Джазовый портал

Музыкальное общение на джазовые темы

Отзыв Фрэнка Синатры о книге “Биг-бэнды изнутри”

М-ру Джозефу Д. Оуксу, 1234 Оук Стрит, Мидлтаун, США
Дорогой Джо, благодарю тебя за письмо. Я могу понять твои чувства, ибо уверен, что многие другие, кого не было на свете в эру "биг-бэндов", задают себе те же самые вопросы, которые ты задаешь мне: что же сделало эти "биг-бэнды" столь великими, как обстоят дела в те дни и почему "бэнды" были (и остаются до сих пор) важной частью нашей музыкальной сцены.
Когда ты родился, эра "биг бэндов" едва лишь начинала увядать. К тому времени, когда ты попал в школу, старая и новая эры уже частично взаимо-наложились. Символично, что Элвис Пресли выступал в одной телевизионной программе с братьями Дорси. Через пару лет после этого братья Дорси ушли от нас. В известном смысле эра "бэндов'' умерла вместе с ними, потому что Томми и Джимми были символами всего того, что происходило в те годы, если вспомнить их безупречное музыкальное мастерство, их вклад в улучшение музыкальных оценок и стандартов, их дружбу и ссоры, открытие ими новых талантов (инструментальных и вокальных) и их роль в формировании музыкальных вкусов американцев.

Трудно указать точно то время, когда "бэнды" перестали быть в центре внимания публики, но еще труднее определить тот исторический момент, когда они родились. Еще до 1-й мировом войны было немало групп рэгтайма, которые играли на танцах, но все они имели размеры небольшого комбо. Однако, можно сказать вполне определенно, что когда росло мое поколение, в годы двадцатые и, тем более, тридцатые, мы были уже окружены звуками "биг-бэндов", доносившимися по радио. "Биг-бэнд" в те дни означал 10 человек и более. И если он создавал впечатление групповой работы саксофонов или меди, то он квалифицировался именно как "биг-бэнд". Это не означало, конечно, что их можно было валить в одну кучу, потому что этими "бэндами" руководили, с одной стороны, как Гай Ломбардо и Уэйн Кинг, так, с другой стороны, Эллингтон, Гудмен и братья Дорси.
"Биг-бэнды" отличались своей индивидуальностью точно так же, как и любая, выбранная наугад группа людей, которых встречаешь на улице. Одни играли в чисто коммерческом стиле для массовой аудитории и собирали не плохой урожай. Другие, особенно в эру свинга, имели цели, которые выходили за пределы развлечения и танцев - они играли для любителей, некоторые хотели слушать, размышлять и даже анализировать.
Но, независимо от того, на какую часть публики они были нацелены, "биг-бэнды" стали жизненно необходимыми, у нас дома и за рубежом. В годы между двумя мировыми войнами некоторые из наших великих "бэндов" гастролировали по всему свету и где бы они ни были, своей музыкой они немного рассказывали людям об Америке. "Бэнды" формировали музыкальные вкусы каждого человека. Их слушали (включая и "тинэйджеров") вовлекались в этот процесс эмоционально и физически. Для любителей джаза эти оркестры предлагали здоровое и приятное времяпровождение, для молодых музыкантов они были превосходной иллюстрацией совместной творческой работу в группе. Мне повезло, Джо, т. к. моя собственная карьера началась как раз в то время, когда можно было полностью использовать все выгоды от тех возможностей, которые предоставляли "биг-бэнды". Работать с хорошим "бэндом" в те дни было пределом мечтаний для любого певца, который собирался стать профессионалом. Мое сотрудничество с оркестрами началось сразу после того ужасного период а, когда я подрабатывал на радио в Нью-Джерси. Тогда я вел "шоу" в танцевальном зале "Растик кэбин" в Энглвуде и немного пел с "бэндом" Боба Честера, а потом — Гарольда Арлена. Однажды по радио меня услышал Гарри Джеймс. Он четыре месяца назад ушел от Бэнни Гудмена и собирал свой оркестр. Через пару дней он договорился со мной о встрече в театре "Парамаунт" и мы заключили контракт. Я работал с "бэндом" Гарри всю вторую половину 1929 г., а затем, когда я получил предложение от Томми Дорси, Гарри согласился отпустить меня к нему.
Я сделал свои первые записи с Томми 1 февраля 1940 г. я оставался с "бэндом" до 10 сентября 1942 г. К этому времени Дорси имел большой оркестр, включая группу струнных инструментов, которая возбуждала меня. Мне всегда нравились скрипки для сопровождения вокала и если бы они были у Джеймса в то время, когда я с ним работал, возможно, я бы не ушел от него, т.к. в 1940 г. Томми их еще тоже не имел.
Будь вы инструменталистом или вокалистом, работа в "бэнде" была важной частью вашего роста — и музыкально, и как человека. Это было место вашего обучения, фундамент карьеры, своего рода университет, где вы учились сотрудничеству, братству и умению переживать трудные времена. Что же касается профессионального опыта, то ничто не может сравниться с этими одноразовыми выступлениями, когда вам приходится метаться между пятью местами — автобус, номер в отеле, ресторан с сальными ложками, комната для переодевания (если она есть) и подмостки сцены. Затем снова в автобус и на следующее место работы, хотя оно может находиться за 4 сотни миль.
Я говорил об этом много раз, но мне никогда не казалось, что я говорю об этом слишком часто: певец может и должен учиться, слушая музыкантов. Моим лучшим учителем был не инструктор по вокалу, не работы других певцов, а то, как, Томми Дорси дышал и фразировал на своей тромбоне. В то время, когда я был с "бэндом" Джеймса, появились первые, важные для меня рецензии в печати. В сентябре 1939 г. журнал "Метроном" поместил статью об этом оркестре, упомянув "приятный вокал Фрэнка Синатры, легкая фразировка которого достойна всяческих похвал". Статья эта была подписана молодым критиком по имени Джорж Саймон, который проводил много времени, слушая самые разнообразные оркестры, и занимался очень нужным делом, публикуя в крупном журнале "Метроном" (каким он был тогда) свои информационные статьи для привлечения внимания публики к современный "бэндам" и их вокалистам. Начиная с тех самых дней, Джо, постоянно ощущалась необходимость в такой, действительно законченной книге, которая могла бы дать ответ на все вопросы, подобные твоим, и документировать эту сказочную историю, которую должны знать современные ребята. Вероятно, ты даже и не слышал, что был такой театр "Парамаунт" или танцевальное заведение "Растик кэбин". Может быть, даже имена братьев Дорси вызывают у тебя не более, чем смутные воспоминания. Но в своей книге о "биг-бэндах" Дж. Саймон рассказывает все о том, как это было. Это очаровательная книга. Не давай ее читать своему отцу — пусть пойдет и купит себе собственный экземпляр. И я уверен, что он не оторвется от нее — для него это будет источником ностальгии. А для тебя и тебе подобных - она будет учебником.
Я завидую тому удовольствию, с которым ты прочтешь эту книгу, Джо, и не забывай, что есть множество счастливых парней, которые могли бы и не стать такими счастливчиками, если бы не "биг-бэнды". Это относится и ко мне.
Твой Фрэнк Синатра.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Архив блога