Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Джазовые лауреаты Grammy - 2009

Традиция повелевает отсчитывать успехи мировой музыкальной индустрии по номинациям на премию «Грэмми». Напомним: Grammy — это маленькие позолоченные граммофончики, которые с 1958 г. ежегодно вручает музыкантам, продюсерам, композиторам и т.д. организация под названием Академия Звукозаписи США (полностью — NARAS, National Academy of Recording Arts and Sciences of the United States). Академия отмечает своей премией только те записи, которые доступны на территории США: теоретически, даже если они только могут быть заказаны там через интернет, но на практике — те, которые продаются в американских магазинах. Но, поскольку американский рынок звукозаписи — крупнейший, богатейший и, вследствие этого, самый влиятельный в мире, де-факто американская премия стала мерилом успеха и показателем наивысших достижений всей мировой индустрии звукозаписи. Этому способствует и широкое освещение церемонии вручения премии: хотя в прямом эфире ту часть церемонии, где вручают премии в самых популярных категориях (рок- и поп-музыка), показывают по телевидению (канал ABC, затем — CBS) с 1971 г., «Церемония Грэмми» стала ТВ-событием ещё с 1960 г., когда канал NBC начал каждый год показывать основанную на съёмках церемонии вручения премии программу «Лучшие в записи». Церемония в прежние годы проводилась поочерёдно в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке (только в 1973-м — в Нэшвилле, штат Теннеси); 51-я церемония, которая состоится 8 февраля, будет шестой подряд проводящейся в Лос-Анджелесе в Спортивном центре «Стэплс».На рассмотрение Академии работы, выпущенные с 1 октября позапрошлого по 1 октября предшествующего церемонии годы, выносят как органы Академии, так и сами выпустившие эти работы фирмы грамзаписи. После того, как в Академию поступает заявка на номинацию той или иной работы в качестве соискателя премии, работу тайно оценивают около 150 экспертов Академии, чтобы выяснить, соответствует ли она критериям «Грэмми». Затем получившийся «длинный список» рассылается всем членам Академии с правом решающего голоса: таких членов около 16 тысяч человек — это заслуженные, опытные работники музыкальной индустрии (продюсеры, звукоинженеры, преподаватели, критики, радиоведущие и т.п.). Каждый из членов на условиях полной конфиденциальности голосует за четыре категории «Общего поля» («Лучшая запись года» — премия исполнителям и производственной команде, записавшем песню; «Лучший альбом года»; «Песня года» — премия композиторам и авторам текста; «Лучший новый артист»), а также за девять из 31 жанровых «полей» остального списка (каждое жанровое «поле», в свою очередь, разбито на много категорий — лучшая песня/пьеса данного жанра, лучший альбом, лучшее исполнение, лучшая продюсерская работа и т.п.). Никто из членов Академии не может голосовать по всем «полям» — только по тем девяти, которые данный голосующий считает предметом своей специализации. Таким образом формируется список номинаций, который оказывается примерно в четыре-пять раз короче «длинного списка» и включает всего по четыре-пять номинантов в каждой категории. Это тот список, с которым широкая публика знакомится за месяц-полтора до церемонии награждения победителей. По этому списку члены Академии голосуют вновь, и вновь имеют право голосовать только в «общем поле» и девяти (из 31) полях своей специализации (так, эксперты-джазмены не голосуют в полях «поп» и «рок», специалисты по кантри — в полях «джаз» и «блюз», и т.п.).В конечном счёте, «Грэмми» (по крайней мере, теоретически, но эта теория весьма близка практике) отражает не объёмы продаж и даже не популярность того или иного артиста у публики, а именно отношение к вышедшим за последний год пластинкам самой музыкальной индустрии, её профессионалов и, так сказать, старейшин. С одной стороны, именно так формулируются задачи премии; с другой — это даёт основания молодым музыкантам (особенно рокерам, ослеплённым удачными продажами и толпами на своих концертах, но не всегда получающим заветные граммофончики) обвинять Академию звукозаписи в том, что деятели музыкальной индустрии в основном хвалят сами себя. Этот аргумент, впрочем, частично развеивается, если сравнить количество показываемых по телевизору «популярных» номинаций «Грэмми» и огромное количество не попадающих в телетрансляцию наград джазменам, блюзменам, исполнителям традиционных музыкальных стилей, представителям классической музыки, звукоинженерам, авторам лучших статей для обложек дисков и т.п.

Ежегодно, помимо собственно джазовых категорий (поле «Джаз»), джазовые артисты и их записи появляются и в других категориях, зачастую не относящихся к джазу напрямую. В прошлом году, например, великий джазовый пианист Хэрби Хэнкок не только был номинирован в «главной» категории («Альбом года»), но и победил в ней, добавив к уже имеющимся у него десяти граммофончикам, завоёванным в прошлые десятилетия, одиннадцатый — и, в представлении массовой публики, самый престижный (плюс ещё и 12-й: тот же альбом, "River - The Joni Letters", стал и «Лучшим альбомом современного джаза»). Правда, это не первый его успех вне джазового «поля»: в коллекции «Грэмми», полученных Хэнкоком, есть «лучшие инструментальные исполнения ритм-н-блюза» (1983 и 1984, за пьесы «Rockit» и «Sound System»), «лучшие инструментальные композиции» (1987 и 1996, за пьесы «Call Sheet Blues» и «Manhattan (Island of Lights and Love)») и «лучшая аранжировка аккомпанемента вокалу» (1998, за «St.Louis Blues», исполненный Стиви Уондером).
Рассмотрим, кто и что из джазового мира фигурирует в номинациях на «Грэмми» в текущем году.UPD 09.02: победители отмечены красным цветом!Начнём с собственно «джазового» поля (Field 10: Jazz).
  • Категория «Лучший альбом современного джаза»«Randy In Brasil» — Randy Brecker [MAMA Records] «Floating Point» — John McLaughlin [Abstract Logix] «Cannon Re-Loaded: All-Star Celebration Of Cannonball Adderley» — сборник; продюсеры Грегг Филд и Том Скотт [Concord Jazz] «Miles From India» — сборник, продюсер Боб Белден [4Q/Times Square Records] «Lifecycle» — Yellowjackets Featuring Mike Stern [Heads Up International]
  • Категория «Лучший джазовый вокальный альбом»«Imagina: Songs Of Brasil» — Karrin Allyson [Concord Jazz] «Breakfast On The Morning Tram» — Stacey Kent [Blue Note] «If Less Is More...Nothing Is Everything» — Kate McGarry [Palmetto Records] «Loverly» — Cassandra Wilson [Blue Note] «Distances» — Norma Winstone (Glauco Venier & Klaus Gesing) [ECM]
  • Категория «Лучшее джазовое инструментальное соло» «Be-Bop» — Terence Blanchard (солист), трек из альбома «Live At The 2007 Monterey Jazz Festival» (артист: Monterey Jazz Festival 50th Anniversary All-Stars) [Monterey Jazz Festival Records] «Seven Steps To Heaven» — Till Bronner (солист), трек из альбома «The Standard» (артист: Take 6) [Heads Up International] «Waltz For Debby» — Gary Burton & Chick Corea (солисты), трек из их же альбома «The New Crystal Silence» [Concord Records] Son Of Thirteen — Pat Metheny (солист), трек из его же альбома «Day Trip» [Nonesuch Records] «Be-Bop» — James Moody (солист), трек из альбома «Live At The 2007 Monterey Jazz Festival» (артист: Monterey Jazz Festival 50th Anniversary All-Stars) [Monterey Jazz Festival Records]
  • Категория «Лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуально или группой» «The New Crystal Silence» — Chick Corea & Gary Burton [Concord Records] «History, Mystery» — Bill Frisell [Nonesuch Records] «Brad Mehldau Trio: Live» — Brad Mehldau Trio [Nonesuch Records] «Day Trip» — Pat Metheny with Christian McBride & Antonio Sanchez [Nonesuch Records] «Standards» — Alan Pasqua, Dave Carpenter & Peter Erskine Trio [Fuzzy Music]
  • Категория «Лучший альбом большого джазового оркестра» «Appearing Nightly» — Carla Bley and Her Remarkable Big Band [WATT] «Act Your Age» — Gordon Goodwin's Big Phat Band [Immergent] «Symphonica» — Joe Lovano with WDR Big Band & Rundfunk Orchestra [Blue Note] «Blauklang» — Vince Mendoza [Act Music and Vision (AMV)] «Monday Night Live At The Village Vanguard» — The Vanguard Jazz Orchestra [Planet Arts Recordings]
  • Категория «Лучший альбом латиноамериканского джаза» «Afro Bop Alliance» — Caribbean Jazz Project [Heads Up International] «The Latin Side Of Wayne Shorter» — Conrad Herwig & The Latin Side Band [Half Note Records] «Song For Chico» — Arturo O'Farrill & The Afro-Latin Jazz Orchestra [Zoho] «Nouveau Latino» — Nestor Torres [Diamond Light Records] «Marooned/Aislado» — Papo Vazquez The Mighty Pirates [Picaro Records]
    Если просмотреть все остальные 30 жанровых полей (плюс «общее поле»), то там обнаруживается ряд имён, имеющих прямое или косвенное отношение к нашей тематике.
  • В категории «Лучшее инструментальное исполнение поп-музыки» :«Fortune Teller» — Fourplay (трек из альбома «Energy») [Heads Up International] «Steppin' Out» — Stanley Jordan (трек из альбома «State Of Nature») [Mack Avenue Records]«Blast!» — Marcus Miller (трек из альбома «Marcus») [Concord Jazz]
  • В категории «Лучший инструментальный альбом поп-музыки» все пять номинантов — представители так называемого «мягкого» (smooth) или «современного» (contemporary) джаза (ценители инструментальной поп-музыки как-то различают эти два направления, первое из которых уж совсем «поп», а второе — несколько более «серьёзное» и граничит с современным джазом и фьюжн):«Sax For Stax» — Gerald Albright [Peak Records] «Greatest Hits Rerecorded Volume One» — Larry Carlton [335 Records] «Jingle All The Way» — Bela Fleck & The Flecktones [Rounder] «The Spice Of Life» — Earl Klugh [Koch Records] «A Night Before Christmas» — Spyro Gyra [Heads Up International]
  • В категории «Лучшее инструментальное исполнение кантри-музыки» неожиданно видим следующее:«Is This America? (Katrina 2005)» — Charlie Haden, Pat Metheny, Jerry Douglas & Bruce Hornsby (трек из альбома контрабасиста Чарли Хэйдена «Family & Friends — Rambling Boy») [Decca Records]В категории «Лучший альбом New Age», тоже довольно неожиданно, встречаем джазового барабанщика Джека ДеДжоннетта:«Peace Time» — Jack DeJohnette [Golden Beams/Kindred Rhythm]
  • В категории «Лучшая инструментальная композиция», как обычно, джазовых людей пруд пруди:«Alegria» — автор музыки Чик Кориа (артист: Chick Corea & Gary Burton, трек с альбома «The New Crystal Silence») [Concord Records] «Claire's Closet» — автор музыки Расселл Ферранте (артист: Yellowjackets featuring Mike Stern, трек с альбома «Lifecycle») [Heads Up International] «Danzon De Etiqueta» — автор музыки Дейв Грюсин (артист: Lee Ritenour & Dave Grusin, трек с альбома «Amparo») [Decca] «Hit The Ground Running» — автор музыки Гордон Гудвин (артист: Gordon Goodwin's Big Phat Band, трек с альбома «Act Your Age» [Immergent]
  • Три джазовых трека соревнуются с двумя треками других жанров и в категории «Лучшая инструментальная аранжировка»:«Duke Ellington's Sound Of Love» — аранжировщик Майкл Абене (Joe Lovano With WDR Big Band & Rundfunk Orchestra, трек с альбома «Symphonica») [Blue Note] «St. Louis Blues» — аранжировщик Боб Брукмайер (The Vanguard Jazz Orchestra, трек с альбома «Monday Night Live At The Village Vanguard») [Planet Arts Recordings]«Yesterdays» — аранжировщик Гордон Гудвин (Gordon Goodwin's Big Phat Band featuring Art Tatum, трек с альбома «Act Your Age») [Immergent]Одну-единственную поп-певицу Натали Коул затолкали в угол четыре джазовых аранжировщика в категории
  • «Лучшая аранжировка аккомпанемента вокалу»:«Alfie» (Traincha & The Metropole Orchestra) — аранжировщик Винс Мендоса (трек с альбома «The Look Of Love — Burt Bacharach Songbook») [Blue Note] «Grace» (Take 6) — аранжировщик Седрик Дент (трек с альбома «The Standard») [Heads Up International] «Johnny One Note» (John Pizzarelli) — аранжировщик Дон Себески (трек с альбома «With A Song In My Heart») [Telarc International] «Lazy Afternoon» (Danilo Perez) — аранжировщик Клаус Огерман (трек с альбома «Across The Crystal Sea») [Emarcy]В категории «Лучшая статья в буклете альбома» джазовый историк Фрэнсис Дэйвис номинирован за статью к переизданию легендарного альбома трубача Майлса Дэйвиса «Kind Of Blue: 50th Anniversary Collector's Edition» [Columbia/Legacy Recordings]В категории «Лучший исторический альбом» один из пяти номинантов — тоже джазовый:«Classic Columbia, OKeh And Vocalion Lester Young With Count Basie (1936-1940)» — продюсер компиляции Скотт Уэнзел, инженеры мастеринга Малколм Эдди, Майкл Брукс, Матт Кавалуццо, Андреас Мейер и Марк Уайлдер [Mosaic Records]И, наконец, в предпоследнем (перед заключительным «музыкальным видео») «классическом» поле в категории «Лучший альбом классического кроссовера» (то есть соединения академической музыки с иными жанрами) фигурирует следующий альбом:«The Othello Syndrome» — Uri Caine Ensemble [Winter & Winter]
    Поздравляем лауреатов!
Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»

2 коммент.:

kursebeli комментирует...

spasibo za informaciu ! bilo interesno !!!

Boholik комментирует...

Незачто, заходи еще. :-)

Отправить комментарий

Архив блога