имя через века. Вот почему я закончу эту статью таким стихом:

Нет, смерти немота-
Не одолеет нас.
Откроет в рай врата
Звучащий вечно джаз.







Композитор Олег Степурко

2 коммент.:

kursebeli комментирует...

Spasibo za statiu, smert nikamu ni nravitsa no inagda kagda uznaiosh o takix ludiax katorie bili predani svaimu lubimomu delu i astavliaiut takoi iarki sled katori dolgie godi budet sopravajdat mnogix pakalenii o takom smerti inagda mojno zavidovat ! jal kanechno , tembole chto ia pervie uznal sdes ob etom zamechatelnom cheloveke ! ogromnoe spasibo avtoru za statiu

Oleg комментирует...

Джазовый гитарист (Франция) Andrei Bodnartchouk

Светлая память М. М. Есакову, он сыграл очень

важную роль в моей жизни: именно он был моим

первым учителем в стенах джазовой студии,

куда я пришёл зелёным вьюношей, увлечённым

рок-музыкой, именно он открыл мне двери в мир

джазовой импровизации.

Отправить комментарий